Диплом
материал на тему
РАЗРАБОТКА СБОРНИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(Дипломный проект)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра математики и информатики
РАЗРАБОТКА СБОРНИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(Дипломный проект)
ВКР допущена к защите « »_________ 2017 года Зав. кафедрой______________ ВКР защищена c оценкой _________________ « » _____________2017года | Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах Курс 4 Руководитель: Рецензент: |
Челябинск, 2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
| |
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава I. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | |
1.1. Понятие «интегрированный урок» | 6 |
1.2. Типы и формы интегрированных уроков | 8 |
1.3. Познавательная активность младшего школьника | 13 |
1.4. Влияние интегрированных уроков на развитие познавательной активности младшего школьника | 15 |
1.5. Методические рекомендации учителю по составлению и проведению интегрированных уроков | 17 |
1.6. Структура и содержание сборника «Интегрированные уроки» | 21 |
1.7. Ход и результаты апробации | 23 |
Выводы по I главе | 28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 30 |
ГЛОССАРИЙ | 32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 36 |
Введение
Актуальность проблемы исследования. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Этого можно достичь, поставив перед собой определенные цели деятельности.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях- теоретической, практической и прикладной. Главная цель - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения.
В настоящее время внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Профессор Е.Полат считает, что для формирования коммуникативной компетенции недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей [1].
Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков, в работах советских дидактов: И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; ученых-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер и др.
На основе актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Разработка сборника интегрированных уроков для повышения познавательной активности у младшего школьника в процессе обучения».
Цель исследования: На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть понятия интегрированного урока, преимущество интегрированных уроков; разработать сборник технологических карт интегрированных уроков и выявить его влияние на повышение уровня познавательной активности младшего школьника.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках в начальной школе.
Предмет исследования: методика проведения интегрированных уроков в начальной школе.
Гипотеза исследования: если разработать сборник технологических карт интегрированных уроков и систематически применять на уроках в начальной школе, то познавательная активность у младших школьников возможно возрастет.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть понятия интегрированного урока, преимущество интегрированных уроков;
2. Изучить особенности проведения интегрированного урока, влияние интегрированных уроков на развитие познавательной активности младшего школьника;
3. Разработать сборник технологических карт интегрированных уроков для повышения познавательной активности у младшего школьника в процессе обучения.
4. Провести апробацию сборника технологических карт интегрированных уроков для выявления эффективности его применения в условиях начальной школы;
5. Изучить результаты апробации, сделать выводы о целесообразности использования сборника и разработать методические рекомендации по использованию сборника интегрированных уроков.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что сборник может быть использован учителями для повышения познавательной активности у младшего школьника при изучении тем в начальной школе. Была успешно использована мной на преддипломной практике в МОУ СОШ №58 г. Челябинска.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы; систематизация материала; обобщение.
- эмпирические: конструирование сборника; апробация; метод сравнительного анализа результатов апробации.
Структура ВКР:
1. Титульный лист;
2. Оглавление;
3. Введение;
4. Основная часть (1 глава, вывод по 1 главе);
5. Заключение;
6. Глоссарий;
7. Список использованной литературы;
8. Приложения.
Глава I. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие «интегрированный урок»
Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков.
«Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов»,- утверждает ученый И.П. Подласый [2, с.232]. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.
Авторитетный ученый, автор учебника «Педагогика начальной школы» И.П. Подласый пишет: «Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя» [2, с.233].
Подласый И.П. отмечает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в первом классе дает сочетание предметов:
- обучение грамоте: ознакомление с окружающим, музыка, рисование;
- математика: ознакомление с окружающим, труд, рисование, физкультура;
Во втором классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим, музыки; вокруг математики – ознакомление с окружающим, труд, рисование, физкультура; вокруг музыки – чтение, рисование, ознакомление с окружающим, физкультура и т.д. [20].
По мнению И.П. Подласого, содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменят суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне. Доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать [2,с.234].
Целью интегрированных уроков должны быть:
- разностороннее изучение определённого объекта, явления;
- осмысленное восприятие окружающего;
- приведение знаний в определённую систему;
- побуждение фантазии и интереса;
- развитие позитивно-эмоционального настроения [20].
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.
Преимущества интегрированных уроков :
1. Окружающий мир познается в многообразии и единстве.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
5. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из - за переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
7. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
8. Формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике [5].
1.2. Типы и формы интегрированных уроков
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Особых типов и форм уроков нет.
1. Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-лекция; урок-путешествие; урок-исследование; урок-экскурсия.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
образовательные: научить чтению и анализу карт, схем.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры;
Следует разделять традиционный и современный уроки.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля [15].
Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная [8].
2. Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие;
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность [14].
Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: выработать умение; научить владению приемами: углубить знание о предмете.
воспитательные: показать роль: вовлечь в активную практическую деятельность; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии [22].
Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом. Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично поисковым, репродуктивным методам [22].
3. Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д.
Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность [20].
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия.
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с …; научить отстаивать свою точку зрения;
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения;
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность [23].
4. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока: диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки [12].
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме:
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания [13].
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности [11].
5. Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока: викторина; конкурсы; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения,
продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы: обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля.
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям [10].
6. Урок устного контроля знаний.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос [3].
Урок письменного контроля знаний.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме работы. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
7. Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах [3].
8. Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них [21].
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения [25].
1.3. Познавательная активность младшего школьника
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность [4].
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности [5].
Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
1. Естественное стремление школьников к познанию;
2. Положительное отношение к учебе;
3. Активная познавательная деятельность, направленная на осознание
предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
4. Проявление воли в процессе овладения знаниями. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии [6].
В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить несколько направлений.
Познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора [16].
Познавательная активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [6].
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.[8]
Именно эта задача наиболее остро стоит перед учителем ,т. е. учитель должен найти оптимальные пути ее решения.
Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются:
* ситуации решения познавательных задач,
*ситуации активного поиска, догадок, размышления,
*ситуации мыслительного напряжения,
* ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2.Учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся.
В процессе обучения приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков, в постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся. Благоприятное общение в учебном процессе. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
4.Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.
Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.[6]
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.[7]
Таким образом, познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.
1.4. Влияние интегрированных уроков на развитие познавательной активности младшего школьника
Безусловно, интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Процессы интеграции происходят во всех сферах человеческой жизни, и в образовании тоже. В связи с требованиями общественного и научно-технического прогресса образовательные потребности современного школьника возрастают.
Межпредметная интеграция является важным условием реализации познавательных потребностей младших школьников, развития личностных качеств учащихся в целом, и познавательной активности, в частности.
Проведение интегрированных уроков создает у школьников положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной деятельности. При этом сохраняется и развивается индивидуальность [3].
Интеграция - одна из систем развивающего обучения, которая способствует формированию творческого мышления школьников.
Интегрированный подход способствует реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы [2].
Таким образом, интеграция, как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему выступает ведущим средством организации образовательного процесса.
Хотелось бы представить опыт учителя.
Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе.
Учительница МКОУ СОШ №1 с. Чегем – 2 Кишева Л.А.
Интеграция нужна и возможна в начальной школе. Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков. Во-вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.
Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе надо достаточно осторожно со знанием основ, составляющих начальное звено. Полезно при этом вспомнить высказывание Я. А.Коменского о том ,что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний основанных на интересах детей. Школа, по мысли Я. А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждения экспериментирование.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения, которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь”стержнем”,”осью”этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы “сшивают”узлы знаний в единую систему.
Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как мастерская одного цвета, а не был бы похож на одеяло, сшитое из лоскутков.
Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Привлечение произведений в художественной литературе к изучению различных предметов обогащает учебный процесс. Умело включенный в урок литературоведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес у учащихся.
Таким образом, образная, яркая речь художественных текстов, многогранное раскрытие процессов, основанные на взаимосвязи гуманитарных, естественно-научных и художественно эстетических знаний, способствуют формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
1.5. Методические рекомендации учителю по составлению и проведению интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности обучающихся. Но иногда бывает так, что новое это хорошо забытое старое [12].
Идея комбинированного урока высказывалась К.Д. Ушинским. Великий педагог проницательно подметил, что перемена занятий действует на ребёнка лучше даже полного отдыха.
В соответствии с логикой развития познавательных способностей ребенка обучение в начальной школе должно начинаться с целостного интегрированного курса, так как детям этого возраста свойственно синтетическое восприятие мира. В процессе деятельности ребенок усваивает общественный опыт, в результате приобретения собственно индивидуальный. Учитель, используя книги, предметы, памятники культуры, искусства на урок и вне урока, обучает, просвещает детей [16].
Проводить интегрированные уроки, можно при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математики можно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы [12].
Нельзя забывать известного положения Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное учение, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание учиться
Учет возрастных особенностей учащихся, стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.
Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.
Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей, за исключением начальной школы. Хоть и в начальных классах могут сотрудничать учителя-предметники [10].
Учитель продумывает организацию учебной деятельности школьников на интегрированных уроках: сосредоточивает внимание на главных, ведущих идеях, преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников.
Не менее важно, чтобы на этих уроках осуществлялось развитие речи детей. Это и обогащение, активизации словаря, развитие связной речи. Интегрированные уроки помогают в ознакомлении школьников с окружающим миром. Сегодня, как никогда раньше, все усилия нужно направить на повышение качества знаний учащихся и добиваться высоких результатов. Качество знаний зависит и от особенностей познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности [8].
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется [10].
В начальной школе интегрированные уроки имеют свои особенности и носят, особенно в первом классе, коллективный характер, т.е. “немного обо всём”. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основном сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления [13].
В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания ( в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста: быстрая утомляемость. Интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой [18].
Особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).
Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.
Такие интегрированные уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи, художественный труд [11].
В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала необходим пересмотр методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности.
Педагоги, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем, выявить общие направления данных тем и обозначить цель и задачи будущего интегрированного урока, которые должны быть направлены на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала [12].
При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
Следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования.
Не забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов высокого профессионализма. Педагоги должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках, уметь слаженно взаимодействовать, показывая пример взаимного сотрудничества, уметь импровизировать [15].
Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний. Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией.
Основная цель такого урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере.
1.6. Структура и содержание сборника «Интегрированные уроки»
Сборник может использоваться во время уроков со школьниками начальной школы для 3 класса, сборник содержит конспекты к урокам начальной школы по программе Школа-2100. Интегрированные уроки может проводить как один учитель, так и с помощью учителя-предметника. Сборник «Интегрированные уроки» имеет следующую структуру:
1) интегрированные уроки русского языка и окружающего мира:
- «Разбор имени прилагательного как части речи»;
- «Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»;
- «Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»;
2) интегрированные уроки окружающего мира и математики
- «Первый шаг из моря на сушу»;
3) интегрированные уроки математики и русского языка:
- «Умножение и деление»
-«Деление трёхзначных чисел на однозначное число»
4) интегрированные уроки литературы и математики
- Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
5) интегрированные уроки литература и окружающий мир
- У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
5) интегрированные уроки технологии и окружающего мира
- «Картонные фигурки с элементами движения для театра».
Интеграцию с другими предметами можно увидеть через элементы, вставленные в урок, либо совмещение тем двух дисциплин.
Ниже представлен фрагмент урока математики и литературного чтения таблица1, на котором дети читают задания по вариантам, по математике и выполняют их на отдельном листке. После решения заданий, взаимопроверка, а затем проверка ответов на слайде. После заданий по математике, ребята продолжают читать текст по литературе, отвечают на вопросы и пересказывают текст.
Фрагмент урока математики и литературного чтения.
Таблица 1.
6.Решение частных задач на основе анализа теста. Словесный: ответы на вопросы. | 15 мин. | Вариант 1 Вариант 2 на карточках. х + 45 = 92 75+х = 81 26+х = 50 х + 22 = 70 Решение: х + 45 = 92 75 + х = 81 х = 92-45 х = 81-75 х = 47 х = 6 26+х=50 х + 22 = 70 х = 50 - 26 х = 70 - 22 х=24 х = 48 обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, затем сверьте ответы со слайдом. Какие молодцы вернемся к чтению текста. Часть - 8 (чтение вслух детьми) мне невдомёк – не мог догадаться, сообразить Вот мы прочитали рассказ, он вам понравился? - Чем понравился? - Вы смогли получить ответ на все свои вопросы? - Как вы думаете, а я на свой вопрос нашла ответ в произведении? - О каких суровых законах леса говорилось в тексте? - Попытайтесь их сформулировать. (нужно засветло возвращаться домой, уметь читать «следы», знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, быть терпеливым и смелым…) - А наши герои соблюдали эти законы? - Что вам захотелось сделать, после прочтения данного произведения: нарисовать, слепить, прочитать другие произведения В. Бианки, написать стихотворение, рассказ, обратиться к энциклопедии о животных? Подумай! Готовы ли вы совершить такое путешествие? Какие черты вашего характера помешают вам повторить путь Егорки? Каким нужно быть человеком, чтобы совершить такое путешествие и что для этого нужно знать. Творческое задание. Попробуйте пересказать 7 часть от имени Егорки или его отца. Задание в тетради. Начать запись цитатного плана, которую завершат дома | Читать вслух и про себя. | П: анализировать литературный текст. П: осмысленно читать текст. |
Сборником могут пользоваться студенты для прохождения педагогической практики, а также молодые учителя начальной школы.
Для удобства работы со сборником конспекты уроков оформлены по ФГОС, прописаны цели деятельности учителя, планируемые результаты и УУД. Конспекты представлены на бумажном носителе. Электронную версию конспектов можно найти по ссылке http://nsportal.ru/kostromina-anastasiya-evgenevna
1.7. Ход и результаты апробации
Педагогическая апробация — это кратковременная, целенаправленная деятельность по выявлению возможности использования какого-либо педагогического средства, технологии.
Задачи проведения апробации:
1. Разработать сборник интегрированных уроков в начальной школе;
2. Провести апробацию и сделать вывод о необходимости применения сборника;
3. Разработать методический инструментарий отслеживания результатов по использованию данного сборника на практике.
Апробация по использованию сборника «Интегрированные уроки в начальной школе» проходила в г. Челябинске на базе….. Апробация проводилась с 21.02.17 по 25.03.17. Для апробации был выбран 3 класс. Апробация заключалась в подготовке к урокам начальной школы с помощью сборника «Интегрированные уроки в начальной школе» для повышения качества обучаемости учеников младших классов.
Работа над проектом проходила поэтапно:
1 этап - констатирующий.
2- этап - контрольный.
Таблица 2.
Педагогическая карта практической деятельности в апробации
срок апробации с 20.02.17г. по 25.03.17г.
Дата урока (мероприятия | Тема урока (занятия, мероприятия) | Задача урока по апробации | Методическое средство реализации задачи | Этап апробации. Средство выявления показателей среза. |
28.02.17 | «Разбор имени прилагательного как части речи» | - развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком. | Сборник уроков «Интегрированные уроки» | Констатирующий этап. Анкета. Презентация сборника. |
1.03.17 | «Решение задач» | - совершенствовать умение решать задачи. | Сборник уроков «Интегрированные уроки» | Формирующий этап. Оценка за проведенный урок. |
2.03.17 | «Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» | - Создание условий для формирования правильной читательской компетенции через изучение произведения В. Берестова «Прощание с другом». | Сборник уроков «Интегрированные уроки» | Формирующий этап. Оценка за проведенный урок. |
07.03.17 | «Маленькие рыцари.» | - учиться самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся. | Сборник уроков «Интегрированные уроки» | Формирующий этап. Оценка за проведенный урок. |
15.03.17 | ««Картонные фигурки с элементами движения для театра» | - познакомиться с новым приемом «соединять детали проволокой и нитками, обеспечивая их свободное движение | Сборник уроков «Интегрированные уроки» | Заключительный этап. Итоговая оценка за преддипломную практику. |
Для того, чтобы провести апробацию, нужно иметь критерии и показатели (Таблица 2.).
Таблица 3
Критерии и показатели оценки качеств познавательной активности у младших школьников
№ | Критерии | Показатели | Уровни |
1 | Познавательный | -стремление к получению информации из разных информационных источников -проявление инициативы и самостоятельности в поиске новой информации -стремление к обсуждению вопросов познавательного характера | Высокий. Всегда стремится к самостоятельности в поиске новой информации; активно вступает в обсуждение вопросов |
Средний. Иногда стремится к самостоятельности в поисках новой информации; не всегда вступает в обсуждение вопросов | |||
Низкий. Самостоятельность в поиске новой информации отсутствует; не вступает в обсуждение вопросов познавательного характера | |||
2 | Сформированность знаний, умений, навыков | -наличие обобщенных учебных умений -сформированность мыслительных операций (обобщение, сравнение) -разнообразие и рациональность действий | Высокий. Хорошо сформированы мыслительные операции; действует разнообразно и рационально |
Средний. Сформированность мыслительных информаций находится на среднем уровне; иногда действует не рационально | |||
Низкий. Несформированны мыслительные операции; все действия не рациональны | |||
3 | Эмоционально-волевые проявления | -эмоциональное отношение к цели, процессу и результату познания -сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость -доведение до конца начатой работы | Высокий. Эмоционально воспринимает материал; сосредоточен, доводит дело до конца |
Средний. Эмоциональность проявляется редко, иногда отвлекается; часто не доводит дело до конца | |||
Низкий. Эмоциональность отсутствует; часто отвлекается; не доводит дело до конца |
Обработка результатов апробации
На первом констатирующем этапе был проведен тест на определение уровня познавательной активности у младшего школьника (автор: психолог Пашнев.Б.К.)
На втором контрольном этапе тест был проведен повторно для того, чтобы понять вырос ли уровень познавательной активности у школьников после использования сборника «интегрированные уроки».
Результаты приведены ниже в таблице 4.
Таблица 4
Результаты констатирующего и контрольного среза (К1 и К2)
№ | Критерии Учащиеся | Результаты теста по критериям | |
К1 | К2 | ||
1 | Имя | С | В |
2 | Имя | С | В |
3 | Имя | С | В |
4 | Имя | С | В |
5 | Имя | Н | С |
6 | Имя | С | В |
7 | Имя | Н | С |
8 | Имя | С | В |
9 | Имя | С | В |
10 | Имя | Н | С |
Расшифровка результатов: Н- «низкий» , С- «средний» , В- «высокий»
В результате проведения констатирующего среза (К1) было выявлено:
7 из 10 учеников со средним уровнем развития познавательной активности;
3 из 10 учеников с низким уровнем развития познавательной активности.
В результате проведения контрольного среза (К2) было выявлено:
7 из 10 учеников уровень повысился до высокого;
У 3 из 10 учеников уровень повысился до среднего уровня развития познавательной активности.
Вывод:
проанализировав результаты, было установлено, что использование сборника «Интегрированные уроки» на уроках в начальной школе обеспечивает развитие познавательной активности обучающихся.
Выводы по I главе
В главе I была рассмотрена тема: «Разработка сборника интегрированных уроков для повышения познавательной активности у младшего школьника в процессе обучения».
Проведенный анализ показал, что применение сборника «Интегрированные уроки» на уроках в начальной школе обеспечивает развитие познавательной активности обучающихся.
В параграфе 1.1 рассмотрено понятие «интегрированный урок».
В параграфе 1.2 представлены типы и формы интегрированных уроков.
В параграфе 1.3 мы проанализировали методические рекомендации учителю по составлению и проведению интегрированных уроков.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой.
5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
В параграфе 1.4 мы рассмотрели познавательную активность младшего школьника.
В параграфе 1.5 мы рассмотрели влияние интегрированных уроков на развитие познавательной активности младшего школьника.
Последующие параграфы подробно показывают ход и результаты апробации по развитию познавательной активности у младших школьников: это организация апробации работы, критерии, показатели, ход и результаты апробации.
Заключение
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.
Изучение интегрированных уроков на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы, она дает полный анализ проблемы интеграции, в общем, и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.
Проанализировав существующую литературу, по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
3. При разработке системы интегрированных уроков информатики учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.
5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.
6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков [16].
Изучение процесса интеграции и интегрированных уроков ведет к тому, что единого понимания пути этого явления нет.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Глоссарий
Бинарный урок- это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися. Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что учитель и педагог - специалист одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме.
Дифференциация- в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Интеграция- процесс объединения частей в целое.
Интегрированный подход- подход к обучению, который воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения.
Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления
Коммуникация- это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Компетенция- это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Другими словами это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Межпредметные связи- в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению.
Познавательная активность- это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Индивидуальный подход- это внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Список использованной литературы
- Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. – М: Просвещение, 2009. – 337 с.
- Баранов С.П. Принципы обучения/С.П. Баранов – М: 2008. – 441 с.
- Басынина Л.Н. Целостно-интегрированный подход на уроках в начальных классах. // Начальная школа (электронная версия). – 2011. // festival.1september.ru›articles/563147/
- Ббабич Н. К., О. А. Современные интегрированные уроки в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий (как показать мир в многообразии связей) : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. К. Ббабич, О. А. Горовая, М. Д. Даниловская, Т. А. Носова. – Челябинск Цицеро, 2011. – 144 с.
- Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения /В.Ф. Боярчук - Вологда, 2010. – 223 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и практика /А.И. Гурьев – Горно-Алтайск, 2012 , 204 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования/ А.И. Гурьев .Горно-Алтайск, 2009 – 160 с.
- Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов /Ю.И.Дик, А.А.Пинский, В.В.Усанов. - М.: Наука, - 2010. - №9. – 42-47с.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2010
- Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе Педагогика / Зверев И.Д., Максимова В.Н. - . М.:. – 2011
- Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса / Г.И. Колпакова –М: Начальная школа, 2009. 29–31с.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина - М: Владос, 2009 – 144 с.
- Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, -2009, №5 с.10-14
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории/ М.И. Махмутов. – М: Просвещение , 2008. – 37–40 с.
- Мельник Э.Л. Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика. - СПб.: КАРО, 2003.-192 с.
- Петров А.В. Развивающее обучение / А.В. Петров.- Челябинск: Факел , 2010. – 261 с.
- Попова А.И. Элементы интегрирования на уроках/ А.И. Попова . М: Начальная школа, 2008. -17-22 с.
- Сластенин В. А.. Педагогика : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2013. – 496 с.
- Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. Педагогика нового времени. / Сухаревская, Е.Ю, 2003. -3-18с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А. Сухомлинский. –М: Педагогика, 2008. 125-129 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н.Ф. Талызина -М: Педагогика, 2010. -301 с.
- Татарченко С.С, Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно- метод. Пособие / Татарченко С.С. – СПб.: КАРО, 2012. – 120с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 8-ми т. Т.6/ К.Д. Ушинский. – М: Педагогика, 2008. - 508 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М: Педагогика, 2009. - 528 с.
- Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения/ Г.Ф. Федорец – М: Педагогика, 2008. - 94 с.
Приложение 1
Тест на определение уровня познавательной активности у младшего школьника (автор: психолог Пашнев.Б.К.)
Инструктаж: прочитай приведенные ниже вопросы. Выбери ответ, который подходит тебе. Будь внимателен, не пропусти ни одного вопроса. Удачи!
1. Тебе нравится выполнять:
А) легкие задания Б) трудные
2. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызывал тебя к доске для выполнения упражнения?
А) да Б) нет
3. Тебе больше нравится выполнять учебное задание :
А) одним способом Б) искать способы решения
4. Ты предпочитаешь на уроке:
А) самостоятельно выполнять задания Б)слушать объяснение учителя
5. Тебе нравится выполнять трудное задание:
А) вместе с классом Б) одному
6. Ты часто рассказываешь родителям или друзьям о новом интересном, что узнал на уроке:
А) да Б) нет
7. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке:
А) да Б) нет
8. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на уроке:
А) да Б) нет
9. Радуешься ли ты своим успеха в школе?
А) да Б) нет
10. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что узнал на уроке:
А) да Б) нет
Ключ
+ 1а, 2а, 3б, 4а, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а.
За каждое соответствие ученик получает 1 балл.
Количество баллов:
От 0 до 5 говорит о том, что уровень познавательной активности у младшего школьника низкий.
От 6 до 7 говорит о том, что уровень познавательной активности у младшего школьника средний.
От 8 до 10 говорит о том, что уровень познавательной активности у младшего школьника высокий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом
Открытый урок...
Диплом
Мой Берестов...
Диплом
Конкурсы в любую погоду...
Диплом
"Открытый урок"...
Диплом лауреата областного конкурса " Родники мастерства Белогорья"
Диплом за участие в областном конкурсе...
Диплом
Диплом...
Диплом первоклассника
Диплом первоклассника...