ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНСАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
статья на тему
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannoe_obuchenie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНСАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений, навыков.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.
Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно – ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно – ориентированного процесса обучения.
Результаты работы необходимо смотреть и оценивать по итогам диагностики. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Организуя внутриклассную дифференциацию, необходимо несколько этапов :
1. Проведение диагностики.
2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
3. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
4. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Для организации дифференцированного обучения, целесообразно использовать групповую форму. В группы детей следует формировать по способу облученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках русского языка, например, я предлагаю подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова- выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.
При подборе задания для групп необходимо:
- Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает , что учащиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание , аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объёму можно сочетать с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных можно предложить творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.
- Дифференциация работы по степени самостоятельности.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
- Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.
Наиболее распространёнными видами помощи:
- Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
- Помощь в виде «подсказок» (карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске);
На карточках используются различные виды помощи:
- Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения
- Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила
- Наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения, схема разбора слова по составу и др.)
- Дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь)
- Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания
- Начало выполнения упражнения.
Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
6) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Дифференцированный подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельных работах.
При подготовке к урокам, анализируя цели урока, программный материал, определив его место на уроке, объем и степень сложности и, в зависимости от этого, определяются виды дифференцированных заданий. Конечно же, не каждый урок имеет такую сложную структуру.
Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.
В процессе объяснения нового материала можно совместно с детьми вывести алгоритмы, схемы, правила, зарифмованные в стихах, которые помогут учащимся при первичном закреплении выполнить тренировочные упражнения.
На этапе закрепления и применения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего находится возможностей для учета особенностей учащихся.
Дифференцированный подход при подборе домашних заданий обязателен. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Имеющийся или прогнозируемый результат.
1.Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь.
2.Слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
3. Улучшение психологического климата в детском коллективе.