Кружок "Краеведение"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка о Саратове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_kraevedenie.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе ,любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы -воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Саратовский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом , где он родился и рос. Программа кружка «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим.
Программа кружка «Мой родной Саратов» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Цель краеведческого кружка:
Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций- избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
В программу включены 3 блока:
-историческое краеведение;
-природно-географическое краеведение;
-художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», от «близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Работа осуществляется в двух направлениях:
1.Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видеоматериалов)
2.Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
Описание места программы в структуре основной образовательной программы(ООП)
Программа кружка «Краеведение» является неотъемлемой частью образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 1часа занятий в неделю ежегодно. Суммарное количество часов за 4 года обучения составляет135часов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни -признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира -частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2,3 классы.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4 класс.
Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1 класс):
- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);
- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;
2 уровень (2-3 классы):
- оценку достижений обучающихся (портфолио);
- создание и защиту собственных проектов;
- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;
3 уровень (4 класс):
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото-и видеоматериалов в школьный музей;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защиту собственного проекта;
- создание презентаций – представлений по изученной теме;
- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин г. Саратова., чувства сопричастности и гордости за свой город..
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Саратова ; чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику города;
описывать достопримечательности г. Саратова;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приволжского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой родной Саратов» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1 класс):
- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);
- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;
2 уровень (2-3 классы):
- оценку достижений обучающихся (портфолио);
- создание и защиту собственных проектов;
- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;
3 уровень (4 класс):
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото-и видеоматериалов в школьный музей;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защиту собственного проекта;
- создание презентаций – представлений по изученной теме;
- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Материально-техническое обеспечение.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, Музыкальной техникой, библиотекой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенным к локальной сети интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, мультимедийной доской.
Информационно-методический ресурс реализации программы складывается:
- из учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);
- электронных ресурсов.
В работе со школьниками используются следующие методические приемы:
- инициирование и поддержание самоуправления в группах;
- организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
- организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
- предъявления себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
- предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
- проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
- организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя.
- Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986.
- География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
- Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.
- Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.
5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.
6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.
7. Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.
8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
Литература для учащихся.
1.А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
2.Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
3.Палькин Н.Е. О, Волга! - М., Молодая гвардия, 1985.
4.Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.
5.Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
6.Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. - Саратов. Приволжское издательство, 1980.
7.Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. - Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.