Программа духовно-нравственного развития, воспитания.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания. | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания.
Основой для разработки программы являются следующие нормативные документы:
I. Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация о правах умственно отсталых лиц
- Декларация о правах инвалидов
- Конвенция о правах ребенка
II. Федеральные документы
- Конституция РФ
- ФЗ "Об образовании"
- ФЗ "О персональных данных"
- ФЗ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 г. №ВК- 1788107 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»
III. Локального уровня
- Устав школы
- Образовательная программа ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойных реакций, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.
Ожидаемые личностные результаты
Способность замечать и запоминать происходящее, замечая какие события, изменения происходят в жизни;
Умение выражать свои желания, делая выбор; Контроль своих эмоций и поведения;
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.
Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
-Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
-Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей;
-Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету: «Окружающий природный мир», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно- развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.
Ожидаемые личностные результаты
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
Интерес и бережное отношение к природе;
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Программа внеурочной деятельности
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии и участие в общешкольных мероприятиях, в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности: выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники.
Задачи
- Создавать условия для развития социально-эмоциональных, общекультурных умений.
- Расширять контакты обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Виды работы
Организация и проведение школьных праздников, утренников, концертов. Экскурсии в парк, театр.
Занятия на базе реабилитационного центра.
Включение родителей в организацию внеурочной деятельности.
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
- мотива к общению с разными людьми;
-повышения речевой активности;
-наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых и незнакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой, кивнуть головой);
-выполнять с окружающими людьми игровые действия;
-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства.
Возможные предметные результаты
Наличие умения:
-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, жалости, радости, указательные. Пиктограммы: хорошо, грустно, спасибо.
-подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить желаемый предмет.
Содержание программы
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Ответственный |
«1 сентября – День Знаний» | присутствие на торжественной линейке, концерте | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
Экскурсии в осенний парк | Наблюдения за сезонными изменениями в природе | Учитель, родители |
Посещение бассейна | Учитель, родители | |
«Новый год» | подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки; присутствие на новогоднем празднике | Учитель и/о, педагог- организатор Учитель и/о, педагог- организатор |
«Масленица» | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии. | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
23-февраля | знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия» | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
8 –е марта | знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы. | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
«Пасха» | подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
Игра | игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино». | Учитель, родители |
Прогулки на улице Экскурсии в весенний парк | игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк. | Учитель и/о Родители |
День Победы. | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии. | Учитель и/о, педагог- организатор Родители |
До свидания, первый класс! | подготовка к мероприятию: участие в мероприятии. | Учитель и/о Родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по ФГОС...