Игры и упражнения для развития зрительно - пространственных представлений
картотека (1 класс) на тему

Кижеватова Светлана Михайловна

Представлены игры и упражнения для развития зрительно-пространственных представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития зрительно - пространственных представлений.

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать как было первоначально.

2. Чего не стало ?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было        

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

5. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

6. Художники

Разукрасить рисунки, обвести по контуру.

7. Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

8. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

9. Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

10. Конкурс внимательных и находчивых

а) Устное описание характерных отличительных признаков двух
букв («Р» и «П», «X» и «Ж»).

б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

г) Найти недостающий элемент буквы.

д) Угадывание букв в разных положениях.

е) Чтение по горизонтали и вертикали.

ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)

з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)

и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.

к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.

л) Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).

   Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.  

          Очень важно, чтобы задания ученикам предъявлялись в виде понятной им инструкции, например: «Покажи  (покажите)…», «Отгадай  (отгадайте)…».

Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела.

Упражнение 1.

     Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

     Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3.

           Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

           После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

     Затем школьникам можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Можно включать упражнения типа:

Нарисовать отражение домов.

Дорисовать правое ухо.

Дорисовать левое ухо.

Дорисовать левую бровь и правый глаз.

Соедини стрелками пару перчаток.

Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте  (повернувшись, для этого лицом друг к другу).

Пожать друг  другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

     Очень важно логопеду совместно с учениками сделать вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Ряд упражнений по формированию ориентировки в окружающем пространстве.

     Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже имеющихся у школьников представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.

Упражение:

     Упражнение направлено на формирование у школьника умения, определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

  •     Вначале даю задания определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребёнка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д. Затем предлагаю поочерёдно выполнять действия: положи книгу справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

           Аналогично проводится работа по определению пространственного расположения нескольких предметов. Примерные задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д. Далее проводится работа по уточнению пространственных взаимоотношений.

 Упражнения:

  • Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.        
  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
  • Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
  • Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.
  • Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем поменять ролями.

       

     Выполнение зрительных диктантов:

           а) дать рассмотреть образец  (ряд фигур или изображений предметов);

           б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность, после чего образец закрыть;

            в) выложить этот ряд по памяти из раздаточного материала;

            г) после повторной демонстрации образца, поверяется правильность выполнения задания.

Упражнение

Цель

Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

 Демонстрируется последовательный цифровой ряд

1  2  3  4  5  6  7  8  9  

  • Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
  • Прочитать ряд в обратном порядке  (то есть справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении?
  • Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить по величине.
  • Показать соседа числа слева.
  • Показать соседа числа справа.

Упражнение «Шифровальщик».

           Логопед даёт ученику инструкцию: «Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения центрального разведывательного управления так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре».

           В   П   Е   Р   Е   Д   А   Н   З   О

           1    2    3   4    5   6    7    8    9   0

 ВПЕРЕД

 НАЗАД

 ПОД

 124710

 876

 23436

Упражнение «Пиктограммы».

        К

      К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

     После того как ребёнок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Примеры заданий для развития зрительно-пространственных представлений у детей. Это особенно важно при формировании навыка письма и чтения....

Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений

Успеваемость  для  детей  младшего  школьного  возраста  -  главный  объективный  и  субъективный  показатель  их...

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Игры и упражнения для развития оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста

Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов: величина, форма, месторасположение, движения.   Пространственные пред...