Проект "Наше имя"
проект (3 класс) на тему

Кравченко Екатерина Максимовна

Проект "Наше имя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_imya.docx440.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №73

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА МОЛЧАНОВА

ПРОЕКТ

«НАШЕ ИМЯ»

учеников 3 «А» класса

Руководитель: Кравченко Екатерина Максимовна

Краснодар, 2017

Содержание

  1. Введение.
  2. История русских имён:
  • древнерусские имена;
  • церковные  имена;
  • новые имена.
  1. Энциклопедия имён учащихся 3 «А» класса «МБОУСОШ  № 73»
  2. Результаты исследования имён учащихся «МБОУСОШ  № 73»
  3. Имя человека – это часть его судьбы.

Место реализации

МБОУ СОШ №73

Предполагаемый продукт проекта

Мини-энциклопедия имён у каждого ученика

Участники

Учащиеся 3 «А» класса

Сроки проведения

Январь – март 2017

Руководитель

Кравченко Екатерина Максимовна учитель начальных классов

Цель: расширить знания детей о значении имёни, о ритуале имянаречения на Руси.

Задачи:

  • формировать умение работать с  текстами, находить нужную информацию;
  • развивать исследовательские умения, творческие способности учащихся;
  • развивать любознательность, самостоятельность учащихся;
  • воспитывать умение работать в команде над проектом;
  • воспитывать чувство патриотизма.

 В январе 2017 года в 3 «А» классе у Костиной Анастасии должна была родиться сестрёнка. О появлении малышки говорили все девочки класса. Даже мальчишки иногда прислушивались к этим разговорам. Обсуждали всё – одежду, игрушки, книжки для маленьких. С интересом ребята стали обсуждать, как можно назвать девочку. Не так- то просто, оказалось, выбрать имя человеку. Вариантов было много.  Каждому нравилось своё имя.  И тогда мы решили приоткрыть тайну имён, заглянуть в историю имянаречения. Так родился проект «Наши имена».

История русских имён.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении тысячелетий, незаметно для говорящих. Имена, звучащие вокруг нас сегодня, стали такими не сразу. В прошлом некоторых имен вовсе не было, иные пришли к нам от других народов и изменились. Некоторые имена со временем вышли из употребления.

В истории русских личных имен выделяются три этапа - дохристианский, период после введения христианства на Руси и этап после Октябрьской революции.

Древнерусские имена.

До введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу.  Люди  скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.  Древнерусские имена-прозвания раскрывают богатство русского народного языка.

Во многих семьях были приняты имена, в которых отражался порядок появления детей на свет: Первой, Починок, Старшой, Вторышка, Третьяк, Четвертуня, Пятыш, Шестёрка, Семко, Осмак, Девятка, Десятка. Времена года и явления природы тоже отразились в именах: Вешняк, Метелица, Гроза, Жар, Постник. Многие имена характеризовали внешность младенца: Беляй, Чернуха, Уголёк. Отношение родителей к его появлению: Ждан, Неждан, Нечай, Любим, Бажан. Имена Кощей, Злоба, Неудача, Неклюд, Захворай, Грязнуха давались в качестве охранных, отпугивающих злые силы. Были у славян и пожелательные имена. Имя Рада содержало пожелание родителей, чтобы дочь была радостной и радовала других, Забава и Услада - чтобы утешала и услаждала их.

Самыми распространенными древнерусскими именами были:

Бажен, Баран, Беляй, Бессон, Богдан, Булгак, Бурой, Бык, Вешняк, Воин, Волк, Воробей, Ворона, Второй, Вторуша, Голова, Горяин, Губа, Девятой, Добрыня, Долгой, Дружина, Ермак, Ждан, Жук, Замятня, Заяц, Злоба, Истома, Казарин, Козёл, Курбат, Лобан, Любим, Малец, Малыш, Меньшой, Молчан, Мороз, Неждан, Неклюд, Некрас, Немир, Нечай, Первой, Первуша, Посник, Поспел, Путила, Пятой, Русин, Смирной, Сокол, Сорока, Старой, Семейка, Субота, Сухой, Суморок, Толстой, Томило, Третьяк, Угрим, Черной, Чудин, Шарап, Шестак, Шестой, Ширяй, Шишка, Шмель, Шумило, Ярец.

 Все эти имена мы без труда обнаруживаем в составе современных русских фамилий: Баженов, Баранов, Беляев, Бессонов, Быков и т.д.

Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод, Добрыня, Ждан, Любава.

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать". Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех. Люди верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

Церковные имена.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Агафон, Аглаида, Арис, Акакий, Анастасил,Андриан, Анфиса, Артемий, Василид, Василла, Гвидон, Гортензия,  Даниил, Домна, Ефросиния, Захар,  Зоил, Игнатий, Илья,  Камилла, Казимир, Карп,   Клавдия, Кондрат, Константин, Кузьма, Лазарь, Луиза, Лука, Мавра, Маркелл, Макар, Матрона, Нестор, Ника, Пётр,  Пров,  Ромил, Савва, Софья,  Степан, Тарас, Тимофей, Тит, Трифон, Фёдор,  Фемистокл, Феодосия,  Феодора, Феофан, Феона, Филипп, Фотиния, Христина, Юлиания, Яков.

 Чаще всего крещение происходило на восьмой день.  Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения. На каждый день каждого месяца были записаны имена святых, почитаемых церковью.

Был  в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал  по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь  – Иероним.  (М. Владимов)

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

На современном этапе церковные имена  отличаются удивительной популярностью, и их нередко используют люди, которые вообще по образу мыслей далеки от религии. Это свидетельствует о том, что такие имена уже очень хорошо прижились в языке и стали частью культуры русского народа.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден. У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг.

Новые имена.

В 20- е годы  родители могли сами выбрать имя своему ребенку. Тогда появились новые имена созвучные революционной эпохе. Известен случай, когда дети в одной семье были названы именами: сын Рево, а дочь Люция (части слова «революция»). Многие мальчики тогда получили имя Коммунар, а девочки – Коммунара. Появились имена Октябрина, Октябрь, Май, Декабрина, Сентябрина, Заря, Идея, Искра, Воля, Пионерий, Ревпуть, Трибун, Колхида, Партия, Волга, Евразия, Ампер, Вольт, Тракторина.

После Великой Отечественной войны для именования детей стали использовать в основном старые, привычные русские имена.

Красоту имен, как и всякую красоту, люди воспринимают по – разному. Как правило, у людей разных поколений вкусы не совпадают, так как складывались они в различных условиях. Но ко всем личным именам, данным людям, так же как и к их сочетаниям с отчествами и фамилиями в полных именованиях следует относиться с уважением.

Русскую девочку, родившуюся на борту самолёта ИЛ -18, назвали Илина, повторив в её имени частицу из обозначения марки самолёта.

Другую девочку назвали Тикси. В 30 –е годы советский народ осваивал Северный  морской путь. Родители этой девочки жили на побережье Северного Ледовитого океана, в  бухте Тикси на море Лаптевых. Девушка всегда гордилась своим именем и говорила: «Я люблю это имя. Тикси - место моего рождения, и я хочу, чтобы меня звали только так».

Люди любят свою родину, чтут родные места, помнят тяжелые и радостные события своей жизни, связанные с определенными местами – и если родились в этом месте сын или дочь, родители дают им имя по этому месту. Например, Лена, Амур, Ангара, Витим, Алдан, Волга, Кама, Нева. Встречаются и имена Казбек, Париж, Урал, Рим.

Энциклопедия имен учащихся 3 «А» класса  «МБОУСОШ  № 73»

Имя связано с внутренним миром человека и отражает особенности характера. Узнав тайну каждого имени наших одноклассников, мы почти поверили в это.

Алина – лат., белая, благородная. Девочка упрямая, не терпит никаких замечаний. Способная. У неё хорошая память, быстро схватывает услышанное. Стремится командовать. Любит дружить с мальчиками. Она – модница с хорошим вкусом.

Дарья -  перс., сильная, огонь. Смышленая девочка. Любит веселые игры, избегает одиночество.  На письменном столе у Даши обычно порядок, ей не приходится часами искать потерявшуюся авторучку. Даша не из тех, кто будет корпеть над домашним заданием, хотя учится она, как правило, неплохо — выручает свойственная ей сообразительность, усидчивости же и трудолюбия ей явно не хватает. Любит одеваться со вкусом.

Екатерина – греч., чистая. Девочка умная, красивая, добрая и веселая. Запаслива, чуть жадновата. Если Катенька побывала в гостях, в ее карманах по возвращении домой обязательно окажутся конфеты или яблоко. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, в классе она одна из лучших учениц и стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом.

Карина – лат., дорогая. В школе учится хорошо. Внешне похожа на отца, но характер – мамы. Почти всегда достигает поставленной цели. Подвижная. Привлекательная девочка.  На армянском языке- Каринэ, красивая, милая.

Марина – лат., морская. Очаровательна, таинственна. Не хохотушка, но весёлого нрава. Обожает путешествия. Со школьной скамьи знает, что нужно выбрать доходную и престижную профессию.

Полина – лат., маленькая. Отзывчивая, приветливая. Любит животных. В школе первая помощница учителя.  Никогда не обидит одноклассников. Любит красиво одеваться. Жизнерадостна. Может радоваться любой безделушке.

Светлана – слав., светлая. У девочки сложный характер. Дружелюбна, трудолюбива. Аккуратна, следит за своей внешностью. Но может носить одежду, в которой выглядит нелепо. Учится средне.

Юлия – греч., волнистая. Весёлая, резвая, шумная. Ей нравиться быть заводной. Не зря её имя похоже на слово юла. Её трудно переспорить, до последнего стоит на своём. Капризна. Запаслива и бережлива.

Владислав – слав., владеющий славой. Тактичен с девочками. Объектом поклонения обычно становится самая красивая девочка в классе. Заботлив. Трудолюбив, справедлив и порядочен. У мальчика хорошо развито чувство прекрасного.

Григорий – греч., бодрый. Легко ранимый, послушный мальчик. Девочек не обижает, но если они слишком сильно дразнят его, может и поколотить. Его девиз – нравиться всем и всегда. Галантен в общении. Обладает хорошим здоровьем, уравновешен.

Кирилл – греч., маленький господин. Противоречивая натура. Может показаться, что это несмелый, нерешительный человек, но через мгновение он может стать энергичным, неудержимым. Не поддается чужому влиянию. У него сильная воля, и он довольно умело достигает желаемого. Работоспособен, иногда ленив. Чтобы стать самостоятельным, достичь успеха, Кириллу надо преодолеть самого себя. Общителен, но в своем кругу.

Михаил – древнеевр., равный богу. У мальчика хороший слух. У воспитателей и учителей с ним нет хлопот. Миша старается делать всё правильно и хорошо. Дети чувствуют доброту Миши и любят  с ним играть. С ним легко общаться, просто мириться. Любит животных.

Исследование имён учащихся 3 «А» класса МБОУ СОШ №73

Всего – 33 ученика, девочек – 20, мальчиков – 13.

В результате исследования были выявлены следующие имена: Милена, Илья, Ксения, Екатерина, Давид, Александр, Юлия, Софья, Олеся, Алена, Эдина, София, Мария, Захар, Анастасия, Ксения, Вячеслав, Илья, Арина, Елизавета, Даниил, Михаил, Кирилл, Вероника, Степан, Вероника, Арина, Ксения, Марк, Артемий, Иван, Софья, Алена.

Самые распространенные имена  девочек – Ксения, София, Вероника, Арина, Алена.

Самые распространенные имена мальчиков – Илья.

Имя  человека – это часть его судьбы.

  Как говорил известный персонаж капитан Врунгель: "Как вы лодку назовете - так она и поплывет!" Считается, если дать малышу имя достойного человека, то часть его доблести, талантов и умений может перейти к малышу. Каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной. Все поступки человека – хорошие или плохие – становятся известны всем благодаря имени. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Отчет

На ступени начального общего образования одна из главных задач воспитания и социализации является формирование  способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных установок и моральных норм, духовно-нравственное воспитание. Проект «Наше имя» - один из способов решения этой задачи.

Проект «Наше имя» стал очень значимым для детей. Инициатива работы над проектом исходила от учащихся 3 «А» класса. Я в работе над проектом выполняла роль координатора, оказывая помощь лишь в организационных вопросах. Многие классы просили рассказать об этой идеи.

В результате работы над проектом, учащиеся не только формировались как личности с активной духовно-нравственной позицией, но и познакомились с различным происхождением имен.

Главной моей целью, как педагога, с помощью проекта «Наше имя» создать для учащихся 3 «А» класса дополнительное пространство для самореализации личности во внеурочное время.