Самоанализ педагогической деятельности
материал на тему
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов Кунц Анастасии Сергеевны
по теме
«Применение ИКТ на уроках, как один из методов активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся»
Татарск, 2016
Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Для современного человека главное - не готовые знания, а умения учиться самостоятельно открывать новое, поэтому основная задача учителя не столько вооружить учащихся суммой знаний, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младших школьников велики, учу их как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю: достижение планируемых результатов и активизация познавательной деятельности обучающихся через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:
- способствовать активизации познавательной деятельности через использование информационно-коммуникативных технологий;
- применять методы, средства и приёмы с учетом индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;
- развивать сообразительность и творческую активность обучающихся.
Считаю, что достичь поставленной цели возможно, опираясь на информационно-коммуникативные технологии. Поэтому тема, над которой я работаю: «Применение ИКТ на уроках, как один из методов активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся»
Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с должностными обязанностями учителя, планом работы школы, руководствуясь «Конвенцией ООН о правах ребенка», Конституцией РФ.
При отборе содержания образования в начальной школе я ориентируюсь на Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, учебный план школы и нормативную базу по оценке достижения планируемых результатов обучающихся.
Материально - техническое обеспечение учебного процесса на достаточном уровне. Занятия провожу в кабинете, оснащенном техническими средствами обучения: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска. В школе имеется необходимая методическая литература, наглядные пособия, справочники, словари, дополнительная литература.
На своем опыте я убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной дидактической задачей уроков в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.
Основной формой применения ИКТ является проведение уроков разной целевой направленности. Использование компьютерных технологий осуществляю на следующих уроках: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
Работу веду по определенной системе. Прежде всего, начинаю с тематического планирования, при составлении которого продумываю, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать ИКТ. После составления тематического планирования начинаю подбирать необходимый материал.
Прежде чем подготовить и провести мультимедийный урок, рассматриваю следующие моменты: психологические особенности учащихся; цели и результаты обучения (предмет начальной школы, тема урока, тип урока, форма проведения).
Структуру урока при использовании ИКТ принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики.
В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникативные технологии на любом этапе урока:
- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;
- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;
- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;
- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих учеников на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий при построении учебно-воспитательного процесса в моей педагогической деятельности велики. Опыт работы показал, что использование ИКТ:
- повышает и стимулирует интерес у учащихся;
- активизирует познавательную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
- позволяет моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
- предоставляет ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
- предоставляет помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
- позволяет развивать творческую активность учащихся;
- дает возможность моделировать урок с учётом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
Использование информационно – коммуникативных технологий способствует повышению качества обученности по предметным областям уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания.
О наличии прочных и стабильных знаний у учащихся можно судить по следующим результатам:
В течение своей педагогической деятельности работаю со 100% уровнем обученности и высоким уровнем успешности.
Результаты освоения обучающимися учебной программы
Учебный год | класс | Учатся на 4 и 5 | Всего учащихся | обученность | успешность |
2012 – 2013 | 4 | 12 | 17 | 100% | 70% |
2013 – 2014 | 1 А | - | 15 | 100% | - |
2014 – 2015 | 2 А | 7 | 16 | 100% | 44% |
2015 – 2016 | 3 А | 10 | 17 | 100% | 53% |
Данные результаты подтверждаются результатами мониторинговых и текущих контрольных работ.
Учащиеся являются активными участниками различных международных и всероссийских конкурсов и олимпиад:
- 2014 – 2015 уч. год – Всероссийская метапредметная олимпиада «Матрёшка», участие приняли 14 чел., 2 ученика заняли 2 место, 1 ученик – 3 место;
- 2014 – 2015 уч. год – Международный конкурс – игра по русскому языку «Ёж», Диана Р. – сертификат участника;
- 2014 – 2015 уч. год – Международный математический конкурс – игра «Кенгуру», приняли участие 4 учащихся;
- 2014 – 2015 уч. год – Международная дистанционная олимпиада «Знаем, помним, гордимся», посвященная Дню Победы, Полина С. и Максим Ев. – заняли 1 место, Дарья З. и Владислав Ф. – 2 место, Максим Л. – 3 место, Денис Т. и Карина М. – сертификаты участника;
- 2015 – 2016 уч. год – Всероссийская олимпиада для младших школьников «Центр поддержки талантливой молодёжи», Даша З. и Полина С. вошли в тройку победителей по региону, Илья В. – 4 место по региону;
- 2015 – 2016 уч. год – Международный дистанционный блиц-турнир по логике и общему развитию «Умники и умницы», приняли участие 16 чел.;
- 2015 – 2016 уч. год – IV открытая Московская онлайн – олимпиада по математике, Максим С. – победитель, 11 учащихся получили сертификаты участников;
- 2016 – 2017 уч. год – IV Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс», Полина С. – 2 место по России, Карина М. – 4 место по России, Дарья З. – 5 место по России, Максим С. и Анастасия К. – 7 место по России;
- 2016 – 2017 уч. год – I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», дипломами победителя награждены Екатерина М. и Полина С., похвальными грамотами – Максим С., Карина М., Денис Т., Владислав Ф., сертификатом участника – Диана Р.;
- 2016 – 2017 уч. год – Всероссийский метапредметный конкурс «Изучай-ка», приняли участие 14 учащихся.
(приложение 1)
В 2012 г. за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников получила благодарность управления образования администрации Татарского района (приложение 2).
Работая над проблемой применения ИКТ на уроках в начальной школе как одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся, систематически делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и занятия, обобщаю опыт на методическом объединении учителей начальных классов, семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства. Создала авторские разработки (презентации и конспекты уроков, внеклассных мероприятий). Распространяю опыт работы через публикации в сетевых Интернет – проектах (ИнфоУрок, Метод-Копилка, учительский сайт, Портал педагога, МультиУрок, nsportal). Имеются сертификаты о публикациях (приложение 3).
Создала личный сайт учителя начальных классов http://nsportal.ru/kunts-anastasiya-sergeevna (приложение 4).
Также создала электронное портфолио учителя, которое пополняю своими достижениями( http://cuntsanast.netfolio.ru/ )(приложение 5)
Являюсь активным участником в работе семинаров и заседаний методического объединения по школьному округу.
2012 – 2013 уч. год - выступление на заседании методического объединения школьного округа учителей начальных классов по теме «Организация внеурочной деятельности младшего школьника»;
2012 – 2013 уч. год – выступление на родительском собрании в детском саде №5 (школьный округ) по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе»;
2013 – 2014 уч. год – выступление на школьном педагогическом совете «Адаптация первоклассников к школьному обучению»;
2014 – 2015 уч. год – выступление на заседании методического объединения школьного округа учителей начальных классов по теме «Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»;
2014 – 2015 уч. год – школьные педагогические чтения «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации».
Принимаю активное участие в конкурсах районного, областного и всероссийского уровня.
уровень | название конкурса, год |
районный | Благодарность управления образования администрации Татарского района за участие в районном конкурсе «Молодой учитель - 2015», 2015 г.; Диплом управления образования администрации Татарского района за участие в районном конкурсе «Молодой учитель - 2016», 2016 г.; Сертификат участника районного конкурса педагогических идей «ИнфоШкола - 2016», номинация «Информационно-обучающая среда. Сайт учителя», 2016 г. |
областной | Диплом I степени областной открытой интернет-викторины «Я – гражданин России», 2013 г.; Диплом II степени областной семейной викторины «Родная семья», 2013 г. |
всероссийский | Диплом Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта, 2014 г.; Диплом победителя III степени Всероссийского тестирования «Росконкурс», 2016 г.; Диплом победителя Всероссийского конкурса «ИКТ – компетентность современного учителя», образовательный портал «Просвещение», 2016 г.; Сертификат участника Всероссийского педагогического конкурса авторских эссе «Портрет современного педагога», 2016 г. |
(приложение 6)
Совершенствование и развитие информационно-коммуникативных технологий требует такого же совершенствования от учителя. Поэтому я активно занимаюсь саморазвитием и самообразованием.
Курсы повышения квалификации:
1 - 10 декабря 2014 г. «Организация воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации» (72 часа);
26 октября - 7 ноября 2015 г. «Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО средствами оценочной и проектной деятельности участников образовательных отношений» (72 часа);
сентябрь 2016 г. курс «Метод проектов» из серии тематических тренингов Intel «Элементы» (12 часов);
сентябрь 2016 г. «Расширенные возможности офисных приложений для повышения эффективности педагогического процесса» (16 часов);
с 21 сентября по 11 ноября 2016 г. принимала участие в работе III международной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» (27 часов) (приложение 7)
Ещё одна форма самообразования – просмотр вебинаров издательства «Просвещение» (приложение 8)
Изложенное позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованной мною системы работы, в основу которой я положила информационно-коммуникативную технологию как одного из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся с целью повышения качества обученности, формирования личностных компетенций и развития творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности "Моя профессия - учитель"
Самоанализ педагогической деятельности...
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности...
самоанализ педагогической деятельности
Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...