ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рекомендации для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_uchebnogo_zanyatiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

 Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной  деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Какую ставили учебную задачу? Удалось ее решить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя и т.д.) Где будете применять знания?                 

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций, он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель может готовить сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1.

 Приложение 1

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 Изменения в деятельности обучающихся

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Необходимо стремиться к тому, чтобы школьники не боялись выполнять нестандартные задачи, могли применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизит у детей уровень тревожности при их выполнении, повысит мотивацию к обучению.

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 2.

Приложение 2

Предмет изменений

Деятельность первоклассника до введения ФГОС

Деятельность первоклассника после введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
и самооценки

 Использованные источники.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

 2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

 4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

 5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

 6. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...

Критический анализ УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО

Демонстрация возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО. Одной из трёх приоритетных целей проекта «Начальная школа 21 век», програм...

Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

Особенности урока в начальной школе с позиций требований ФГОС НОО

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Материал содержит план выступления по обобщению опыта работы школы на муниципальном семинаре учителей начальных классов по теме: "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требован...

РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...