"Структура современного урока"
статья по теме
Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_sovremennogo_uroka.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Н.В. Жданюк,
учитель начальных классов ГБОУ №497
Невского района г.Санкт-Петербурга
Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура?
Вопросы эти не случайны. В последнее время резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
В соответствии с изменением характера обучения, меняются и цели урока.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
В соответствии с изменением цели меняются типы и структура урока.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
- Урок «открытия» нового знания.
Его цели:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Его структура:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Уроки рефлексии.
Цели:
- деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и так далее);
- содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и так далее.
Структура:
- этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап локализации индивидуальных затруднений;
- этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- этап реализации построенного проекта;
- этап обобщения затруднений во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.
- Урок общеметодологической направленности.
Цели:
- деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
- содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
- Урок развивающего контроля.
Цели:
- деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
- содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля:
- этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап локализации индивидуальных затруднений;
- этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- этап реализации построенного проекта;
- этап обобщения затруднений во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап решения заданий творческого уровня;
- этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Такое разнообразие в сочетании структурных элементов урока в значительной степени повышает активность учащихся и положительно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем варьирование структуры урока не должно быть стихийным. На любом уроке учебный процесс состоит из определенных логически связанных этапов, независимо от сочетания они всегда отражают логику процесса обучения.
В отличие от традиционного, современный урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования, их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер. Между звеньями учебного процесса достигается органическая взаимосвязь. Источником знаний наряду со словом преподавателя становятся различные учебные пособия, самостоятельные наблюдения учащихся, практические работы. Рост познавательной самостоятельности позволяет учащемуся занять активную позицию в учебной деятельности. Для такого урока характерны гибкость структуры, взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного процесса. На уроке осуществляется синтез повторения и контроля ранее пройденного с изучением нового учебного материала. Новый учебный материал не только изучается, но и применяется и закрепляется на практике. Учащиеся начинают работать самостоятельно уже на этапе изучения нового. Между преподавателем, каждым учащимся и группой существует постоянная взаимосвязь. Объяснение преподавателем нового учебного материала сменяется работой всей групп, в процессе которой коллективные формы работы постоянно чередуются с индивидуальной самостоятельной работой учащихся, и так далее.
По мере изучения темы педагогическое руководство преподавателя процессом обучения становится все более общим, направляющим, а деятельность учащихся приобретает творческий, поисковый характер. Это позволяет гибко и оперативно варьировать структуру урока. Например, продолжительность закрепления учебного материала может сокращаться, так как этот этап нередко осуществляется одновременно с изучением нового. В некоторых случаях изучение нового можно начать с самостоятельной работы группы. Учащиеся будут воспринимать эту работу как упражнение в применении уже усвоенных знаний и способов деятельности. Контроль, проводимый обычно после объяснения материала преподавателем, закрепления на уроке и в процессе домашней работы, можно объединить с изучением нового материала и его закреплением.
Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Работа по новым стандартам - это применение учителем нестандартных приемов и методов обучения, формирующих нестандартную личность, способную успешно адаптироваться в нестандартных условиях современного динамично развивающегося общества.
Организация и проведение современного урока с введением ФГОС постоянно меняются. Современный урок должен гарантировать доступность, качество, эффективность. Современный урок в начальной школе - это модель взаимодействия учителя и ученика, в которой проявляется творчество учителя, его профессиональная индивидуальность при неуклонном соблюдении нормативно-правовых требований и учете возрастных особенностей школьников. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат; это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
- Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение», 2008г.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2011. - 398-413 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура современного урока
Выступление на педсовете: Структура современного урока с учётом ФГОС...
Структура современного урока (ФГОС)
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....
Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения.
Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения....
Типы и структура современных уроков.
В данной публикации вы найдёте материал, рассказывающий о типах современных уроков (открытия новых знаний и т.д.), их структуре. По этой теме представлена презентация....
Типы и структуры современных уроков.
Типы и структуры современных уроков....
Типы и структуры современных уроков.
Типы и структуры современных уроков....
Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.
В статье рассмотрена структура современного урока....