Предмет : "Окружающий мир" Тема :"Что создавалось трудом ремесленника"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет : "Окружающий мир"
Тема :"Что создавалось трудом ремесленника" Дата : 13.04.15.
Дидактическая цель: создать условия для выявления детьми новой учебной информации.
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи урока:
- cформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
- учить добывать знания или информацию из разных источников;
- формировать умение работать с текстом, выделять главное;
- учить самостоятельно, формулировать тему и основные цели урока
- учить оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;
- воспитывать любовь к Родине, её прошлому.
Методы обучения:
- наглядный,
- практический,
- словесный,
- проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуально-самостоятельная
- в парах
- поисково-исследовательская
Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, презентация; Дымковская игрушка, ЭОР "Наглядная школа"
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Стихотворение :"Добро", настрой на урок.
II. Проверка и закрепление изученного материала
- Какой раздел изучаем? (Как трудились в старину)(сл.1)
- Ребята, давайте вспомним, какие пословицы о труде мы знаем?
Поле пахать - не руками махать.
Делу время -потехе час.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Землю солнце красит, а человека труд.
Очень хорошо, а теперь проверим домашнее задание:
- Пожалуйста , расскажите о том, как трудились крестьяне в хозяйстве.
- Как трудились крестьянские дети?
- О тяжёлом труде крепостных. В каком году отменили крепостное право?
- Предлагаю заполнить таблицу( презентация сл.2) - работаем в парах , проверяем по эталону на доске( презентация сл.3)Зелёной ручкой проверяем.
III. Актуализация знаний, постановка проблемы, составление плана
- Труд крестьян был тяжелым, но сегодня мы поговорим о другой стороне их жизни:
“Что вы знаете о занятиях крестьян в свободное от полевых работ время?”
- Какое слово объединяет все их занятия, вспомните материал по данной теме, изученный на уроках технологии? (Ремесло)
- А теперь, давайте попробуем,сформулировать тему нашего урока.
- О ремесле и ремесленниках будет идти речь на уроке(сл.4)
- Какие вопросы надо обсудить? (5 сл)
- Что же такое ремесло? Чем мы можем воспользоваться? ( Толковый словарь с.155, уч.с.110- записать в наши тетрадочки)
Физ.минутка.
IV. Усвоение новых знаний
1. Введение в тему, создание ситуации предвосхищения
- Более полные ответы нам поможет дать рубрика “Жил на свете человек"(учебник.с.109.)
- И оказалось, что у человека этого было два ремесла.
- А какие — догадайся (рассматривание иллюстрации на стр. 109 учебника)
2. Индивидуально-самостоятельная работа по учебнику
- Прочесть материал данной рубрики и убедиться - правы вы или нет?
- Вспомните: какое ремесло было самым востребованным на Руси?
- Почему?
- Как называли плотников по-другому? (Рубленники)
3. Фронтальная работа, сопровождаемая рассказом учителя
- Игрушки любимы детьми во все времена. А знаете ли вы когда они появились в нашей стране?
-Хоровое чтение детьмис.113.учебника.
Рассмотреть иллюстрацию или презентацию Виды игрушек
- О Дымковской игрушке нам расскажет Даша (самостоятельно-подготовленная презентация.)
- В каждой местности были свои мастера- игрушечники. Игрушки их различались орнаментом, окраской. (сл.6,7,8)
(Учитель рассказывает об игрушках, обращаясь к выставке игрушек, выполненных учащимися на уроке изобразительного искусства)
Дети, давайте откроем тетради на печатной основе, на с.21 попробуем выполнить №49 .
Глазная гимнастика.
К как называли человека, который занимался изготовлением посуды?(Гончар)
Гончарное ремесло - одно из самых древних на Земле. Сначала изделия из глины лепились руками, а затем был придуман гончарный круг(Презентация,сл.9,10).Из гончарного ремесла выросло затем производство керамики и фарфора.
Дети принесли посуду Гжель, показать, рассмотреть.
Знаете ли вы как называется эта посуда? (Гжель)
Верно, именно об этой посуде нам расскажет Женя(самостоятельно-подготовленная презентация.)
А как же называется человек, который изготавливает ткань?(Ткач)
Впервые об этой профессии упоминается на Руси очень давно в 1216 году. А какой это век?( 13в). А какие единицы измерения времени мы знаем?(Год, век, тысячеление...)- ЭОР.сл.1.
Вернёмся к теме нашего урока. В конце 10 века в каждом доме были прялки - специальные деревянные приспособления для изготовления пряжи. А ткацкие станки появились в 9 веке. На них можно было ткать большие полотна.(сл.11,12)
V.Первичное закрепление знаний:
През. сл.13.Картина Васнецова "Богатыри"
Дети , давайте обратим внимание на доску. Кто вспомнит , что это за картина.
Какие ремёсла и ремесленники нужны , чтобы наши славяне защитники могли справиться с врагом?
Дети. Кузнец, лошадей подкует и меч сделает.
Дети. Кожевенник одежду сделает и седло.
Дети. Сапожник сделает обувь.
Дети. Ювелир украсит оружие.
Дети. Оружейник сделает доспехи и оружие.
Дети. Ткач сделает ткань
Дети. Портной сошьет одежду.
Дети. Оружейник сделает доспехи и оружие
Именно об оружейниках, нам расскажет Кирилл. (самостоятельно-подготовленная презентация.)
Оружейное производство в России развивалось, традиции его крепли. Вот почему, когда наступало тяжёлое время, то наши славные защитники одерживали победу над врагом. Так произошло и в 1945 году.
Вот почему, мы сегодня говорим “Я помню, я горжусь”
Какой праздник, мы будем отмечать 9 мая?(День победы)
VI.Обобщение и итог.
Дети, давайте выполним задание №50 в рабочих тетрадях на с.21 и вспомним какие ремёсла были на Руси в 17-18 веках.(сл.15)
VII. Рефлексия.
Скажите, чем мы любуемся вечером на празднике?(Салютом)
У вас на столе лежат листочки цветной бумаги если вам понравился урок и вы всё поняли - возьмите зелёный листочек, если что -то не ясно - жёлтый, а если вам ничего не понравилось и вы ничего не поняли - красный.
Подойдите к доске по рядам и прикрепите на магнитик . Посмотрите , какой красивый салют в честь победы у нас получился ! Вы молодцы! У нас всё получилось!
VIII. Домашнее задание: учебник с.109-125.творческое - составить презентацию о любом, понравившемся ремесле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего"
Презентация к уроку окружающего мира (Начальная школа 21 века) 4 класс по теме «Что создавалось трудом рабочего». На уроке учащиеся ставят гипотезу, доказывают. Формируются такие ууд: самоопределение,...
Урок окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"
Технологическая карта урока окружающего мира "Что создавалось трудом рабочего?"...
Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".
Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах - решать вам. Главное, чтобы не ...
Конспект урока окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера".
Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс.Тема: Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера. (второй урок по теме).Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков, овла...
Конспект урока по окружающему миру " Что создавалось трудом рабочего?"
место урока в теме: данный урок изучается в разделе "Как трудились в старину"тип: открытий новых знанийвид: урок смешенного типацель: сформировать представление учащихся о первых мануфактура...
Карточки к уроку окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"
Проверочная работа, кроссворд, задание на раскрашивание помогут проверить изученный материал по теме "Что создавалось трудом ремесленника?"...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...