3 класс. Литературное чтение. Способы «оживления» неживых предметов. Стихотворение Ю.П. Мориц. Разговаривали вещи
план-конспект урока на тему

Цыжипхенова Арюна Рабдановна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

по программе Д.Б. Эльконина – В.В Давыдова

 

Тема: Способы «оживления» неживых предметов. Стихотворение Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи».

Тип урока: изучение нового материала

Учебный материал: учебник «Литературное чтение» 3 класс.

                                  Автор Е.И.Матвеева. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

по программе Д.Б. Эльконина – В.В Давыдова

 

Тема: Способы «оживления» неживых предметов. Стихотворение Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи».

Тип урока: изучение нового материала

Учебный материал: учебник «Литературное чтение» 3 класс.

                                  Автор Е.И.Матвеева. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Оборудование: проектор, ноутбук

Цель урока:

  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • стимулировать самостоятельную читательскую деятельность учащихся

Познавательные УУД

  • 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • 3. Ориентироваться на развороте учебника.
  • 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

  • 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  • 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

  • 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • 2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

  • 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  • 2. Выразительно читать и пересказывать текст.
  • 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • 4. Умение работать в паре и в группах.

Ход урока

 1.Организационный момент

- Прозвенел звонок, начинается урок. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.  Садитесь. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем  наш урок.

2.  Подготовительная работа. 

    а) Дыхательная гимнастика ( - Как на горке, на пригорке… - Задуй свечу и т. д)

     «Жизнь дана на добрые дела»

3. Актуализация знаний.

   1) Вводная беседа 

- Что написано на доске? Почему? «И сразу стало всё не так.» (название раздела)

- Сегодня мы продолжим читать произведения, помещённые в этом разделе. Давайте вспомним некоторые из уже прочитанных нами произведений.

(Учитель читает отрывки из произведений, уч-ся дополняют их)

- «Листок бумаги» , «Лесная пятёрка», автор: Эмма Эфраимовна Мошковская

- «Арбуз», автор:   Александр Ефимович Екимцев

- «Тётушка Луна», автор: Марина Яковлевна Бородицкая

    2) Опрос учащихся: Проверка домашних заданий: наизусть. Учащиеся оценивают выступления по таблице.

- Какие по жанру произведения мы с вами вспомнили? (поэтические)

     3)  Постановка цели урока (Отработка техники чтения. Работа над расширением поля зрения.)

 Учитель показывает таблички со словами, каждую по 3 секунды, ученики должны прочитать данное слово:

Кастрюля, кофейник, ложка, вилка, чашка, книжка, вешалка, диван, таз, Мориц.

 - Прочитайте слово. Назовите его.

- Вспомните слова, которые вы прочитали, назовите их по памяти.

- Из этих слов выделите  «лишнее слово», то есть особенное слово ( Мориц ). Почему?

- Чем же сегодня мы займёмся?  

    4) Краткие сведения об авторе стихотворения

 - Юнна Петровна Мориц пишет в основном стихи. Некоторые ее стихи стали песнями. Кто не слышал и не смотрел милых, детских песенок и мультфильмов, таких как: «Собака бывает кусачей», «Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Крошка Енот», «Земляничный дождик»? Эти знаменитые добрые произведения знают практически все. Но мало кто догадывается, что слова к этим песням и сценарии к мультфильмам написала Юнна Петровна Мориц.

Вы с первого класса читаете ее стихи. А что вы о ней знаете?

- Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся.

Ее детство прошло в военные и послевоенные годы. С малых лет она испытала лишения, нужду и трудности. Нелегкая у нее была судьба. Но в своих произведениях она рисует детские фантазии, веселые картины, яркие, смешные, как будто она ведет нас в страну чудес.

4. Знакомство с произведением Ю. Мориц «Разговаривали Вещи».

        1) Работа с текстом до чтения.

 - Откройте учебник, прочитайте название произведения.

- Посмотрите на иллюстрации к произведению. Кто это? Где мы могли бы их видеть?

- На самом деле это предметы быта. Это стихотворение открывает целую так называемую «кухонную галерею» образов. Дело в том, что все стихи в этой части учебника будут в самых разных вариациях воссоздавать картины из «жизни» предметов кухонной утвари. А эти самые предметы, оживая в произведениях  поэтов и писателей, решают самую насущную человеческую проблему, о нужности своего существования в этом мире. В стихотворении Юнны Мориц несколько героев, которые ведут диалог о том, как каждый из них необходим в жизни. Автору удалось точно и ярко передать их речь.

   - Как вы думаете, о чём  могли разговаривать вещи? Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении?

                  (Спорить, кто из них самый важный и нужный. Хвастаться друг перед другом.)

- А вам хочется узнать, о чем они разговаривали?

- Послушайте: «Разговаривали вещи». Мы можем предположить, в каком жанре будет это произведение?  (Это очень похоже на сказку.)  

- Каким по вашему будет содержание этого поэтического произведения?

- Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении?

2)Установка перед чтением. 

- Я сейчас прочту стихотворение. А вы следите по тексту и подумайте: - Какие вещи стали героями этого произведения?

2) Работа с текстом во время чтения.

 Чтение текста учителем.

3) Работа с текстом после чтения.

 - Оправдались ли наши предположения, что читать будем смешной и весёлый текст?

- Разговор каких вещей услышала Юнна Мориц?

(кастрюля, кофейник, ложка, вилка, чашка, книжка, вешалка, диван, хлебная пилка,таз)

- Кого из героев мы видим на иллюстрации?

- А какого героя не нарисовал художник?

                         (хлебная пилка)

- Какое настроение у этих вещей?

                             (Кастрюля недовольна, у нее очень грустные глаза.)

-  Давайте найдем и прочитаем то, о чем говорят вещи, довольные своей жизнью?

 - А почему вы решили, что вещи счастливы и довольны своей жизнью?

                        (Они восторгаются и везде говорят: – Ах, это чудесно.– Ах, это приятно.)

- В начале нашей беседы мы предположили, о чем могут разговаривать вещи. Угадали мы или нет?

- Какую серьёзную проблему решают вещи в стихотворении? Как они это делают?

 -  Действительно, жизнь этим вещам дана, чтобы служить хозяйке, чтобы совершать для нее добрые дела. «Жизнь дана на добрые дела»

- В каких словах выражена главная мысль стихотворения? (последний абзац)

 - Что предпринял автор, чтобы рассказать читателю о важности этой проблемы, какой приём он использовал?

           (приём олицетворения)

- А что такое олицетворение?

(Олицетворение - приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных)

- Как вы думаете, все предметы, которые участвуют в беседе, живут в одном доме и служат одной хозяйке? 

                         (Да, они живут в доме одного человека.)

- Давайте мысленно войдем в дом к этой хозяйке. Мы не будем слушать, что говорят вещи, просто посмотрим на них и на то место, где они живут.

5. Физминутка

- Представьте, что вы довольно далеко от этого дома и нам нужно очень быстро, но тихо до него добежать. Побежали на месте. Вот дом уже виднеется, можно идти тише. Подходим. Стучимся. Открываем дверь и входим.

6. Словесное рисование.

- Скажите, какую вещь вы увидели сразу? А какая в доме кухня? Какие вещи там увидели? А зал? Опишите, какие вещи стоят в зале?

(Мне кажется, что на кухне очень чисто, все расставлено по своим местам. Пахнет очень вкусно. В зале стоит розовый диван, ваза с цветами, красивые шторы.)

- Вы все говорите, что в доме все аккуратно и что хозяйка у этих вещей замечательная. А откуда вы это взяли? Может быть, в тексте есть об этом строки?

                      (На полке сияла «кастрюля-чистюля». На полке «опрятной».)

- Кому из вас хочется еще раз пробежаться по страничкам этой сказки? Найдите диалоги в тексте, перечитайте их. Сколько диалогов нашли? 

  7. Чтение по ролям стихотворения. Работа в группах

           - Попробуем разыграть эту ситуацию.

Автор:

Кастрюля, кофейник, таз:

Ложка, вилка, пилка;

Чашка:

Книжка:

- Как вы будете исполнять роли, каким образом выбрать интонацию?

 - Рассмотрим для примера первую строфу:

На полке стояли,        (читать спокойно)

На полке сияли            (читать с гордостью, с радостью)

Кастрюля-чистюля,  (спокойно, медленно перечисляются предметы-герои)

Кофейник и таз. 

Они восхищались          (читается медленно, торжественно)

Невероятно:

- Ах, это чудесно!         (читается высокопарно)

Ах, это приятно,

Когда тебя кто-нибудь

Ставит на газ!

Как можно без этого жить,    (читается с недоумением)

Непонятно!

(Чтение стихотворения хором, цепочкой.)

- Попробуйте почитать в командах, помогите друг другу. Выберите лучшего чтеца.

          Самостоятельная подготовка в командах.

        Чтение по одному от команды, обсуждение выразительности.

8. Рефлексия:

          - Понравилось ли вам это стихотворение? Какие строки особенно?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

9. Домашнее задание:

           - Какое домашнее задание вы бы хотели?

                   1. Отработать чтение этого текста, по желанию выучить наизусть.

                     2. Тем, кому захочется творить еще больше, придумать, что могла бы сказать ваша   любимая вещь, если бы участвовала в этом разговоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения"

Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказыван...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...

Презентация по литературному чтению "Биография А.Л. Барто. Стихотворение "В театре" 3 класс

Презентация по литературному чтению "Биография А.Л. Барто. Стихотворение "В театре" 3 класс, 4 четвертьПрограмма "Школа России"...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Э. Мошковской, знакомство со стихотворением "Я маму мою обидел"; обучение правильному чтению сти...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: И.З.Суриков стихотворение «Зима» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И.З.Сурикова и его стихотворениями, пробудить интерес к творчеству поэта; осознанно и выразительно читать. Планируемые результаты: Предмет...