Дебаты на уроках в начальной школе
статья на тему
Использование техники "Дебаты" на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_debaty_2.zip | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
г. Иркутск
Мастер – класс
«Использование педагогической технологии «Дебаты» на уроках»
Выполнила: учитель начальных классов
С.В. Шишкина
Педагогическая технология «Дебаты».
Основная часть миссии по обучению и воспитанию молодежи возложена, конечно же, на школу. Одна из задач современного образования - создать условия для успешной адаптации и самореализации человека в современном мире, дать ему глубокие знания, внушить чувство ответственности, научить принимать самостоятельные решения, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов. Поэтому я считаю, что научить этому школьников мы можем, применяя инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию «дебаты», которая получила распространение в 33 странах мира.
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.
3 слайд.
Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе урока.
4 слайд.
Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.
5 слайд.
“Модифицированные” дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.
6 - 7 слайд.
Необходимо не только поставить перед собой цель и задачи дебатов в процессе обучения, но и дидактические функции использования дебатов.
8 слайд.
На уроках можно использовать несколько типов дебат.
9 слайд.
Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
- при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
- в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
- дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
- для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.
При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:
- учитель сам создает группы, распределяет роли;
- учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
- перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
- в группу можно объединить соседей по партам и ли по рядам;
10 слайд.
Правила дебатов по формату Карла Поппера.
В состав каждой команды входит три человека. Команды сформированы по желанию учащихся, хотя члены команды могут назначаться и учителем. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).
Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.
Перед началом игры обязательно вспоминаем принципы игры:
- уважение необходимо;
- честность обязательна;
- проигравших нет.
В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, во 2 классе после изучения темы «Сказка – ложь, да в ней намёк…» на уроке обобщающего повторения учащиеся дискутировали на тему «Приметы волшебных сказок нам помогают в жизни». Утверждающая команда доказывала этот тезис, а отрицающая команда - противоположный, что «Приметы волшебных сказок выдуманы» т.к. сказки придуманы людьми.
Далее дети доказывали свои тезисы. Для этого они выдвигали аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.
Игра проходила в течение 3-х раундов:
І раунд
11 слайд.
Обязанности спикеров:
У1
*представляет утверждающую команду;
*представляет тему, обосновывает ее актуальность;
*дает определение понятиям, входящим в тему;
*представляет точку зрения утверждающей команды;
*обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
*представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;
*переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*задает перекрестные вопросы О2.
12 слайд
О1
*представляет отрицающую команду;
*отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
*принимает определения, представленные утверждающей стороной;
*представляет позицию отрицающей стороны;
*принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
*представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);
*опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*задает перекрестные вопросы У2.
13 слайд.
Цель перекрестных вопросов
- внести ясность в аргументы оппонентов;
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;
- выявить изъяны в кейсе оппонентов;
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
14-15 слайд
Вот так проходит дискутирование в течение 3-х раундов.
У2
*восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;
*приводит новые доказательства;
*повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
*подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;
*опровергает отрицающий кейс;
*не приводит новых аргументов
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*отвечает на перекрестные вопросы О1.
О2
*восстанавливает отрицающую позицию;
*подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
*продолжает опровергать утверждающую позицию;
*приводит новые доказательства;
*не приводит новых аргументов;
*заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
*отвечает на перекрестные вопросы У1.
У3
*еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;
*следует структуре утверждающего кейса;
*возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
*выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
*сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
*не приводит новых аргументов;
*завершает линию утверждения;
*задает вопросы О1.
ОЗ
*еще раз акцентирует узловые моменты;
*следует структуре отрицающего кейса;
*возвращается к аспектам, выдвинутым О1, и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
*выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
*сравнивает отрицающие аргументы с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
*завершает линию отрицания;
*не приводит новых аргументов;
*задает вопросы У1.
Схема задаваемых вопросов между спикерами (У и О).
У1 О1
У2 О2
У3 О3
16 слайд.
Эффективность дебатов зависит от возможности и целесообразности их применения.
Тема, проблема.
Следует выбирать темы, которые затрагивают значимые проблемы, представляют интерес, актуальны, могут быть пригодны для спора (например: «Погода влияет на климат» или «Приметы волшебных сказок наблюдаются в жизни»);
Класс.
Успех проведения дебатов во многом определяется наличием доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. Необходимо адекватно оценивать степень овладения учащимися умениями и навыками, необходимыми для проведения разного типа дебатов;
Урок.
Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний; наименее эффективно применение данной технологии на уроках, где рассматривается новая тема, новый материал;
Учебная цель.
Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых за счет использования дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке: установление доверительных взаимоотношений с учащимися; четкое определение темы; умение учителя и учащихся организовывать деловое общение.
17 слайд.
В заключение своего выступления я хотела бы еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологии:
*глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;
*развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
*развитие способности концентрироваться на сути проблемы;
*развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой, конспектировать тексты и др.;
*овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интонация);
*развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
*обучение терпимости к различным точкам зрения, отличным от собственных.
Уважаемые коллеги, попробуйте сами провести урок по технологии «Дебаты». Я с удовольствием поделюсь опытом.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...