Выступление "Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов"
статья на тему
Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов
Учитель-дефектолог является активным участником сторон образовательного процесса, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ. Он осуществляет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016.11.23_diagnostika_i_razvitie_sensomotoriki.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Диагностика и развитие сенсомоторики и психических процессов
Учитель-дефектолог является активным участником сторон образовательного процесса, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ. Он осуществляет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов.
Слайд 2
Решение проблемы эффективного сопровождения учеников с ОВЗ дефектолог реализует в процессе таких совместных форм работы, как:
*проведение индивидуальных консультаций по запросам педагогов;
*обсуждение с учителями и воспитателями результатов диагностики;
*оказание помощи педагогам в выборе оптимальных педагогических условий для осуществления коррекционного и развивающего воздействия;
*участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы разного уровня;
*осуществление связи с родителями или лицами их заменяющими;
* участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме;
*оказание помощи педагогам в составлении и реализации программ развития детей.
Содержание работы учителя-дефектолога в школе исходит из цели, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощью обучающихся в усвоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях школы.
Слайд 3
Основная деятельность учителя-дефектолога направлена на детей, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками в условиях обучения.
Дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников:
- Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
- Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
- Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Слайд 4
С целью оказания помощи детям с ОВЗ при усвоении программного минимума содержания образования, а также коррекции познавательной сферы ребенка в динамики образовательного процесса, учитель-дефектолог проводит диагностику психической сферы детей, строит свою коррекционно-развивающую работу на основе полученных диагностированных данных, формирует группы (либо планирует индивидуальные занятия) с учетом нарушенных функции ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия.
Слайд 5
Для проведения полного диагностического обследования всех сторон (познавательной деятельности, моторного, сенсорного развития) ребенка, необходимо приготовить массу разнообразных методик.
Диагностические методики:
- «Доски Сегена».
- «Матрицы Равена» (для детей 4-5 лет – серии А, А-В, для детей 5-7 лет – серии А-В, В).
- «Сюжетные вкладки».
- «Классификация предметов».
- Исключение предметов (четвёртый лишний).
- «Кубики Кооса».
- Последовательные картинки.
- Заучивание 10 слов.
- Запоминание 10 картинок.
- Пиктограмма.
- Словесные пропорции.
- Исключение лишнего понятия.
- Тест Когана.
- Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву).
- Тест «Пословицы» и др…
Это лишь некоторые из набора необходимых методик для работы учителя-дефектолога.
Причем каждая методика является изолированной, т.к. имеет в основании свою собственную шкалу отслеживания данных, не дает полную картину развития ребенка без наличия остальных (исключая, конечно, тест Векслера, которым пользуются психологи).
Слайд 6
Методики диагностики различных авторов были мною модифицированы и объединены в комплексную систему обследования ребенка, которая позволяет выявить у школьников один из трех уровней психологического развития. Задания просты, не требуют в наличии у специалиста большого количества методического материала, построен по принципу предпочтения речевому материалу.
Слайд 7
Проводя обследование ребенка, педагог заполняет разработанный бланк «Показатели диагностического обследования».
Каждое задание комплексного обследования оценивается по трехбалльной системе:
2 – высокий уровень выполнения задания,
1 – средний уровень выполнения задания,
0 – низкий уровень выполнения задания.
Что дает возможность определить один из трех уровней психического развития ребенка.
Уровни психического развития.
1 уровень: 0 – 27 баллов – низкий;
2 уровень: 28 – 57 баллов – средний;
3 уровень: 58 – 86 баллов – высокий;
Диагностический альбом включает подробное описание методик (заданий и упражнений) обследования всех психических процессов и мелкой моторики обучающихся.
К диагностическим заданиям прилагается полный стимульный материал обследования.
Слайд 8
После проведения диагностики, необходимо приступать к проведению коррекционно-развивающих занятий. Современная литература предлагает педагогам школ, дефектологам, психологам, воспитателям большое разнообразие методик, упражнений, игр в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Но, к сожалению, разработанных поурочных планов проведения коррекционно-развивающих занятий не так много. Поэтому разработанная программа «Развитие сенсомоторики и психических процессов» ориентирована на реализацию цели: повышение уровня общей обученности детей по содержанию программ школьных дисциплин образовательного учреждения; и решение задач:
1. Развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти; совершенствование мыслительных операций и процессов, без которых невозможно успешное обучение учащихся.
2. Развитие тонкой моторики, зрительно-моторных и пространственных координаций.
3. Реализация резервных возможностей школьников, пробуждение интереса к познанию окружающего мира.
- Формирование психических новообразований младшего школьного возраста: внутреннего плана действия, умений выполнять задания по инструкции, произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.
Слайд 9
Программы с поурочным планированием и практическим пособием включает три блока.
Педагог, опираясь на диагностические методики изучения когнитивной сферы учащегося, их индивидуальные и возрастные особенности, выбирает наиболее приемлемый, по его мнению, блок занятий (рекомендуем детям, набравшим количество баллов от 0 до 27, программу первого блока занятий и т. д.). Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах. Возможно использование отдельных игр и упражнений на уроках и внеклассных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Коррекционно-развивающее занятие по развитию психических процессов
Данное занятие выступает как вид психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. Цель занятия: развитие и коррекция познавательной деятельностиЗадачи:Разв...
Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...
"Развитие и коррекция психического процесса воображение с помощью средств изобразительной деятельности у детей в младшем школьном возрасте"// Эффек. пед. опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково - Ростов-на-Дону. 2013.С.233-238
В данной статье рассмотрены разные средства развития воображения при помощи ИЗО искусства....
"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта
Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...
Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."
Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно. Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...