Рабочая программа "Моя Родина - Россия"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирования нравственных качеств. Реальная гуманизация воспитания возможна на региональном материале – конкретной семьи, малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_moya_rodina_rossiya_posled.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы Туристско – краеведческого направления внеурочной деятельности для 1-4 класс «Моя Родина – Россия», авт. А. В. Поплевко, С. В. Усков, Н. А. Чесноков. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирования нравственных качеств. Реальная гуманизация воспитания возможна на региональном материале – конкретной семьи, малой Родины.
Цель программы:
расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно – нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историко-культурным традициям малой Родины;
- Развивать навыки учебно-исследовательской работы;
- Пробуждать интерес учащихся к изучению различных уголков своего края.
Программа состоит из тематических разделов, тем. Каждая тема наполняется содержанием: беседы, встречи, игровые программы. Данная программа рассчитана на 4 года.
Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на отдельную группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности, позволяет выполнять свои мини исследования.
Ожидаемые результаты: дети получат знания по истории, культуре и природе родного края, научатся выявлять темы и проблемы, требующие исследования и осуществлять исследования в свободное время.
Формы подведения итогов: организация выставки рисунков в музее школы, участие в музейной декаде школы, конференция по итогам работы программы.
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | |||
1 класс | Примерная программа прпро программ | Рабочая программа | Аудит. | Внеауд. | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |
2 | «Я» в России» | 20 | 15 | 4 | 11 |
3 | Природа и экология | 12 | 12 | 5 | 7 |
4 | Народы России | 18 | 17 | 7 | 10 |
5 | Памятные даты России | 6 | 6 | 3 | 3 |
6 | Проектная деятельность | 6 | 6 | 2 | 4 |
7 | Учебно-исследовательская работа: «ИМЕНА ЛЮДЕЙ – ЧАСТЬ ИСТОРИИ НАРОДОВ» | 9 | 9 | 3 | 6 |
Итого | 72 | 66 | 25 | 41 | |
2 класс | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |
2 | «Я» в России» | 21 | 17 | 6 | 11 |
3 | Природа и экология | 11 | 11 | 5 | 6 |
4 | Народное творчество | 8 | 8 | 3 | 5 |
5 | Промышленные предприятия | 4 | 4 | 2 | 2 |
6 | Экскурсионные объекты по программе «Моя Родина – Россия» | 15 | 15 | 10 | 5 |
7 | Памятные даты России Патриотические акции | 3 | 3 | 1 | 2 |
8 | Проектная деятельность | 3 | 3 | 1 | 2 |
9 | Учебно-исследовательская работа: « ЭТО ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ» | 6 | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО | 72 | 68 | 31 | 37 | |
3 класс | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |
2 | «Я» в России» | 8 | 8 | 3 | 5 |
3 | Экскурсионные объекты по программе « Моя Родина – Россия» | 50 | 46 | 10 | 36 |
4 | Участие в патриотических акциях | 3 | 3 | 1 | 2 |
5 | Проектная деятельность | 4 | 4 | 1 | 3 |
6 | Учебно-исследовательская работа | 6 | 6 | 2 | 4 |
Итого: Итого | 72 | 68 | 18 | 50 | |
4 класс | |||||
Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | ||
2 | «Я» в России» | 8 | 8 | 3 | 5 |
3 | Экскурсионные объекты по программе « Моя Родина – Россия» | 50 | 46 | 9 | 37 |
4 | Участие в патриотических акциях | 3 | 3 | 1 | 2 |
5 | Проектная деятельность | 4 | 4 | 1 | 3 |
6 | Учебно-исследовательская работа: | 6 | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 72 | 68 | 17 | 51 |
Характеристика универсальных учебных действий
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1.Принятие образа « Я и моя семья в истории России»; 2.Гордость за свою малую родину, её историческое прошлое и славные дела предков; 3.Уважительное отношение к другим соотечественникам, их традициям и культуре; 4.Ценить и беречь культурное наследие своего народа, созданное поколениями 5.Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 6.Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; 7.Положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе « Моя родина- Россия»; 8.Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. 9. Воспринимать пространственно – временную историю своей семьи и своего народа. 10.Умение видеть, т.е. ценить и понимать, в каждом проявлении окружающего мира природы-красоту. | 1.Умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Организовывать свое рабочее место с учетом предложенных для творчества техник. 2. Использовать в поисковой деятельности приобретенные на занятиях навыки. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 4. Умение оценивать работу товарищей 5.Адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. 6.Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; | 1.Уметь пользоваться доступными источниками информации. Самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. 2. В доступной форме участвовать в создании проектов. 3. Составлять небольшие рассказы о Родине, ее культуре, истории, великих людях, достопримечательностях малой Родины. 4. Проводить самостоятельные исследования генеалогического характера. 5. Проводить самостоятельные наблюдения в природе. Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных. 6. Соблюдать правила охраны природы. Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Уметь участвовать в коллективных работах с использованием различных источников информации. 4.Участвовать в проектной коллективной работе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных. 5.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
- Содержание программы
1 КЛАСС – 66 часов
- Вводное занятие (1 ч.)
Выясняются знания детей за первый год обучения. Обозначаются основные темы, которые будут изучены в процессе прохождения программы.
2. «Я» в России. (15 ч)
2. 1.Фамилия. Имя. Отчество.
Изучение родства: дедушка, дядя, двоюродный брат и т. д. Построение родословной – до 2,3 поколения.
2.2 Дом.
Домашний адрес, название своего микрорайона, города, области, республики, страны. Рассказ о своём доме.
2.3 Школа.
Учителя. Основные помещения школы и их назначения, уметь ориентироваться в их местоположении.
2.4 Дорога.
Подробно изучается дорога от дома до школы, опасные участки данного маршрута, правила дорожного движения при переходе улиц.
2.5 Этикет
Основные правила здорового образа жизни, культура поведения и общения.
3. Природа и экология (12 ч)
3.1Времена года.
Названия месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце.
Знать дни недели (рабочие, выходные, праздничные дни).
3.2. Растительность.
Растения, которые встречаются по дороге из школы домой.
Знать названия некоторых комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями.
4.Народы России (17 ч)
4.1 Фольклор – народное творчество.
Знакомство и изучение сказок, легенд, пословиц, загадок и народных игр.
Понятие традиция, традиции своего народа.
- Народные праздники.
Праздники народов России (например: рождество, масленица, пасха, троица и другие).
- Народные ремесла.
Декоративно-прикладное искусство народа: орнаменты, одежда; быт, промыслы.
5.Памятные даты России (6 ч)
9 мая – День Победы, 23 февраля – День защитника Отечества и другие.
6.Проектная деятельность (6 ч)
Озеленение класса: каждому посадить комнатное растение вести за ним уход и наблюдение.
7. Учебно-исследовательская работа: «ИМЕНА ЛЮДЕЙ – ЧАСТЬ ИСТОРИИ НАРОДОВ» (9 ч)
Подготовить вместе с родителями историю своей фамилии, имени, отчества.
- КЛАСС – 68 часов
1.Вводное занятие (1 ч)
Выясняются знания детей за первый год обучения. Обозначаются основные темы, которые будут изучены в процессе прохождения программы.
2.«Я» в России (17 ч)
2 1.Семейное древо.
Изучение родства: дедушка, дядя, двоюродный брат и т. д. Построение родословной – до 2,3 поколения.
2.2 Дом, в котором я живу.
История, архитектура, жильцы, «секреты дома.
2.3 Ими гордится Школа.
История, архитектура здания, работники, выпускники, учащиеся школы.
2.4 Безопасность.
Безопасность на дорогах, в школе, на улице.
2.5 Этикет
Основные правила здорового образа жизни, культура поведения и общения.
3. Природа и экология (11 ч)
3.1 Растительный и животный мир своего региона
Наиболее типичные представители растительного и животного мира своего региона. Вести уход за комнатными растениями.
3.2. Экология твоей улицы.
Понятие экологии. Основные источники загрязнения улицы. Экологическая ответственность. Влияние загрязнений на здоровье жителей. Экологическая акция.
3.3. Времена года.
Знакомство с народным календарем.
4. Народное творчество (8 ч)
4.1 Фольклор – народное творчество.
Писатели, поэты, известные люди твоего края.
4.2 Семейные обряды на Руси.
Рождение, свадьба, проводы в армию, похороны.
4.3Семейные традиции.
Традиции твоей семьи, народа.
5.Промышленные предприятия (4 ч)
История развития основных объектов производства.
6.Экскурсионные объекты по программе «Моя Родина – Россия» (15 ч)
6.1. «Никто не забыт, ничто не забыто»
Изучение истории ближайших объектов, связанных с историей ВОВ и других войн.
6.2«Дорогами дружбы»
Изучение истории объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом многонациональной семьи народов России.
6.3«Отчизны верные сыны»
Изучение истории объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших нашу Родину.
6.4«Историко-архитектурные места»
Изучение истории памятников истории и архитектуры.
6.5«Природные богатства родного края»
Природные богатства региона: леса, вода, почвы. Понятие охраняемые территории. Посещение парка. Экскурсии в природу.
7.Памятные даты России. Патриотические акции (3 ч)
Организуются с определенной периодичностью и приурочены к Дням воинской славы и памятным датам России.
8.Проектная деятельность (3 ч)
Выставка «Дом, в котором я живу», «Это вся моя семья»
9.Учебно – исследовательская работа: «Это вся моя семья» (6)
Составление своей родословной до 3 поколения включительно.
3(4) КЛАСС
1.Вводное занятие (1 ч) ( в 4 классе – 1 ч)
Выясняются знания детей за первый год обучения. Обозначаются основныетемы, которые будут изучены в процессе прохождения программы.
2. «Я» в России (8 ч) ( в 4 классе – 8 ч)
2.1Безопасность.
Безопасность на дорогах, в школе, на улице.
2.2 Этикет
Основные правила здорового образа жизни, культура поведения и общения.
2.3Москва – столица Родины.
Заочное знакомство с Москвой.
3.Экскурсионные объекты по программе «Моя Родина –Россия» (46 ч) ( в 4 классе – 46 ч)
3.1 «Никто не забыт, ничто не забыто»
Изучение истории ближайших объектов, связанных с историей ВОВ и других войн.
3.2«Дорогами дружбы»
Изучение истории объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом многонациональной семьи народов России.
3.3«Отчизны верные сыны»
Изучение истории объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших нашу Родину.
3.4«Историко-архитектурные места»
Изучение истории памятников истории и архитектуры.
3.5«Природные богатства родного края»
Природные богатства региона: леса, вода, почвы. Понятие охраняемые территории (заповедники, национальные парки). Посещение парка, экскурсия в природу.
4.Участие в патриотических акциях (3 ч) ( в 4 классе – 3 ч)
Организуются с определенной периодичностью и приурочены к Дням воинской славы и памятным датам России. Участие в акциях организуется одновременно с посещением экскурсионных обьектов.
5.Проектная деятельность (4 ч) ( в 4 классе – 4 ч)
Выставка по направлениям посещаемых объектов « Никто не забыт ,ничто не забыто», « Дорогами дружбы», « Отчизны верные сыны», « Историко архитектурные места», « Природные богатства родного края».
6.Учебно-исследовательская работа (6 ч) ( в 4 классе – 6 ч)
Составление описания посещаемых экскурсионных объектов ( за каждый год обучения посещаются по 2 объекта из каждого тематического направления программы)
- Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
Деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
Средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для учащихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Итогом реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Ожидаемые результаты: дети получат знания по истории, культуре и природе родного края, научатся выявлять темы и проблемы, требующие исследования и осуществлять исследования в свободное время.
В результате изучения курса «Моя родина – Россия» ученик должен:
Знать/понимать | Уметь | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
•Историю происхождения своего рода, фамилии. •. Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества. •Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах. •Особо охраняемые территории Хакасии и Ширинского района. •Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. •Правила этикета. •Правила безопасности. •Героическое историческое прошлое своего народа, членов своей семьи. •Выдающихся деятелей Хакасии. | •Выбирать наиболее подходящие источники информации в поисковой деятельности. •Оформлять результаты познавательной экскурсионной деятельности в виде фотовыставок, вернисажей. •Составлять свое генеалогическое древо. •Составлять небольшие рассказы о Родине, ее культуре, истории, великих людях, достопримечательностях малой Родины. | • Проводить самостоятельные исследования генеалогического характера. •Самостоятельно создавать проекты на заданную тему. •Проводить экскурсионное сопровождение для своей семьи и близких по достопримечательным местам Ширинского района. •Ухаживать за комнатными растениями. •Составлять сценарии для семейных праздников. |
5. Формы и виды контроля
- Творческие работы.
- Конкурсы.
- Викторины
- Презентации
- Проекты
6. Методические рекомендации
Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме экскурсий по родному краю, выводит ребенка за пределы школы, наряду с классным преподаванием предлагает беседы, музейные занятия, экскурсии, мини-проекты, исследовательскую работу.
Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их ценностями и направлена на социализацию учащихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Содержательные линии программы:
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Программа носит цикличный многоуровневый характер и состоит из тематических разделов. Каждый раздел содержит несколько тем. Материал курса включает основополагающие темы, в порядке возрастания привлекая всё более сложный и обширный материал. Подается материал по каждому разделу от самого простого и понятного (семьи, дома, улицы, соседей) к более сложному.
Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности, позволяет выполнять свои мини-исследования. Предполагается, что в процессе работы неизбежно произойдет кооперация учителя, родителей и учеников.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011 | 1 |
2 | Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. | 1 |
3 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011 | 1 |
2. Печатные пособия | ||
4 | Журнал «Начальная школа» | 5 |
3. Технические средства обучения | ||
5 | Ноутбук | 1 |
6 | Проектор, интерактивная доска | 1 |
7 | DVD проигрыватель | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
8 | Набор пособий по краеведению | 1 |
5. Игры и игрушки | ||
9 | Развивающие игры | 5 |
6. Оборудование класса | ||
10 | Кабинет начальных классов (плакаты, набор диафильмов, видеокассет). |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «____» августа 2014 года № 1 __________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «____» августа 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Символы России (материалы к проведению занятия по теме "Моя Родина - Россия"
Материалы к проведению занятия или урока по теме: "Моя Родина - Россия"...
Презентация к проекту по окружающему миру в 4 классе по теме "Моя Родина - Россия. Республика Карачаево-Черкессия" УМК "Школа России"
Презентация к проекту....
Наша Родина - Россия. Символы России
Презентация "Наша Родина - Россия"...
Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"
Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края; формировать нравственно-эстетиче...
Рабочий лист к уроку окружающего мира " Наша Родина- Россия"
УМК " Школа России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познава...