рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-Образовательная программа МОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год;
-Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №5».
Рабочая программа по предмету «Музыка» 2 класс составлена на основе:
Авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Просвещение», 2015год;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2015
Рабочая тетрадь для учащихся 2 класс, М.: Просвещение, 2015
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: М.: Просвещение, 2015;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2015;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2015 г.
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_klass.docx | 100.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. о. Электросталь Московской области
144010,Московская область, г. Электросталь, ул.Ялагина, 22А, тел.:8-496-57-3-62-91, 3-13-67
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №5»
___________________ О.Н.Сахарова
«____»________________ 2016г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
2 «В» класс
(базовый уровень)
Составитель: Кузнецова Вера Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-Образовательная программа МОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год;
-Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №5».
Рабочая программа по предмету «Музыка» 2 класс составлена на основе:
Авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Просвещение», 2015год;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2015
Рабочая тетрадь для учащихся 2 класс, М.: Просвещение, 2015
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: М.: Просвещение, 2015;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2015;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2015 г.
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2013
В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество часов, вместо 5 – 7 на темы: «Музыкальные инструменты» и « Музыка на Новогоднем празднике» по 1 часу, за счет разделов:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч) – объединены темы «Проводы зимы. Встреча весны»;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч) – объединены темы «Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга».
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти, (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти).
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ темы | Тема раздела | Количество часов |
1 раздел | «Россия – Родина моя». | 3 часа |
2 раздел | «День, полный событий» | 6 часов |
3 раздел | «О России петь – что стремиться в храм» | 7 часов |
4 раздел | «Гори,гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 часа |
5 раздел | «В музыкальном театре» | 5 часов |
6 раздел | «В концертном зале» | 5 часов |
7 раздел | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 5 часов |
Итого | 34 часа |
Содержание программного материала
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная.Песенность.
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Урок 3. Гимн России.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы…
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Урок 11. Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Ямала.
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Урок 13. Молитва.
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Урок 14. С Рождеством Христовым!
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Вороний праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Урок 21. Балет.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.
Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.
Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 24. Увертюра. Финал.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Обобщающий урок 3 четверти.
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Урок 29. Симфония №40. Увертюра.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Урок 30. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).
Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ.
II класс.
Личностные универсальные действия
( у обучающегося будут сформированы):
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
( обучающийся получит возможность для формирования):
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
( обучающийся получит возможность научиться):
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
( обучающийся получит возможность научиться):
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
( обучающийся получит возможность научиться):
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
(обучающийся научится):
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.
( обучающийся получит возможность научиться):
- определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.
Основные закономерности музыкального искусства
(обучающийся научится):
- слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
- различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
- выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях.
( обучающийся получит возможность научиться):
- пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации;
- исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;
- определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса;
- проявлять инициативу в музыкально-исполнительской деятельности;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
( обучающийся получит возможность овладеть):
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве русских композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.;
- музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п\п | Дата | Тема урока Тип урока Форма урока | Решаемая проблема Цель урока | Музыкальный материал | Основные понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
план | факт | |||||||
Раздел: Музыка в жизни человека (3часа) | ||||||||
1 | Мелодия Тип - изучение нового материала Форма – урок – беседа. | Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.Мусоргского
| «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский «Моя Россия» Г.Струве
| Мелодия, как средство музыкальной выразительности. Песенность. Песня. Инструментальная музыка. Оркестр. Композитор. Песенная установка. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. | |||
2 | Здравствуй, Родина моя! Тип – комплексного применения знаний и умений. Форма – урок-путешествие. | Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине. | «Моя Россия» Г.Струве Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков | Куплетная форма. Запев. Припев. Элементы музыкальной грамоты: скрипичный ключ, ноты. Презентация. | Личностные УУД: воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | |||
3 | Гимн России. Тип - изучение нового материала Форма – урок – презентация. | Цель: познакомить с гимном России как с музыкальным символов государства. | Гимн России А.Александрова сл.С.Михалкова Патриотическая песня М.Глинка | Гимн России. Государственные символы. | Личностные УУД: исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради. Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. | |||
День, полный событий (6 часов) | ||||||||
4 (1) | Музыкальные инструменты. Фортепиано. Тип урока – комплексное применение знаний и умений. Форма урока – урок беседа. | Цель: показать тембровую окраску фортепиано и его выразительные возможности. | Детская музыка С.Прокофьев Детский альбом П.Чайковский | Композитор, исполнитель, динамические оттенки: форте и пиано, названия танцев: вальс, полька, тарантелла | Личностные УУД: понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков. | |||
5 (2) | Природа и музыка. Прогулка. Тип урока – комбинированный. Форма урока – урок – прогулка. | Цель: познакомить с творчеством русских композиторов – классиков, показать выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы | Утро-вечер С.Прокофьев Прогулка С.Прокофьев, Прогулка М.Мусоргский | Фортепиано. Рояль. Элементы нотной грамоты. Длительности нот. | Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации в нотном письме, овладение умениями и навыками интонационно – образного анализа муз.произведения. Регулятивные УУД: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | |||
6 (3) | Танцы, танцы, танцы. Тип урока – комплексное применение знаний и умений. Форма урока - урок танцев. | Цель: научить определять основные музыкальные жанры (песня, танец, марш), | «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.Чайковский «Тарантелла» С.Прокофьев | Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт. | Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Регулятивные УУД: соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников. | |||
7 (4) | Эти разные марши. Звучащие картины. Тип урока - комплексное применение знаний и умений. Форма урока – урок-беседа. | Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях. | «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский «Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев | Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт. | Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. | |||
8 (5) | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок сказка. | Цель: познакомить с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др. Задачи: находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении, музыкльно – пластическом движении, | «Нянина сказка», «Мама» П.Чайковский «Сказочка» С.Прокофьев «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Колыбельная. Куплетная форма. Запев. Припев. | Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Познавательные УУД: формирование интереса к к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. | |||
9 (6) | Обобщающий урок Тип урока – урок контроля и коррекции знаний. Форма урока – урок – концерт. | Цель: обобщить музыкальные впечатления | Музыкальный репертуар I четверти по выбору учителя. | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Мелодия. Песенность, маршевость, танцевальность. Динамические оттенки. Названия нот.музыкальный размер. Куплетная форма и др. | Личностные УУД: познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. | |||
«О России петь, что стремиться в храм» (7 часов) | ||||||||
10 (1) | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Тип урока – Изучение нового материала. Форма урока – урок - путешествие в прошлое. | Цель: показать красоту и величие русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека. | «Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны. | Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи. Картины русских художников. | Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения) | |||
11 (2) | Русские народные инструменты. Музыкальные традиции родного края. Тип урока - усвоение новых знаний. Форма урока – урок презентация. | Цель: познакомить с музыкальными и фольклорными традициями края. | «Калинка» Р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему р.н.п.»Камаринская» р.н.м. «Тимоня» - народная мелодия Курской области. | Фольклор. Загадки о русских народных инструментах. Народные инструменты: балалайка, рожок, гармонь, дер.ложки, кугиклы. | Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории Родного края. Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях, Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах. | |||
12 (3) | Святые земли русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский. Тип урока – урок изучения новых знаний. Форма урока – урок – беседа. | Цель: познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение. . | Кантата С.Прокофьева « А.Невский» Песня об А.Невском Вставайте, люди русские! Народные песнопения о Сергии Радонежском | Духовная музыка. Песнопение. Православные святые. Кантата. Трёхчастная музыкальная форма. | Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | |||
13 (4) | Молитва. Тип урока – урок закрепление знаний. Форма урока – урок –размышление. | Цель: познакомить с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков. | «Детский альбом» П.Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» | Композиторская музыка духовного содержания. Динамические оттенки: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена. | Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника, уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств муз.произведения. Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. | |||
14 (5) | С Рождеством Христовым! Тип урока – урок – изучения новых знаний. Форма урока – урок – презентация. | Цель: познакомить с историческими и музыкальными традициями православного праздника. | «Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского | Народные песнопения. Куплетная форма. Ангел. Рождество. Рождественская открытка. | Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания Коммуникативные УУД: воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны. Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела». | |||
15 (6) | Музыка на Новогоднем празднике. Тип урока – урок обобщения Форма урока – урок – карнавал. | Цель: познакомить с традиционными новогодними обычаями и песнями. . | «Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т.Попатенко, «В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация. «Новогодние игрушки» | Карнавал. Маскарад. Маска. Серпантин. Хоровод. | Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки. Регулятивные УУД: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов. Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | |||
16 (7) | Обобщающий урок Урок контроля и коррекции знаний. | Цель: продемонстрировать возможности самовыражения обучающихся. через музыкально – творческую деятельность . | Музыкальный репертуар за весь раздел | Дидактические единицы, изучаемые на уроках за прошедший период. | Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве. | |||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) | ||||||||
17 (1) | Русские народные инструменты. Тип урока – урок изучения нового материала. Форма урока – урок – сказка. | Цель урока: ввести в мир народных музыкальных инструментов и показать их роль и место в жизни русского народа. | «Светит месяц» , «Калинка» р.н.м. | Оркестр народных инструментов. Скоморохи. Рожок, жалейка, трещотка. балалайка, рубель, бубен. Вариация. | Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. | |||
18 (2) | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Тип урока – урок закрепления знаний. Форма урока – урок - игра. | Цель: дать представление о народных праздниках и музыкальных традициях Отечества. . | «Камаринская» - р.н.п. Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра. | Напев. Мотив.Наигрыш. Игровая песня. Солист. Куплетная форма. | Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. Познавательные УУД: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству. Как способу познания мира. Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка.. | |||
19 (3) | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – ролевая игра. | Цель: развивать музыкальные способности обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения. . | С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». «Камаринская» - р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская» «Мужик на гармонике играет» | Композитор. Исполнитель. Слушатель. Инструментальная пьеса. Импровизация. Ноты и их названия. Ритмический рисунок. Мелодическая линия. | Познавательные УУД: осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | |||
20 (4) | Проводы зимы. Встреча весны. Тип урока – обобщение и закрепление знаний. Форма урока – урок – праздник. | Цель: обобщить знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях русского народа | Масленичные песни «Блины» р.н.п. Весенние заклички «Ой, кулики, жаворонушки» | Песня - закличка. Масленица. Народное гуляние. | Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни. | |||
В музыкальном театре. (5 часов) Тематическая линия «Основные закономерности музыкального искусства» | ||||||||
21 (1) | Музыкальный театр. Детская опера. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – экскурсия. | Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. . | «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы | Музыкальный жанр – опера. Музыкальный театр. Музыкальные и речевые интонации. Хор. Солист. Ария. | Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | |||
22 (2) | В гостях у сказки. Балет С.Прокофьева «Золушка». Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – сказка. | Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. . | «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. | Музыкальный жанр – балет. Балерина. Кордебалет. | Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. | |||
23 (3) | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Тип урока – урок закрепления материала. Форма урока – ролевая игра. | Цель: показать роль дирижёра в музыкальном театре. . | Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. | Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер | |||
24 (4) | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Тип урока –изучение нового материала. Форма урока – урок путешествие. | Цель: показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов. | Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила» | Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; | |||
25 (5) | Увертюра. Финал. Тип урока –закрепление материала. Форма урока – ролевая игра. | Цель: постижение общих закономерностей развития музыки. | Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. | Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер. | Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. | |||
В концертном зале (5 часов) | ||||||||
26 (1) | Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» Тип урока – урок изучения нового материала. Форма урока – урок – сказка. | Цель: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев. | Симфонический оркестр. Тембры инструментов и их изображения. | Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. | |||
27 (2) | Обобщающий урок Тип урока - урок коррекции и закрепления знаний. Форма урока – урок –презентация | Цель: обобщить знания обучающихся о мире симфонического оркестра. | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.) | Викторина. | Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина) | |||
28 (3) | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – экскурсия. | Цель: показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке | М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках» «Балет не вылупившихся птенцов» «Богатырские ворота» «Песня о картинах» Г.Гладков. | Фортепиано. Оркестр. Сюита. Композиторская музыка. Картина. Художник. Портрет. Музыкальный образ. | Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради. | |||
29 (4) | «Звучит нестареющий Моцарт». Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – путешествие. | Цель: знакомство с творчеством В.Моцарта. | Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт Симфония №40 Моцарт. | Австрия. Вена. Симфония. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | |||
30 (5) | Симфония № 40. Увертюра. Тип урока – закрепление изученного материала. Форма урока – урок – путешествие. | Цель: продолжить знакомство с творчеством В.Моцарта. | Симфония №40 Моцарт. | Музыкальный жанр - симфония. Музыкальный театр. Композитор – классик. | Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; | |||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа) | ||||||||
31 (1) | Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Тип урока – урок объяснения новых знаний. Тип урока – урок – презентация. | Цель: закрепить понятие интонации в музыке, как основному средству музыкальной речи | «Менуэт» И. -С.Бах. «За рекою старый дом» И. -С.Бах. «Токката» И.-С.Бах. | Германия. Органная музыка. Собор. Органист. | Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. | |||
32 (2) | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Тип урока изучение нового материала. Форма урока –урок – путешествие. | Цель: учить понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | «Тройка» Г.Свиридов «Попутная песня» М.Глинка. | Композиторы классики и современности. Музыкальные иллюстрации. | Познавательные УУД: узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов. Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | |||
33 (3) | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Тип урока – закрепление материала. Форма урока – урок –презентация. | Цель: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки . | «Весна. Осень» Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт. | Мелодия, интонация, ритм, темп, лады: мажор и минор. | Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях Коммуникативные УУД: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. | |||
34 (4) | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Тип урока – обобщение и закрепление знаний. Форма урока – урок – концерт. | Цель: дать представление о стилевых чертах и особенностях музыки П.чайковского и С.Прокофьева | Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. | Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства. | Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Личностные УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2015., стр.3-28.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2015г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2015
- фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
- Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2015 г.
- учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2015г.
- «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2015г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2015.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2015г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2015.
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2015г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2015г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2015г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,2008г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 2003г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 2009г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 2002г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2008г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2003г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 2005г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...