Особенности взаимодействия учителя с родителями на первой степени обучения.
материал на тему
Материал к педсовету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
"Особенности взаимодействия учителя с родителями на первой ступени обучения».
Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей.
Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.
Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.
Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.
При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.
Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.
Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей.
Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.
Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.
На первых родительских собраниях мы
- Договариваемся об ответственности и заинтересованности сторон в решении воспитательных задач ребенка
- Я выясняю, каких результатов они ожидают от ребенка в этом году и в конце начальной школы.
- Вырабатываю вместе с родителями единые педагогические требования школьной среды с учетом особенностей семейного воспитания.
Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. При этом педагог должен:
· повышать уровень педагогических знаний родителей;
· направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;
· помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;
· укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;
· расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.
Совместную работу по формированию личности младшего школьника веду по следующим направлениям:
Направления | Решаемые задачи | Предполагаемый результат |
1.Здоровье | Сохранение психического и физического здоровья учащихся. | Ведение учащимися здорового образа жизни, составление режима дня. |
2.Общение | Формирование умения общаться со сверстниками, корректировать свои взаимоотношения с одноклассниками, работать в команде. | Отсутствие конфликтных ситуаций в учебном и воспитательном процессе, участие в самоуправлении класса,проявление творческой инициативы. |
3.Интеллект | Получение качественного образования, продвижение учащихся в интеллектуальном развитии. | Развитые способности учащихся, сформированные учебные умения и навыки, готовность к самореализации. |
4.Нравственность | Формирование нравственной культцры иропонимания. | Воспитание волевых качеств ребенка |
5.Семья | Максимальное сближение интересов родителей и учителя по формированию личности ученика. | Посещение родителями индивидуальных консультаций, тематических собраний, участие в классных мероприятиях, отсутствие конфликтов. |
6.Досуг | Реализация склонностей и интересов через досуговую деятельность. | Взаимодействие с другими организациями, максимальная занятость детей в кружках, городском детском центре, школе искусств. |
Плодотворность такого взаимодействия показывают высокие результаты.
Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей .
Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе.
Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи . Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.
Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.
Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий , так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного журнала.
Нельзя забывать и о такой форме работы как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.
В своей работе с родителями я руководствуюсь следующими принципами:
- Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить достоинства и детей и их родителей.
- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.
Работа с родителями строится так же в зависимости от принадлежности родителей к определенной категории. Условно можно разделить всех родителей на четыре категории в зависимости от желания сотрудничать с учителем, содействовать развитию своих детей и умения делать это правильно:
Категория родителей
| Особенности родителей данной категории | Выстраивание тактики взаимоотношений с группой |
1.Полностью понимают и принимают школу, знают, как помочь ребенку в его развитии.
| Обладают желанием сотрудничать, готовы принять любые формы организации такого сотрудничества. | С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и школы, в результате – продуктивное сотрудничество. |
2.Принимают и понимают школу, но не знаю, как и чем помочь ребенку в его развитии.
| Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, поэтому готовы принимать необходимую помощь в воспитании своего ребенка. Родители сомневаются в адекватности своих знаний по воспитанию детей, но готовы выйти на контакт с учителем. | Группа потребует особого внимания. Необходимы психолого-педагогические консультации: разной формы, разнообразных по содержанию, включающих информацию о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников. |
3. Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с классным руководителем.
| Не всегда идут на контакт с педагогом, не спешат обсуждать те или иные возникающие проблемы в воспитании ребенка , недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе. Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми и чаще всего не хотят это признавать. Им легче самоустраниться от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. | Сложнее с этой группой - с теми, кто настолько затрудняется в воспитании детей, что теряет к этому всякий интерес. Оказание психолого-педагогической помощи и консультации различных специалистов: психолога, логопеда, социального педагога таким родителям – важный шаг на общем поле взаимодействия.
|
4. Конфликтные, противоречивые в своих требованиях к собственному ребенку и к школе.
| В основном у таких родителей низкая педагогическая культура, вследствие этого - отсутствие должного внимания к воспитанию детей. Иногда такие родители переоценивают свои воспитательных возможности и придерживаются субъективного подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. Среди таких родителей встречаются безответственные в вопросах воспитания детей. | Самая трудная группа родителей. Учителю надо быть готовым к длительному процессу налаживания контакта, возможно предстоит защита интересов и прав ребенка Вышеперечисленные виды взаимодействия необходимо разнообразить индивидуальным или групповым формам работы. |
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитания младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.
Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ!
Говорят, что у каждого родителя – своя правда…
Но ведь это неправда!
Просто каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив,
А мы по роду профессии к этому причастны.
А правда у нас – общая, и правда наша – хорошая,
Она в том, чтобы смеялись, росли И развивались дети,
И чтобы были за них спокойны Все родители на свете.
Это очень просто. Это очень здорово!
Нужно только смотреть нам
Не столько друг на друга,
Сколько в одну сторону!
Советы родителям:
Если:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире