Методический семинар
методическая разработка на тему
Методический семинар "Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 42.15 КБ |
preodolenie_shkolnoy_trevozhnosti.pptx | 169.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данная проблема особенно актуальна, так как от степени проявления тревожности зависят успехи обучающихся, особенности их взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Исследование данной проблемы нацелено на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
В психологии под школьной тревожностью понимается сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве во время уроков, в классе, предвосхищении плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников.
Тревожность у младшего школьника не возникает внезапно. Её проявление тесно связано с социально-психологическими факторами или фактором усвоения образовательной программы:
- учебные перегрузки;
- индивидуальные трудности обучающегося в освоении школьной программы;
- конфликты с педагогами;
- амбиции родителей;
- регулярно повторяющиеся оценочные ситуации;
- низкий рейтинг среди одноклассников.
На появление тревожности у младшего школьника влияют такие индивидуальные особенности как: чувство беспокойства, страха, недостаточный опыт общения с взрослыми и сверстниками, психические травмы, неуверенность в сeбe.
Индивидуальные особенности учителя тоже могут провоцировать тревожность обучающихся, например: авторитарный стиль обучения, бескомпромиссность, несдержанность, вспыльчивость, раздражительность. Положительное влияние на учащихся оказывают такие качества учителя как: толерантность, способность к сочувствию, рефлексии, умение владеть эмоциями, эффективно слушать.
В работе по снижению тревожности у обучающихся я исходилиа из предположения о том, что преодолению школьной тревожности у младших школьников способствует следующее условие - применение психолого-педагогических приемов, направленных на целенаправленное понижение школьной тревожности, в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Создание условий, для преодоления школьной тревожности у младших школьников, предусматривает формирование универсальных учебных действий и использование приемов по преодолению школьной тревожности на каждом уроке.
Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть младшие школьники научатся контролировать свою учебную деятельность, и им будет несложно обучаться на следующих уровнях образования. Это приводит к повышению самооценки и, как следствие, к уменьшению школьной тревожности.
Универсальный характер учебных действий заключается в том, что данные навыки обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.
С целью изучения уровня школьной тревожности у обучающихся был проведен тест Филлипса.
В исследовании приняло участие 28 обучающихся нашего класса. Результаты отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты методики Филлипса по выявлению школьной тревожности на I полугодие 2015-2016 уч.г.
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень общей школьной тревожности имеют 12 обучающихся, что составляет 43% классного коллектива. Повышенный уровень общей школьной тревожности выявлен у 8 обучающихся (28,5% испытуемых). Таким образом, 71 % обучающихся, находясь в школе, склонны переживать тревожность в процессе обучения, проверки и оценки знаний, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Таким образом, выяснилось, что проблема школьной тревожности очень актуальна для обучающихся.
Работа по преодолению тревожности, осуществлялась на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
- обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
- расширение функциональных и операциональных возможностей младшего школьника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаси прочности»;
- повышение уровня самооценки и мотивации.
Для преодоления тревожности у младших школьников каждый урок строился таким образом, чтобы мотивацией деятельности обучающегося был не страх получения неудовлетворительной отметки, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение. Поскольку приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством глубокого страхи, тревоги, соответственно, чем выше уровень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения — тем ниже степень тревожности.
В структуру уроков включались элементы игры, проводили викторины, активно использовали наглядные пособия (фотографии, таблицы, схемы, презентации, иллюстрации).
Особой ценностью уроков явилось то, что каждый ребёнок получает возможность для формирования следующих универсальных учебных действий:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу, осознания необходимости обучения, которое выражается в предпочтении социального метода оценки знаний и доминировании учебно-познавательных мотивов. Этому способствуют следующие приемы для снятия школьной тревожности, как: понятные, четкие, последовательные, одинаковые для всех учащихся требования; недопустимость эмоционального безразличия к ученику - чрезвычайно важно демонстрировать безусловное уважение;
- адекватной положительной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: стимуляция оптимистического взгляда на способности обучающегося (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности). Важно помнить, что одобрение и поддержка, в случае если они заслужены, чрезмерными быть не могут, а на ошибки ученика необходимо указывать мягко, не забыв упомянуть о его достоинствах или выразить убежденность в преодолении препятствий.
- установки на здоровый образ жизни и их реализации в реальном поведении и поступках. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: учет возрастных, индивидуально-типологических, гендерных особенностей ученика; учет темперамента и сензитивных периодов, соматического здоровья ребенка; создание на уроках эмпатического контакта с учеником и поддержание его в дальнейшем; использование во время проведения физминутки элементарных приемов релаксации для снятия мышечного напряжения, элементов дыхательных упражнений;
- научиться ставить новые учебные задачи совместно с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: при работе над новым материалом, освоении новых умений, внимательное отношение к тревожным обучающимся; отсутствие спешки; концентрация внимания на совершаемой работе (помощь ученику научиться); верить в его силы (целенаправленное повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, активная демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика);
- самостоятельно применять на практике выделенные учителем образцы действия при изучении нового учебного материала. Этому способствуют приемы для снятия школьной тревожности: целенаправленное создание «ситуаций успеха» - предоставление ребенку заданий, посильных для него; акцентировать внимание на успешности не только результата, но и действий, сдержанность и самостоятельное использование обучающимся приемов саморегуляции;
- адекватно оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые корректировки в решение, как во время совершения, так и в конце действия. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: требования учителя четкие, понятные и последовательные; если обучающийся допустил ошибку, то учитель, указывая на нее, четко аргументирует свою позицию, поскольку публичное указание на несовершенство действий и обсуждение болезненных вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика;
- осуществлять поиск более рациональных способов решения задач зависимо от определенных условий; строить логические умозаключения, включающее установление причинно-следственных связей; владеть общим приёмом решения задач произвольно и осознанно. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: внимательное наблюдение за совершенствованием младшего школьника в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции плана индивидуальной работы с обучающимся;
• аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями одноклассников в групповой работе при разработке общего плана решения поставленной задачи; рационально использовать речь в регуляции своей деятельности. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: эмоциональная поддержка ученика; необходимо создание правильной ценностно-смысловой ориентации ученика, эффективны доверительные беседы учителя с учеником об изменившихся взглядах на события и жизненные ценности; одним из главных факторов, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением.
После проведенной работы, в конце II полугодия, был снова проведён тест на выявление школьной тревожности. Результаты теста в сравнении с результатами I полугодием представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сравнительные результаты методики Филлипса по выявлению школьной тревожности на I и II полугодие 2015-2016 уч.г.
Из диаграммы видно, что прослеживается положительная динамика в изменении уровня школьной тревожности. Если первое исследование показало, что 71% обучающихся в классе подвержены школьной тревожности, то на II полугодие 2015-2016 учебного года этот показатель составил 50%, таким образом количество обучающихся с школьной тревожностью уменьшилось на 21 %.
Таким образом, при создании названных выше условий наблюдается положительная динамика, характеризующаяся снижением уровня тревожности и повышением уровня самооценки, что указывает на положительные тенденции к развитию психологически здоровой личности.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что современный учитель должен в совершенстве знать и владеть приёмами, способами регулировки уровня школьной тревожности. Об этом он должен заботиться как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. Школьная тревожность – сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы.
Тревожность у младшего школьника не возникает внезапно! Её проявление тесно связано с социально-психологическими факторами или фактором усвоения образовательной программы: - учебные перегрузки; - индивидуальные трудности обучающегося в освоении школьной программы; - конфликты с педагогами; - амбиции родителей; - регулярно повторяющиеся оценочные ситуации; - низкий рейтинг среди одноклассников.
На появление тревожности у младшего школьника влияют такие индивидуальные особенности как: чувство страха, недостаточный опыт общения с взрослыми и сверстниками, психические травмы, неуверенность в с e б e чувство беспокойства.
В работе по снижению тревожности у обучающихся я исходила из предположения о том, что преодолению школьной тревожности у младших школьников способствует следующее условие: применение психолого-педагогических приемов, направленных на целенаправленное понижение школьной тревожности, в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Создание условий, для преодоления школьной тревожности у младших школьников, предусматривает формирование универсальных учебных действий и использование приемов по преодолению школьной тревожности на каждом уроке.
Результаты методики Филлипса по выявлению школьной тревожности на I полугодие 2015-2016 уч.года
Анализ полученных данных показал, что: высокий уровень общей школьной тревожности имеют 12 обучающихся, что составляет 43% классного коллектива. повышенный уровень общей школьной тревожности выявлен у 8 обучающихся (28,5% испытуемых). Таким образом, 71 % обучающихся, находясь в школе, склонны переживать тревожность в процессе обучения, проверки и оценки знаний, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Таким образом, выяснилось, что проблема школьной тревожности очень актуальна для обучающихся моего класса.
Работа по преодолению тревожности, осуществлялась на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях: обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; расширение функциональных и операциональных возможностей младшего школьника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаси прочности»; повышение уровня самооценки и мотивации.
Каждый урок строился таким образом, чтобы мотивацией деятельности обучающегося был не страх получения неудовлетворительной отметки, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение. Поскольку приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством глубокого страхи, тревоги, соответственно, чем выше уровень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения — тем ниже степень тревожности. В структуру уроков включались элементы игры, проводили викторины, активно использовали наглядные пособия (фотографии, таблицы, схемы, презентации, иллюстрации).
Особой ценностью уроков явилось то, что каждый ребёнок получает возможность для формирования следующих универсальных учебных действий: внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу, осознания необходимости обучения, которое выражается в предпочтении социального метода оценки знаний и доминировании учебно-познавательных мотивов. Этому способствуют следующие приемы для снятия школьной тревожности, как: понятные, четкие, последовательные, одинаковые для всех учащихся требования; недопустимость эмоционального безразличия к ученику - чрезвычайно важно демонстрировать безусловное уважение;
Адекватная положительная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: стимуляция оптимистического взгляда на способности обучающегося (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности). Важно помнить, что одобрение и поддержка, в случае если они заслужены, чрезмерными быть не могут, а на ошибки ученика необходимо указывать мягко, не забыв упомянуть о его достоинствах или выразить убежденность в преодолении препятствий.
Установки на здоровый образ жизни и их реализации в реальном поведении и поступках. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: учет возрастных, индивидуально-типологических, гендерных особенностей ученика; учет темперамента и сенситивных периодов, соматического здоровья ребенка; создание на уроках эмпатического контакта с учеником и поддержание его в дальнейшем; использование во время проведения физминутки элементарных приемов релаксации для снятия мышечного напряжения, элементов дыхательных упражнений;
Научиться ставить новые учебные задачи совместно с учителем, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: при работе над новым материалом, освоении новых умений, внимательное отношение к тревожным обучающимся; отсутствие спешки; концентрация внимания на совершаемой работе (помощь ученику научиться); верить в его силы (целенаправленное повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, активная демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика).
Самостоятельно применять на практике выделенные учителем образцы действия при изучении нового учебного материала. Этому способствуют приемы для снятия школьной тревожности: целенаправленное создание «ситуаций успеха» - предоставление ребенку заданий, посильных для него; акцентировать внимание на успешности не только результата, но и действий, сдержанность и самостоятельное использование обучающимся приемов саморегуляции.
Адекватно оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые корректировки в решение, как во время совершения, так и в конце действия. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: требования учителя четкие, понятные и последовательные; если обучающийся допустил ошибку, то учитель, указывая на нее, четко аргументирует свою позицию, поскольку публичное указание на несовершенство действий и обсуждение болезненных вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика.
Осуществлять поиск более рациональных способов решения задач зависимо от определенных условий; строить логические умозаключения, включающее установление причинно-следственных связей; владеть общим приёмом решения задач произвольно и осознанно. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: внимательное наблюдение за совершенствованием младшего школьника в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции плана индивидуальной работы с обучающимся.
Аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями одноклассников в групповой работе при разработке общего плана решения поставленной задачи; рационально использовать речь в регуляции своей деятельности. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: эмоциональная поддержка ученика; создание правильной ценностно-смысловой ориентации ученика, эффективны доверительные беседы учителя с учеником об изменившихся взглядах на события и жизненные ценности; одним из главных факторов, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением.
Сравнительные результаты методики Филлипса по выявлению школьной тревожности на I и II полугодие 2015-2016 уч.год
Современный учитель должен в совершенстве знать и владеть приёмами, способами регулировки уровня школьной тревожности. Об этом нужно заботиться как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Спасибо за внимание! Всем добра и понимания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....