Внеурочная деятельность "Шахматы"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности во 2 классе, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Программа курса составлена на основе Программы «Шахматы» (автор А.А.Тимофеев). Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф Виноградовой, М.: «Вентана – Граф », 2011
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные результаты:
— выигрышные стратегии матования одинокого короля.
Метапредметные:
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Объем программы
Рабочая программа по курсу «Шахматы » для 2 класса составлена на основе Программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы под редакцией Н.Ф Виноградовой (курс «Шахматы» автор А.А.Тимофеев)
На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
Согласно Графику – календарю МБОУ « Николаевская СОШ » на 2016 – 2017 учебный год во 2 классе предусмотрено 34 учебные недели, т.е. 34 часа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4.08 2016 года №756 « О переносе выходных дней в 2017 году» выходными днями принято считать – 24 февраля, поэтому на изучение курса « Шахматы » во 2 классе на 2016 – 2017 учебный год отводится 33 часа.
Программа выполняется в полном объёме. Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
Характеристика основных содержательных линий (33 часа)
Повторение (3ч)
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6ч)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (9ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи-
лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.
Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (5ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» во 2 классе
Ученик научится:
- применять обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур в игре;
- осознавать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
Ученик получит возможность научиться :
- проводить элементарные комбинации;
-записывать шахматную партию;
-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй;
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов 33 ч |
1 | 2.09 | Ходы и взятия фигур | 1 |
2 | 9.09 | Понятия шаха, мага и пата. | 1 |
3 | 16.09 | Задачи на ценность. | 1 |
4 | 23.09 | Правила записи ходов. | 1 |
5 | 30.09 | Принципы игры в дебюте. | 1 |
6 | 7.10 | Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. | 1 |
7 | 14.10 | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 |
8 | 21.10 | Уничтожение атакующей фигуры. Уход из-под удара | 1 |
9 | 28.10 | Понятие о защите. | 1 |
10 | 18.11 | Перекрытие линии атаки. | 1 |
11 | 25.11 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 |
12 | 2.12 | Контратака. | 1 |
13 | 9.12 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй как игра с выигрышной стратегией. | 1 |
14 | 16.12 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй как игра с выигрышной стратегией. | 1 |
15 | 23.12 | Матование одинокого короля двумя ладьями как игра с выигрышной стратегией. | 1 |
16 | 30.12 | Матование одинокого короля двумя ладьями как игра с выигрышной стратегией. | 1 |
17 | 13.01 | Матовые и патовые позиции. | 1 |
18 | 20.01 | Матовые и патовые позиции. | 1 |
19 | 27.01 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 |
20 | 3.02 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 |
21 | 10.02 | Оппозиция. | 1 |
22 | 17.02 | Оппозиция. | 1 |
23 | 3.03 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей. | 1 |
24 | 10.03 | Эндшпили, их классификация. | 1 |
25 | 17.03 | Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. | 1 |
26 | 31.03 | Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. | 1 |
27 | 7.04 | Король и крайняя пешка против короля. | 1 |
28 | 14.04 | Ладейные эндшпили. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. | 1 |
29 | 21.04 | Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. | 1 |
30 | 28.04 | Мост и его построение. Правило Тарраша. | 1 |
31 | 5.05 | Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. | 1 |
32 | 12.05 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 |
33 | 19.05 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....