Одаренные дети
материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной работы
с одаренными детьми
учителя начальных классов
МБОУ ВСОШ №2
Антоненко Елены Владимировны
2014-2018г.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения в начальной школе;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Формы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
- Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
- Развитие потенциала детей;
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
- Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях;
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процесса работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.
Структура работы с одарёнными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- занятия по интересам;
- конкурсы;
- олимпиады;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
- Родители, семья в системе реализации программы должны:
- учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
- создать условия для формирования у ребёнка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;
привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2014 по 2018 годы.
Первый этап – диагностико-прогнозтический – предполагается реализовать в первом полугодии 2014 года (1 класс).
Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2015 года –второе полугодие 2017 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2018 года, 4 класс)
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Основные мероприятия |
Составление плана работы с одарёнными детьми. | |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей. | |
Подготовка к школьной олимпиаде по основам наук. | |
Анализ итогов олимпиады школьников. | |
Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. | |
Индивидуальные консультации по проведению исследований и оформлению исследовательских проектов. | |
Творческие мастерские. | |
Оформление портфолио школьников. | |
Предметная неделя начальной школы «Всезнайка». | |
Участие в конкурсах, олимпиадах и проектах различных направлений и уровней | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одарёнными детьми. | |
Итоги работы с одарёнными детьми в 2015-2016 учебном году. Задачи на следующий год. | |
Ассамблея отличников. | |
Участие во Всероссийском конкурсе «Лучший ученик года РФ». |
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.
| Клименко Андрей Брыкалина Дарья |
| Виноградова Ника Скрипкина Виктория Стаценко Эвелина Ц»ой Никита |
| Брыкалина Дарья Скрипкина Виктория Гордиенко Диана Милютина Кристина |
| Брыкалина Дарья |
| Солопова Дарья Скрипкин Андрей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?
Одаренные дети – что такое одаренность?...
Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию....
Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...
Комментарии
Программа индивидуальной
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми