«Формирование системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_sistemy_profilaktiki_v_ou.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 180
Ю.Н. Чеканов
Программа
«Формирование
системы профилактики
безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних»
2016 год
Актуальность проблемы:
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.
Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи. Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличения детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания быта и досуга, увеличения детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Ставшие весьма распространенными случая жесткого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями, и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и т.д.
Все это подчеркивает острую потребность развития социально-педагогической помощи детям и подросткам, необходимости профилактики
безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних.
Социально-педагогическая работа с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено «вневедомственностью детства». Вместе с тем каждый ребенок, за исключением специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.
Это определяет актуальность создания в системе образования работы в рамках образовательного учреждения социального педагога совместно с педагогическим коллективом по проблемам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетни с привлечением специалистов различных ведомств.
Сегодня расширение системы профилактики, прежде всего с семьей, с конкретными детьми, является объективной необходимостью.
Работа педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы – часть здоровьесберегающего образования школьников.
Обоснование для разработки программы:
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120- ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 7 июля 2003 года)
- Семейный кодекс Российской федерации.
- Федеральный закон от 25 декабря 1995 года, № 223-ФЗ ( в редакции федеральных законов от 15 ноября 1997 года № 140-ФЗ, от 27 июня 1998 года, № 94-ФЗ, от 2 января 200 года).
Цели программы:
- Сохранение здоровья учащихся школы;
- Воспитание личностно развитого человека способного справляться с жизненными трудностями адекватными способами;
- Создание обстановки безопасности для жизнедеятельности каждого члена коллектива;
- Решение проблем, т.е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;
- защита ребенка в его жизненном пространстве;
Задачи программы:
- Диагностика социальной среды, определение путей решения проблем
- Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащимися школы;
- Тесное сотрудничество с родителями учащихся, просвещение по вопросам педагогической и правовой грамотности; педагогическое и административное воздействие на родителей из неблагополучных семей семьей находящихся в социально-опасном положении;
- Повышение уровня информированности учащихся и их родителей:
- о причинах правонарушений учащихся;
- о мерах наказания несовершеннолетних и их родителей за совершенные правонарушения, преступления несовершеннолетними;
- о мерах ответственности родителей за воспитание и жизнедеятельность несовершеннолетних;
- Содействие недопустимости использования в школе взрывоопасных, химических предметов, спиртных напитков, табачных изделий;
- Обеспечение педагогической направленности содержания форм и методов, используемых в работе по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности;
- Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся школы;
- Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних учащихся школы, находящихся в социально-опасном положении;
- Пропаганда и создание условий в школе для реализации здорового образа жизни учащихся; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
Стратегические направления:
- использование стратегии сдерживания, как наиболее адекватной в работе по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди учащихся, т.к. сегодня ставить вопрос о полном искоренении этих проблем в современных условиях нереально;
- стратегия альтернативы;
-создание системы позитивной профилактики, ориентируемой не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал личности ребенка;
- педагогическую, психологическую и социальную поддержку каждого учащегося и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения;
Ожидаемые конечные результаты:
- объективная оценка ситуации в школе, связанной с правонарушениями, безнадзорностью, использованию спиртных напитков, табачных изделий;
- повышение уровня правовой информированности учащихся, сотрудников, родителей школы;
- активизация роли семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного ребенка;
- сдерживание роста правонарушений среди учащихся;
- повышение уровня культуры учащихся, формирование законопослушного поведения;
Сроки реализации программы:
2016-2021гг.
Исполнители:
- Администрация школы;
- Социальный педагог;
- Классные руководители;
- Учителя – предметники;
- Родительские комитеты классов и школы;
- Школьное самоуправление;
- Служба охраны школы;
- Медицинские работники;
- ПДН, КДН, органы опеки и попечительства, социальной защиты.
Накопление и распространение информации:
№ | Мероприятия | Ответственные | сроки |
1. | Обновление, пополнение нормативно-правовой базы по данной проблеме | Социальный педагог, инспектор ПДН | ежегодно |
2. | Повышать квалификацию специалистов (учителей, сотрудников) | Администрация школы | ежегодно |
3. | Обновление, пополнение, накапливание методических материалов по данной проблеме | Социальный педагог, зам. директора по ВР | постоянно |
4. | Размещать информационные материалы и наглядную агитацию (стенды, памятки, правила, листовки) | Классные руководители, социальный педагог, зам. директора по ВР, библиотекарь | постоянно |
5. | Организовывать выставки научно-популярной литературы по проблеме | библиотекарь | ежегодно |
6. | Проводить встречи педагогического коллектива, родителей, учащихся с представителями различных ведомств по данной проблеме | Социальный педагог, зам. директора по ВР | ежегодно |
7. | Принимать участие в собраниях, совещаниях по вопросам предупреждения правонарушений, безнадзорности в школе, районе | администрация | ежегодно |
8. | Обмен информации между администрацией, социальным педагогом, ПДН, КДН и т.д. | Социальный педагог | постоянно |
9. | Заслушивать классных руководителей, председателей родительских комитетов на заседании совета по профилактике правонарушений о случаях злоупотребления спиртным в семьях учащихся, безнадзорности учащихся, а так же вопросов профилактики употребления спиртных напитков учащимися, табачных изделий | Администрация, социальный педагог, инспектор ПДН | По плану работы совета по профилактики школы |
10. | Разрабатывать и внедрять в практическую деятельность учителей методики и программы антинаркотического, правового просвещения | Зам. директора по ВР, социальный педагог, привлеченные специалисты | ежегодно |
11. | Проводить родительские собрания на правовые темы | Классные руководители, социальный педагог совместно с инспектором ПДН | 1 раз в четверть |
12. | Готовить учащихся 9, 11 классов для участия в научно-практической конференции по данной теме | учителя | ежегодно |
13. | Демонстрировать в школе видеофильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков | Социальный педагог с привлечением специалистов | ежегодно |
14. | Проводить беседы в классах на этические темы | Зам. директора по ВР, классные руководители | ежегодно |
15. | Проводить декады, месячники, квартальные мероприятия по выполнению ФЗ №120 по профилактике првонарушений, безнадзорности | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог | ежегодно |
16. | Оформлять социальные паспорта классов, школы с целью социальной диагностики микросреды | классные руководители, социальный педагог | ежегодно |
17. | Иметь в наличие списки: - учащихся, находящихся на учете в ПДН и КДН; - учащихся, находящихся на учете в школе; - семей, находящихся в социально-опасном положении; - учащихся, находящихся на опеке или попечении; - учащихся, имеющих инвалидность - малоимущих семей; -многодетных семей | Социальный педагог | ежегодно |
Создание среды, нетерпимой к антиобщественному поведению, нарушению устава школы:
№ | Мероприятия | ответственные | Сроки |
1. | Проводить работу по предотвращению првонарушкний в школе и на территории школы. Пресекать случаи беспризорности, безнадзорности, употребления учащимися спиртных напитков, табачных изделий | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, служба охраны | Постоянно |
2. | Осуществлять сотрудничество педагогического коллектива школы с ПДН, КДН, охранным предприятием для создания обстановки безопасности в школе и совместной профилактической рвботы с учащимися группы риска | администрация | постоянно |
3. | Организовать работу по выявлению социально неблагополучных семей, активизировать мероприятия по направлению лиц из этих семей в КДН, ПДН, отдел опеки и попечительства | Социальный педагог, классные руководители | постоянно |
4. | Активизировать работу специалистов школы по данному направлению, оказывать посильную помощь социально-психологического плана учащимся и их родителям | Социальный педагог, классные руководители | постоянно |
5. | Активно использовать и привлекать специалистов с целью психологического сопровождения учащихся группы риска | Социальный педагог, классные руководители, психологи центра «Вита» | ежегодно |
6. | Активно использовать возможности медицинского центра школы и медицинских учреждений района для оздоровления учащихся, осуществлять медицинский контроль над учащимися в плане выявления случаев использования психотропных веществ | Медицинский работник | ежегодно |
7. | Проводить в школе альтернативные мероприятия, приобщать учащихся к здоровому образу жизни: - вовлекать учащихся в организованные формы досуга, - предоставлять возможность бесплатного посещения учащимися клубов, кружков, секций; - проводить праздники в школе, спортивные мероприятия. | Зам. директора по ВР, классные руководители | постоянно |
8. | Уделять внимание внешнему виду, культуре поведения и речи учащихся, формировать имидж школьника | Зам. директора по ВР, классные руководители | постоянно |
Педагогическая поддержка:
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. | Проводить административные совещания, заседания совета по профилактике по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности, несовершеннолетних | Директор, администрация, социальный педагог, инспектор ПДН | По плану |
2. | Проводить ПМПК с целью объективной оценки проблем ребенка и необходимой помощи ему | Администрация, социальный педагог, классные руководители, медики школы | 2 раза в год и по мере необходимости |
3. | Проводить родительские собрания, посещать семьи на дому, вести индивидуальную профилактическую работу с учащимися и родителями | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | ежегодно |
4. | Использовать программы по правовому воспитанию на элективных курсах и уроках обществознания, истории | Зам. директора по ВР, учителя предметники | ежегодно |
5. | Проводить классные часы по данной проблеме | Классные руководители, специалисты | ежегодно |
6. | Разработать комплексные календарные планы по ОБЖ с учетом основ формирования культуры безопасности | Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ | ежегодно |
7. | Активизировать работу классных руководителей; использовать эффективные формы и методы профилактической работы | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | постоянно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА № 1539-КЗ «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ».
Доклад для выступления на конференции...
"Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних"
Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзо...
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Данная работа направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и интересов; усиление ответственности родителей за выполнением своих обязанностей по воспита...
Родительское собрание: Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Рекомендуется учителям в подготовке родительских собраний....
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Материал для родителей...
"Работа классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Материал для выступления классного руководителя...
Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"
Программа написана в соавторстве с педагогом - психологом к.псих. н. Ревиной И.А. и социальным педагогом школы Комиссаровой А.Ю....