Самарский край.
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samara-kray_rodnoy.doc120.5 КБ
Office presentation icon 23b46b012c7e66b318ddcde95d565fea.ppt2.27 МБ
Office presentation icon samarskiy_kray.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

                  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»

городского округа Самара

_______________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

____________________  

Протокол  № 1

от «29» августа 2016 г.

     СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора

     по УВР МБОУ СОШ № 101

г.о. Самара

     ___________ М.И. Ровинская

«30» авг
ста 2016г.

          УТВЕРЖДАЮ

          Директор

          МБОУ СОШ № 101

          ____________ К.В. Макаров

«30» августа 2016 г.

Приказ № 177-од

от «30» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2016 – 2017уч.г.

направление социальное

Учителя: Алёшина Л.В.,

 Акимова М.И., Юнусова Д.А.

Класс: 1-4

Кружок «Самарский  край»

Рабочая программа составлена на основе

или ФГОС второго поколения 

                 

   Программа  внеурочных занятий по краеведению  "Самара - край родной"

Пояснительная  записка

   В связи с внедрением ФГОС второго поколения в начальное образование, краеведение приобретает все большее значение во внеурочной деятельности учащихся.
  Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями.
 Внеурочные занятия по  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк  и краевед С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…»
 Основная
задача кружка «Самара - край родной» - освоение знаний о родном крае:  о его географии, климате, подземных сокровищах, животном  и растительном мире,  национальных культурах  и хозяйственной деятельности людей.
 Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а, с другой стороны, предоставляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.                  

   ЗаЗаЗанятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важннравственных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан забот заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятпамятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окруоокружающую  среду, бережно  относиться к природным богатствам».

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем городе, районе, крае,  участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач.


   Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Образовательные:

  - знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических особенностях Самарской области;

-  расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории,  географии родного края.                      

Метапредметные:

  - формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;

 - развитие умения систематизировать и использовать полученные знания  для практической деятельности.

Личностные:

-  привитие детям интереса к истории и культуре родного края, его природе и географии;

- выработка дисциплины, усидчивости, умения самостоятельно мыслить, взаимодействовать  с другими учащимися и педагогом;

-  воспитание патриотического отношения к родному краю, а также формирование позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Задачи:

   - формировать у детей интерес к изучению истории, географии, культуре своей семьи, города, края;

 - учить осмысливать связь времен, попытавшись найти  и закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом; 

- знакомить учащихся с основами вспомогательных исторических  и географических дисциплин, с различными видами искусств, развитыми в нашем крае и с видными деятелями науки и культуры;

- добиваться широкого охвата учащихся и вызвать интерес к проводимым занятиям;

   -активизировать деятельность учащихся на проводимых занятиях разнообразными видами;

     - обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий, поездок, посещения  общественных мест.                

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела;  групповые тренинги.

Изучение программы предполагает  также широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными  источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

 Объект деятельности

Данная программа рассчитана для внеурочной работы с детьми 7-10 лет.

Место курса «Самара – край родной» в программе внеурочной деятельности.

Данный курс расчитан на 169 часов, из них 1 год – 33 часа, 2 год – 34 часа, 3 год –34 часа, 4 год-34 часа.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает в области познавательных УУД :

  • осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории;

    - систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

-  принятие и сохранение учебной задачи;

-  учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

-  планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

   в области личностных УУД:

-  проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины.  

- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

 -   формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.

  - побуждение интереса  к самопознанию;

  -  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

-  формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение задавать вопросы.

                          

 

Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”  (33ч.)

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой области. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Самарская земля.

Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Экскурсия в зоологический музей.

4

4

 Жемчужины Самарской области.

Легенды Жигулей. Сказки. Памятники природы. Красная книга Самарской области.

4

5

Топонимика Самарской области.

Понятие о топонимике. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Самарской области. Название районов и некоторых улиц города. Их происхождение.

3

6

Реки, давшие название и жизнь нашему городу.

Река Самара. Река Волга. Легенды и предания о происхождении названий рек. Стихи о Волге. Волга в произведениях писателей и на картинах художников. Современное состояние реки. Экология.

4

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Понятие «родословная». Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Презентация работ учащихся.

3

9

Самарская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями о Самаре.

2

10

Самарские писатели и поэты – детям.

Знакомство с произведениями братьев Бондаренко,  С.Эйдлина, Ю.Денисова и др., их анализ.

2

11

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

Второй год обучения

1

Наша школа

Экскурсии в школьный музей.

2

2

Улицы нашего города.

Сбор материалов о тех людях, в честь которых названы улицы Самары.

4

3

Народы поволжья.

Знакомство с культурой, костюмами и обычаями различных национальностей, живущих в Поволжье.

6

4

Исторические Места Самары

Сбор материалов о памятных местах города.

2

5

Памятники Самары.

Фотовыставка.

2

6

Заповедные места.

Самарская Лука, её растительный и животный мир.

2

7

Известные предприятия города.

АвтоВАЗ, Авиакор .Электрощит . Подшипниковый завод. Предприятия пищевой промышленности. История возникновения. Их вклад в развитие региона.

6

8

Музеи города.

Посещение выставки в музее Алабина.

3

9

Герои войны.

Знакомство с историями жизни и подвигами самарцев- героев Великой Отечественной Войны.

5

10

Спортивные сооружения Самары.

Заочное путешествие по спортивным объектам города.

2

ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ САМАРСКОЙ

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

1

Святые подвижники Самарской земли

Житие митрополита Алексия.  Экскурсия к часовне Алексия и в Иверский монастырь

4

2

Храмы Самары и Самарской области.

Презентация о православных храмах. Экскурсия.

3

3

Самара – содружество народов и религий.

Содружество конфессий в нашей области. Знакомство с храмами разных вер.

3

4

Создатели великой русской литературы

Писатели и поэты 19 века на Самарской земле.

4

5

Рассказ о великом семьянине.

Алексей Толстой в нашем городе. Экскурсия в усадьбу-музей А.Н. Толстого

3

6

Самара - город космический.

 Заводы космической и авиационной промышленности Знаменитые инженеры- конструкторы. С. Козлов – почетный гражданин нашего города. Летчики-космонавты г. Куйбышева и Самары

2

7

Самара - город космический.

Посещение музея СГАУ и музея – ракеты.

3

9

“Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий

3

9

Гордое звание – учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки - презентации.

3

10

Люди в белых халатах.

Известные врачи нашего города. Сбор материала о выдающихся врачах и медсёстрах.

2

11

Подводим итоги работы кружка.

 Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2

Четвёртый год. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ” (34ч)

Задача второго года занятий- развитие интереса к прошлому родного края, знакомство с нашими земляками, участниками Великой Отечественной войны и локальных войн.

1

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Волжская
Булгария.

2

2

Здесь пыль веков.

Экскурсия в  краеведческий музей.

4

3

Первые русские поселения.

История появления на карте области первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русского народа и других народов Поволжья.

3

4

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем городе. Мероприятия Советской власти.

1

5

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района. С белочехами. В.И. Чапаев. Окончание гражданской войны.

2

6

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл - фронту. История заводов и фабрик. Работа с архивными источниками.

6

7

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с «Книгой Памяти”. Наши земляки- Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков.

6

8

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц.

4

9

Самара-город космический.

Участие  предприятий г. Куйбышева и Самары в ракетостоительной промышленности страны. Вклад Д.И. Козлова в развитие космической отрасли промышленности.
Самарские космонавты.

4

10

Подводим итоги.

Выступление учащихся. Выставка работ.

4

 

    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Летопись родного края. Рубрику подготовила учитель начальных классов Наумкина Т.Б.

Слайд 2

Легенды седых Жигулей.

Слайд 3

Это красивейшее место в среднем течении Волги еще сотни лет назад получило название Самарская Лука - от слова «излучина». Больше всего известна северная, возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами.

Слайд 4

В легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых – Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр.

Слайд 5

До середины второй половины XVIII столетия Жигулевские горы именовались Девьими. Легенды рассказывают о группе дев сестер-богатырок, меряться силой к которым приходили «добры молодцы» и «калика перехожий». Седая древность этой легенды отражена на карте 1459 года, на которой район Девьих гор именуется Амазонией. Русская амазонка

Слайд 6

Более поздние сказания сообщают о кладах и гробницах дев-богатырок в горах Жигулевских. «В полночь сама перед ними раскрылась дверь в потайноеподземелье. Большая горница. Блескучая роскошь подземных палат. Каменный гроб, поперек три обруча. Кругом сундуки с золотом, серебром, бриллиантами».

Слайд 7

О сказочно красивых местах Жигулей народная фантазия создала немало легенд и сказаний. Так, о горе Могутовой и ее знаменитых утесах «Два брата» существует следующая легенда: высоко в горах жили два брата — вольных волжанина. Горячо полюбили они одну девушку и встали друг против друга, не желая поступиться. Каждый поклялся скорее окаменеть, чем уступить ее другому. И совершилось заклятие: братья окаменели, превратившись в неприступные вершины горы Могутовой.

Слайд 8

В разных вариантах до нас дошла легенда о происхождении названия кургана Молодецкий. Силой увел лихой атаман красавицу-девицу в свой стан на волжском утесе. Не могла она жить в неволе и решила отомстить атаману: заговорила его ласковыми словами, а когда уснул — столкнула вниз с вершины утеса. С тех пор будто бы и зовется курган Молодецким, а гора — Девичьей. Молодецкий курган Девичья гора

Слайд 9

Сподвижник Степана Разина Фёдор Шелудяк, спасаясь от царских стрельцов, решился броситься с утёса в Волгу. Неожиданно почва под ним разверзлась, поглотив его в прохладное подземелье самой Хозяйки гор. Но затосковал в её покоях лихой атаман. Без солнца, стыло тело его от каменного холода, от без привычного ему дела там он умер. Сильно переживала Хозяйка эту смерть, слёзы её текли ручьями на каменную чашу. Так образовался родник. И по сей поры, бежит ручей с того места, которое ныне называется Каменной Чашей. А утёс с той поры называют Шелудяк. Утёс Шелудяк

Слайд 10

Название Царёв курган пошло от царя Ивана Грозного. Как-то, находясь в Жигулевских горах, захотел он пересчитать свое войско. Царь велел каждому своему воину бросить на одно и то же место по горсти земли. Когда войско исполнило приказ, из горстей земли образовался курган-великан. И стали называть его Царевым курганом.

Слайд 11

А царь Петр 1 остановился у Царева Кургана и поставил на его вершине сделанный своими руками деревянный крест. Не погнушался царь-батюшка взять в руки мужицкий топор. Высота современного Поклонного креста более 15 метров.

Слайд 12

В каталоги ЮНЕСКО Самарская Лука внесена как природно-исторический памятник мирового значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по краеведению для младших школьников "История заселения Самарского края"

В презентации рассказывается о народах, кочевавших и живших на территории Среднего Поволжья с 1 тыс. до н.э. до середины 19 века...

Литературное краеведение Самарского края. 1 - 4 классы.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.Курс «Литературное краевед...

Прошлое и настоящее Самарского края.

Жигулёвские горы в тумане…Вниз по Волге плывут корабли.Здесь родимый наш край, мы - волжане.Дети русской великой земли....

Интеллектуально – познавательная игра « Вспомним историю Самарского края».

Цель игры – проверить знания учащихся в области краеведения; Количество участников:  4-5 команд по 5 – 7 человек...

Фестиваль дружбы народов "Народы Самарского края"

Данный материал включает в себя положение о проведении в ГБОУ СОШ №2 Фестиваля дружбы народов, сценарии проведения разных этапов мероприятия....

Заповедные места Самарского края

Презентация знакомит с интересными достопримечательностями и природными памятниками Самарской области...

Внеурочное занятие по курсу «Рассказы по истории Самарского края». 4 класс. Тема: «Петр первый и Самарский край».

Материал содержит конспект внеурочного занятия по курсу "Рассказы по истории Самарского края" на тему "Петр1 и Самарский край"....