Дидактические игры на уроках
методическая разработка (1 класс) по теме

Салий Елена Александровна

Предварительный просмотр:

БЛЕФ   КЛУБ

Тема: «Стороны горизонта. Ориентирование на местности».

Цель игры: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

ХОД   ИГРЫ

  1. А верите ли вы, что прибор, который помогает определить стороны света называется спидометр? /нет, это компас/

Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут по морям корабли, не поедут в дальнюю дорогу автомобили. В глубокой древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по солнцу и по звёздам. Самый безотказный «компас» - солнце. Каждое утро оно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, где заходит западом.

  1. А верите ли вы, что кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева?  / ДА /
  2. А верите ли вы, что грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников?  / ДА /
  3. А верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа - юг, а слева - восток.  / нет /
  4.  А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу?  / ДА /
  5. А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? / ДА /
  6. А верите ли вы, что если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень – с севера на юг? И в пасмурный день бабочки располагаются так же. / ДА /
  7. А верите ли вы, что местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется  рисунком?   / нет, картой /
  8. А верите ли вы, что определить стороны  света можно по направлению полета птиц. Осенью они летят на юг, весной – на север?  / ДА /
  9. А верите ли вы, что правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны.  / ДА /
  10. А верите ли вы, что олени в лесу точат свои рога только о северную сторону дерева? /нет/
  11. А верите ли вы, что в южных районах растёт «компасное» растение латук, листья которого, обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг рёбрами? / ДА /
  12. А верите ли вы, что ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? / нет, с юга /
  13. А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем?/ДА/
  14. А верите ли вы, что в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? / ДА /
  15. А верите ли вы, что если нет компаса, то север – юг можно определить по часам? Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на «1», разделить линию пополам, получите « юг». /ДА /
  16. А верите ли вы, что в 12 часов дня волки встают головой на  север и начинают выть? /нет/
  17. А верите ли вы, что на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса? / ДА /
  18. А верите ли вы, что мхи, лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов?   / нет, с северной /
  19. А верите ли вы, что после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? / ДА /



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«ЭТО ОН, ЭТО ОН, ВОДОЁМ, РОДИМЫЙ ДОМ»

Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире водоёма.

Ход игры: учитель называет группы животных и растений. Если данные животные и растения обитают в водоёме, то дети произносят фразу: «  Это он, это он, водоём, родимый дом» или « Это в нём, это в нём, в водоёме мы живём». Если данные группы в водоёме не обитают, то дети молчат.

1.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ:

 " Живая и неживая природа"

Игра проводится для ознакомления с понятиями живой и неживой природы.

Цель игры: Подвести детей к тому, что вся природа делится на живую и неживую, расширять кругозор детей.

Материал: У детей на парте тетради или листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на бумаге 2 квадрата.

Содержание игры: Дети работают в квадратах бумаги.

В первый квадрат зарисовывают или записывают отгадки, которые начинаются с согласной

буквы. Во второй квадрат - отгадки, которые начинаются с гласной.

ЗАГАДКИ:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

/дождь/

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

/молния/

Была рожком, стала кружком.

/луна/

В небе подсолнух:

Весь год цветёт,

А семян не дает.

/солнце/

Стоит Егорка в красной Ермолке,

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

/ягода/

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ногами

За жуками, мотылями.

/ёж/

Что это за девица,

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

/ель/

Он совсем не хрупкий,

Спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину,

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех

Называется ...

/орех/

На втором уроке в качестве закрепления можно провести такую игру.

Учитель диктует живые и неживые предметы. 1 вариант записывает первую букву слов, которая относится к неживой природе. А 2 вариант записывает букву слов, которые

относятся к неживой природе. Читают полученные слова, составляют пословицу:

Лень портит - труд кормит.

ЛЕНЬ  /лес, егерь, носорог, пиши ь/  ПОРТИТ  /попугай, овёс, рис, тыква, индюк, товарищ/ ТРУД  /торнадо, река, устье, дождь/    КОРМИТ  /камень, овраг, метеор, искра, торф/.

ИГРА « ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель игры: научить детей различать части растений.

Игровые действия: хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх.

Правило: хлопать или поднимать руки можно только по сигналу учителя.

Ход игры: учитель называет разные культурные растения. Если у них можно есть вершки, то учащиеся поднимают руки вверх. А если мы едим корешки, то дети хлопают в ладоши по сигналу учителя все вместе.

Например: капуста, морковка, лук, картофель, укроп, овёс, кукуруза, салат, цветная капуста, рожь, брюква, помидоры, хрен ...



Предварительный просмотр:

ИГРА « ЗООЛОГИЧЕСКОЕ И БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Вариант 1.

Игра может проводиться при изучении темы или при закреплении темы «Разнообразие природы нашей Родины».

Цель: проверить знания детей по изученным природным зонам.

Игровое действие: распределить животных и растения по изученным природным зонам.

Материал: карточки животных и растений по природным зонам.

Содержание: учитель делит класс на несколько групп и распределяет задания.

Варианты:

а/ группа ботаников

б/ группа зоологов

в/ группа ботаников и зоологов

Каждой группе даётся задание. Например – вариант В.

1 группа - ботаники. Данная группа отбирает карточки с растениями Арктики и тундры.

2 группа – ботаники. Этой группе нужно отобрать карточки с растительным миром зоны лесов.

3 группа – зоологи. Отбираются карточки с группой животных, обитающих в зоне степей.

4 группа – зоологи. Отбираются карточки с животным миром пустыни.

Вариант 2.

Вариант 2 может быть использован при изучении темы «Разнообразие растительного мира». Или при изучении темы «Разнообразие животного мира». /2 класс/

Цель: проверить знания детей по изученной теме.

Материал: карточки лото.

Содержание: каждой группе детей даётся задание отобрать животных или растения.

1 группа – пресмыкающиеся 1 группа - хвойные

2 группа – звери                     2 группа – цветковые

3 группа – птицы                   3 группа – мхи, водоросли

4 группа - насекомые            4 группа – папоротники

Выигрывает та группа, которая сделает правильный выбор и обоснует свой ответ.

Карточки ЛОТО смотри в приложении.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  РАБОТЫ  В  ГРУППАХ

Тема: «Полезные  ископаемые»
Класс делится на несколько групп. Каждой группе выдаётся карточка с заданием. Учащиеся должны:
Отгадать загадку о полезном ископаемом.
Догадаться, из какого полезного ископаемого сделаны следующие предметы.
Подумать, какие полезные ископаемые могут быть использованы при изготовлении следующих предметов.

1 карточка
Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны.
2. древесный спирт
дёготь
битум, воск
?
топливо
горшки для рассады
удобрение, кокс
подстилка для животных
3. Кирпичный дом.

2 карточка
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он удобрение.
черепица
?
статуэтки
посуда
фарфор, кирпичи
пластилин, краски
Посуда.

3 карточка
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
станции метро
набережные
здания, памятники
?
фундаменты домов
опоры мостов
Машина.





4 карточка
Без неё не бежит не такси,
Ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
побелка, мел
?
строительные растворы
замазка для оконных щелей
стекло, сахар
зубной порошок, мыло
Ёлочные игрушки.
5 карточка
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
топливо для автомашин, судов
смазочные масла
керосин, духи        ?
?
лекарства, лаки
пластмассы, каучук
Школьный пенал.


Тема: « Природные зоны»
ТУНДРА

?



северный олень,
куропатка,
гага, тупик,
лемминг,
заяц-беляк,
насекомые
растения
Задание: заполни пирамиду.

ЗОНА ЛЕСОВ


рысь,
лиса,
ласка,
горностай


?

насекомые
растения
АРКТИКА



поморник,

белый медведь


?

насекомые
растения
ЗОНА ЛЕСОВ

?



олень, кабан,
лесная мышь,
заяц, лось,
глухарь

насекомые
растения
СТЕПЬ

?




ящерица, суслик,
сурок, полёвка,
куропатка, сайгак

насекомые
растения
ПУСТЫНЯ

?


суслик,
тушканчик,
черепаха, рябок,
пустынный воробей,
вьюрок

насекомые
растения




 Тема: « Растения  и животные водоёма»

  1. Отгадайте загадку. Если загадка вызвала затруднения, то воспользуйся иллюстрациями в учебнике или на доске.
  2. Выбери только те растения и животные, которые относятся к обитателям водоёма.
  3. Это задание индивидуально для каждой группы.

1 карточка

1. На воде увидел ты,        Водяные мастера,

Белые кувшинчики.        Строят дом без топора.

Зелёненькие блюдца        Дом из хвороста и тины,

Дружно улыбаются,        Быстро выстроят плотины.

Не тонут и не бьются.        /бобры/

/кувшинки/

2. Выбери растения и животных водоёма.

Аир, беззубка, стрелолист, ячмень, выдра, водомерка, улитка, карпы, герань, лисица, тростник, утка кряква, барсук, рак, белокрыльник, лягушка.

3. Что связывает беззубку, катушку, лужанку и прудовика? /моллюски, очищают водоём/

2 карточка

  1. Сел рыбачить я, и вот        Из Канады в гости к вам пришла,

Посудите сами-        Поселилась в водоёмах навсегда.

Вместо рыбы зверь плывёт,        Мои стебли стелятся по дну,  

Шевелит усами.         Но не бойтесь я в воде не утону.

/выдра/        Образую заросли на дне,

Размножаюсь я при свете и тепле. /элодея/

  1. Выбери растения и животных водоёма.

Тростник, цапля, ряска, крот, водомерка, карась, черника,  ондатра, плотва, соловей, стрелолист, налим, бобр, волосатик, трясогузка,  вьюн, кряква, мятлик, налим, нырок, пиявка, сом.

  1. Каких животных водоёма можно назвать санитарами? Докажи.

а/ раки        б/ беззубки        в/ выдры        г/ щуки        д/ кряквы

3 карточка

  1. На колбу с горлышком похожа,        Ползёт наоборот,

Красивы мои жёлтые цветы.        Задом наперёд.

Привлекаю людей я внимание,        Всё под водой,

Вызываю восхищение и очарование.        Хватает клешнёй.

/кубышка/        /рак/

  1. Выбери растения и животных водоёма.

Щука, роголистник, катушка, элодея, выпь, скворец, лён, ёрш, лебедь, мотыль, пиявка, чайка, уклейка, свёкла, жук-навозник, пузырчатка, чайка, сова.

  1. Построй цепь питания: бактерии гниения, рачки, бактерии гниения, щука, пескарь.

4 карточка

  1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. /сом/

Водоём – родной мой дом.

Лишь частично в него погружаюсь,

На стрелу похож мой лист, называюсь - ?        /стрелолист/

  1. Выбери растения и животных водоёма.

Рогоз, василёк, белокрыльник, береговушка, бобр, вертячка, телорез, камыш, линь, выдра, клевер, грач, пырей, куропатка, кукуруза.

  1. Если вытащить это растение из воды, увидишь густую сеть тёмных корешков. Но это не корни, а стебли и листья. Вся подводная часть растения усеяна крохотными пузырёчками зеленовато–красного цвета. От толчка растение открывает крохотную дверцу, впускает мелких водных животных и захлопывает за ними дверь. Так питается это хищное растение.

Что это за растение?        /пузырчатка/



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

 " К А К И Е   М Ы   Д Е Р Е В Ь Я ? "

Игра может быть использована в 1 классе по программе А. А. Плешакова при закреплении темы "Растения зимой и немного о животных" и в 3 классе при изучении темы "Зона лесов". Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать деревья в природе. Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.

НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает  мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

НАПРИМЕР:  дуб — лиственное, сосна — хвойное ...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука — рыба, лягушка — земноводное, ворона — птица...

Дидактическая игра "Да - нет"

Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы;  расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное — лось.

Вопросы  детей:        Ответы учителя:

Это насекомое?        Нет.

Это зверь?        Да.

Он живет в наших лесах?        Да.  

Он хищный?         Нет.

Он травоядный?         Да.

У него длинный хвост?         Нет.

Он быстро бегает?         Да.

Это лось?         Да.

Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра
«МАЛЕНЬКИЕ   ЧЕЛОВЕЧКИ»

Игра может проводиться при изучении тем: "Тела, вещества, частицы", "Полезные ископаемые", "Три состояния воды". /2,3 класс/
Цель игры: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях веществ; учить анализировать тела, расширять кругозор.
Оборудование: у детей карточки с маленькими человечками.
У учителя могут быть картинки. предметов, или он просто загадывает детям загадки. Пробный ход: Если игра проводится на уроке изучения нового материала, то можно первые три примера разобрать с детьми. Например:
Коль зимою прыгнуть с вышки
То набьёшь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
- В каком состоянии вода? /в твёрдом/
- Каких человечков будем показывать?
Ну а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким.
- Каких человечков будем показывать?
Зачерпнём воды из речки
И поставим греть на печке.
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдём.
- В каком состоянии вода? /в газообразном/ Покажите человечков.
Содержание: Учитель показывает картинки или называет вещество, а дети показывают соответствующие карточки. Например: камень, сок, воздух, вода... Задачу постепенно можно усложнить, включая предметы состоящие из жидких и твёрдых тел, жидких и газообразных тел. Дети должны показывать в этих вариантах две карточки. Например: суп /жидкие и твёрдые тела/, лимонад /жидкие и газообразные/.
При изучении темы "Полезные ископаемые" детям можно предложить отгадать загадки и показать нужную карточку.
НАПРИМЕР:
Он очень прочен и упруг,              Без неё не побежит
Строителям - надёжный друг.       Ни такси, ни мотоцикл,
Дома, ступени, постаменты           Не поднимется ракета,
Красивы станут и заметны.            Отгадайте, что же это?
/гранит/                                    /нефть/

На кухне у мамы помощник отличный -
Он синим цветком расцветает от спички.
/газ/



Предварительный просмотр:

ИГРА " Найди третье слово ".

Игра может проводиться  устно и письменно. Даётся  2 слова, надо найти  третье. Первое слово обозначает животное,  второе -  растение, а третье - природную зону, где живут эти живые существа.

РАСТЕНИЕ        ЖИВОТНОЕ        ПРИРОДНАЯ ЗОНА

водоросли        тюлени        ?

карликовая берёза        ?        тундра

?        медведь        зона лесов

мак        дрофа        ?

?        верблюд        пустыня

кипарис        ?        побережье Чёрного моря  

ИГРА: " ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО ".

Игра может проводиться как устно, так и письменно.

а/ Послушай названия растений или животных.

6/ Подумай, к какой пригодной зоне они относятся.

в/ Подумай и добавь ещё одно название.

1.   водоросли, мхи, ...        15. медведь, барсук, ...

2.   тюлени, моржи, ...        16. куница, соболь, ...

3.   чайки, белые медведи, ...        17. полынь, ковыль, ...

4.   черника, полярная ива, ...        18. тюльпан, ирис, ...

5.   мох, карликовая берёза, ...        19. хомяк, дрофа, ...

6.   гага, лемминг, ...        20. степная черепаха, кобылка, ...

7.   песец, северный олень, ...        21. суслик, цикада, ...

8.   белая куропатка, тупик, ...        22. осока, верблюжья колючка, ...

9.   полярный волк, белая сова, ...         23. зелёная жаба, варан, ...

10. заяц беляк, северный олень, ...        24. песчаный удавчик, тушканчик, ...

11. берёза, осина, ...        25. джейран, варан, ...

12. пихта, кедр, ...        26. пустынный воробей, рябок, ...

13. дуб, липа, ...        27. кипарис, магнолия, ...

14. лиса, рябчик, ...        28. морской конёк, медуза, ...



Предварительный просмотр:

ИГРА: « НАЙДИ, О  ЧЁМ  РАССКАЖУ»

Цель игры: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.

Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.

Оборудование: предметы должны быть расставлены на столе перед учащимися / комнатные растения/. Игра может проводиться  во время экскурсии на поле или луг. В этом случае учащиеся показывают растение прямо на поле по просьбе учителя.

Ход игры: учитель подробно описывает предмет, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.

Комнатные  растения

  1. Аспарагус плюмозус /перистый/. Полувьющееся растение в виде пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими, нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой. Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается мелкими белыми цветочками.
  2. Бальзамин султанский /«огонёк»/.

Ванюша –Ванёк,        Рубашка – кумач.

Рубашонка – огонёк.        Носи, да не плачь

  1. Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная: белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.
  2. Кактус.

Зелёный комок        Есть и булавки,

В серединке промок.        Есть и канавки,

А глянуть снаружи –        Всюду добавки

То шире, то уже,        И бородавки.

  1. Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые полоски.
  2. Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.
  3. Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами, на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной формы.

Растения поля и луга.

1.  Василёк синий. Растение с прямым ветвистым стеблем высотой до 30-40см. Листья очередные, узкие покрыты паутинкой, как и стебель. Цветочки находятся в корзинке. Лепестки – голубые, а внутренние – сине-фиолетовые.

  1. Репей.

Выпускает он листы,        Сто плодов шершавых, цепких.

Широченной  широты.        Если их не оборвёшь,

Держатся на стеблях крепких,        На себе их все найдёшь.

  1. Горошек мышиный. Многолетнее растение. Стебель слабый, лазящий, длиной до 1-2 м. Листья перистые, мелкие, узкие. При помощи усиков растение цепляется за соседние. Цветки синие с фиолетовым оттенком, собраны в сухие кисти.
  2. Одуванчик.

На зелёной хрупкой ножке        Ветерочек прошуршал,

 Вырос шарик у дорожки.        И развеял этот шар.

  1. Клевер луговой, красный. Многолетнее растение высотой до 20-60 см. Из главного короткого стебля поднимаются восходящие изогнутые стебли с короткими волосками. Листья состоят из трёх сросшихся листиков. Головка у цветка розовая или красная.

6.  Пижма обыкновенная. Растение многолетнее,  высотой  60-125 см. Корзинки ярко-жёлтые в густом плотном щите. Листья поочерёдные, перисторассечённые.



Предварительный просмотр:

ИГРА « ТРУД  ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ»   /1, 2 класс/

Игра проводится в 1 и во 2 классе при изучении темы «Труд людей весной». Она может быть введена как на этапе ознакомления с новым материалом на основе имеющихся знаний учащихся, так и на этапе закрепления изученного материала.

Цель игры: дать знания о деятельности людей весной или закрепить полученные на предыдущих уроках знания о труде людей весной, познакомить  с русскими народными пословицами и поговорками, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки для каждой команды с пропущенными словами.

Ход игры: учащиеся делятся на несколько команд и получают карточки, в которых даны пословицы о сельскохозяйственных работах но полях. В каждой пословице пропущено одно слово. Дети должны отгадать это слово, воспользовавшись словами для справок. Выигрывает та команда, которая быстрее и верно соберёт пословицу и объяснит её значение.

1 карточка

  1. .......... пахать – больше хлеба собирать.
  2. Завези на поля  больше ..........., снопы валиться будут с воза.
  3. Кто рано ..........., тот семян не теряет.
  4. Кто спит............ , плачет зимой.



Предварительный просмотр:

Дидактическая  игра: "ХОРОШО - ПЛОХО".

Эта игра используется на уроках ТРИЗ /творческое решение изобретательских задач/ при прохождении темы «Противоречие». Игра может быть использована и на уроках природоведения.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: Расширить кругозор детей» научить их анализировать и синтезировать, соединять в уме различные свойства предмета, формировать основы логического анализа окружающей действительности.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Класс делится на две команды. Это могут быть - прокуроры, которые обвиняют в чём-то данный предмет и адвокаты, которые защищают данный предмет. Или в спор могут вступать Знайка и Незнайка. Одна команда может называть положительные стороны предмета, а другая - отрицательные. Команда победителей определяется по наибольшему числу жетонов.

 НАПРИМЕР: Незнайка спорит со Знайкой. Незнайка утверждает, что: все тучи надо расстреливать, так как от дождя одни только неприятности. Знайка говорит, что дождь приносит пользу. Кто прав?

Что же было бы ребята, если бы не было дождей?

Команда Знайки:        Команда Незнайки:

Ничего бы не росло.        В дождь нельзя развести костер.

Лягушкам было бы скучно.        В дождь хмурая погода, скучно.

Всё было бы грязным.        В дождь на улице грязно.

/трава, деревья, машины/         Плохая видимость. Скользко.

Не прибавлялось бы воды в реке.         Нельзя увидеть животных.

Не было бы грибов.

Негде было бы попить воды птицам, зверям, и т. д.

Игра "Хорошо - плохо" /ёж/ может быть проведена на уроке изучения животных леса. Игра проводится после изучения и наблюдения за данным животным.

        ХОРОШО        ПЛОХО

У ежа колючий и подвижный панцирь.         Филин, сова, ястреб прорываются через оборону Ёж – всеядное животное.        панциря.

Хорошо развито обоняние.         Разоряет гнёзда ос, шмелей, пчёл и поедает их.

Ест ядовитых змей. Прожорлив.        Тихоход, пуглив.

Чуткий слух. Хорошо плавает.        Некоторые европейцы едят ежей.

Ночное животное. Впадает в спячку        Разоряет птичьи гнезда, ест зайчат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Дидактические игры на уроках чтения

Данные дидактические задания помогут разнообразить самостоятельную работу на уроке или на внеурочных занятиях. Используются в качестве индивидуальных карточек....

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....