Жаргонизмы в речи школьников
творческая работа учащихся (4 класс) на тему
исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_issledovanie_zhargonizmy_v_rechi_shkolnikov.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «ШКОЛА № 84» НИЖНИЙ НОВГОРОД |
Жаргонизмы в речи школьников |
исследование |
Саратовцева Анна |
2014-1015 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение ………………………………………………………………………. 2с.
- Основная часть
- Что такое жаргонизмы ? ………………………………………………... 3с.
- Анализ речи учеников 4 класса и систематизация жаргонных слов … 3с.
- О происхождении некоторых жаргонных слов ………………………. 4с.
- Школьный жаргон ……………………………..…………………………. 4с.
- Исследование ………………………………..………………………………... 5с.
- Заключение ………………………………….………………………………... 6с.
- Список литературы …………………………………………………….……. 7с.
«Нет ничего такого, что нельзя было бы
уложить в простые ясные слова»
М. Горький
ВВЕДЕНИЕ
Общение – это очень важная сторона жизни школьников. От того, как
складывается общение, зависит формирование личности самого ребёнка. Средство общения – это речь. Она является прямым отражением образа жизни и степени образованности человека. Слушая речь, мы можем составить портрет современного ученика. Речь современных школьников вызывает недоумение и, даже, раздражение у взрослых. Я заметила, что чаще всего взрослых раздражают непонятные им слова. Что же это за слова? И есть ли о чём беспокоится? Я решила исследовать этот вопрос.
Цель исследования:
Проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.
Задачи:
- Определить содержание понятия «жаргон»;
- Выделить из речи жаргонные слова и систематизировать их, используя морфологический принцип;
- Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, узнать о происхождении некоторых слов;
- Провести анализ речи учеников 4 класса;
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Предмет исследования: разговорная речь школьников.
Гипотеза:
- Чаще в речи жаргонизмы употребляют мальчики.
- Употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
Методы исследования:
- Обзор литературы
- Наблюдение
- Статистический подсчет
- Анкетирование
- Анализ полученных данных
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое жаргонизмы ?
Слова, которые часто произносят именно школьники, и которые так раздражают взрослых , называются ЖАРГОНИЗМАМИ.
Так что же такое жаргонизмы?
Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Практически все жаргонизмы имеют синонимы в литературном языке ( бабки = деньги, тачка = такси и т.д.).
Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи свои особенности. (Армейский жаргон: дембель, дед – тот ,кто заканчивает службу. Жаргон компьютерщиков: клава – клавиатура)
В молодёжной среде жаргонизмы бытовал издавна. Поколения молодых сменяются через 7- 10 лет, а с ними меняется и жаргон.
2.2 Анализ речи учеников 4 класса и систематизация жаргонных слов
Я наблюдала за речью учеников своего класса, а также других сверстников, с целью выявления особенностей речевого общения школьников. Из собранных слов, я составила словарик характерных и употребляемых жаргонных слов учеников 4 класса, классифицировав слова используя морфологический принцип (т.е. по частям речи). (Приложение 1)
Наибольшее количество жаргонизмов в речи учащихся – это глаголы, чуть меньше имён существительных, на третьем месте имена прилагательные , а на четвёртом – наречия.
Анализ речи современных четвероклассников показал, что жаргонные слова дети употребляют не только для эмоциональной окраски выражения. Они очень плотно вошли в речь современного школьника, ребята практически не замечают их присутствия в своей лексике. Замечено, что учащиеся не всегда быстро и точно могут подобать синонимы и антонимы ко многим словам. Но, практически не задумываясь, подбирают синонимы и антонимы среди жаргонизмов, свободно общаясь и понимая друг друга.
Чаще жаргонизмы встречаются в речи мальчиков. Мои наблюдения подтвердили мою первую гипотезу. Но, следует отметить, есть слова, которые встречаются только в речи мальчиков (лажа – ерунда), а есть слова, используемые только девочками (няшка, няшный – очень милый, хорошенький).
О происхождении некоторых жаргонных слов
Ни один из словарей, описывающих значения и оттенки значений жаргонных слов, не может "вычислить" их этимологию (происхождение), т.к. жаргонизмы, как правило, возникают либо на основе переосмысления значений слов литературного языка (прикалывать - прикол), либо путем создания искусственных слов по существующей словобразовательной модели (прибамбасы). Можно только гадать, каким образом возникло слово "фига", от которого образован глагол "офигеть", и имеет ли оно какую-либо связь с экзотическим плодом.
Есть предположения о происхождении некоторых других жаргонизмов.
Возможно, слово "клево" произошло от рыбацкого слова "клюет" и клёвое место, то есть рыбное и удачное для ловли. "Клево"-значит "хорошо" и "здорово".
Популярное словечко среди школьников « лох». А у северных народов рыба лосось, идущая на нерест уставала, изранилась, и внизу по течению такую рыбу ловили очень легко, голыми руками. Её и называли «лох». Теперь так называют человека, которого легко обмануть ( развести лоха , лохотрон , лохушка).
2.4 Школьный жаргон
Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона – входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (возрастных или территориальных) ограничений. Практически все учащиеся школы (будь то Нижний Новгород, Москва или Большое Козино) используют жаргонизмы при назывании учебных предметов (матика – математика; инглиш – английский язык; инфо – информатика), для названия оценок (двояк – 2, тройбан – 3), вместо названий видов учебной деятельности (контролька – котрольная работа, домашка – домашняя работа) или называя учителей (классуха, англичанка,).
ИССЛЕДОВАНИЕ
Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся моего класса. В анкетировании прияли участие – 21 человек: 10 мальчиков и 11 девочек.
Цель анкетирования:
1) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
2) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
3) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Для опроса учащихся была предложена анкета с тремя вопросами (Приложение 2)
Результаты исследования:
- На 1 вопрос о том, употребляют ли они в своей речи жаргонизмы, большинство
71% ( 15 чел.) ответили положительно;
4% (1чел.)не употребляют их;
5%( 5чел..)стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи.
- На 2 вопрос: «были получены следующие ответы:
8 чел. (57,5 %) учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзе;
7 чел. (33,5%) человек считают, что это модно, современно;
1 чел. (4%) - нуждаются для связки слов;
5 чел. (5%) - не задумывались, затрудняются ответить.
- На 3 вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в речи?»
3 чел. (14%) школьников ответили, что нужны обязательно;
4 чел. (19%) - нужны иногда, в разных случаях;
7 чел.(33,5)% считают, что вообще не нужны
и столько же - 7 чел.(33,5)% - не думали об этом.
Вывод: Анализ ответов показал:
- Большинство учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным или наиболее понятным;
- К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами, но многие ребята, несмотря на частое употребление, считают, что без жаргонизмов можно обойтись;
- Предпочтение жаргонизмам отдают мальчики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что запрещать школьникам употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не видеть опасного «загрязнения» литературного языка нельзя. Поэтому школьникам надо учиться правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом к кому обращена речь. Для этого необходимо много читать, не только знать нормы литературного языка, но и уметь анализировать живую речь, владеть навыками критики и самокритики.
Разумеется, внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. Учитель может помочь детям овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, использовать для её выразительности не жаргонизмы, а поговорки, пословицы, фразеологизмы или цитаты. Большую роль в этом играют уроки русского языка и литературного чтения, а также, кружки и внеклассные мероприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.
- И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.
- К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.
- А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.
- Интернет- ресурсы:
http://fb.ru/article/144506/jargonizm---eto-primeryi-jargonizmov-v-russkom-yazyike