Жаргонизмы в речи школьников
творческая работа учащихся (4 класс) на тему

Саратовцева Олеся Ильинична

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_issledovanie_zhargonizmy_v_rechi_shkolnikov.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «ШКОЛА № 84»     НИЖНИЙ НОВГОРОД

Жаргонизмы  в  речи  школьников

исследование

Саратовцева Анна

2014-1015


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………………….  2с.

  1. Основная  часть

  1.   Что  такое  жаргонизмы ? ………………………………………………...  3с.
  2.   Анализ речи  учеников 4 класса и систематизация  жаргонных  слов … 3с.
  3.   О происхождении  некоторых   жаргонных  слов ………………………. 4с.
  4.   Школьный  жаргон ……………………………..…………………………. 4с.

  1. Исследование  ………………………………..………………………………... 5с.

  1. Заключение  ………………………………….………………………………... 6с.

  1. Список  литературы  …………………………………………………….……. 7с.

«Нет  ничего  такого,  что  нельзя  было  бы

 уложить в  простые  ясные  слова»

М. Горький

  1. ВВЕДЕНИЕ

Общение  –  это   очень  важная  сторона  жизни школьников.   От    того, как

складывается  общение,  зависит   формирование   личности  самого  ребёнка. Средство  общения – это речь.  Она  является прямым  отражением образа  жизни и степени образованности  человека.  Слушая  речь, мы можем составить портрет современного ученика. Речь современных школьников  вызывает недоумение   и,  даже,  раздражение у взрослых.  Я заметила,  что  чаще  всего взрослых раздражают  непонятные  им  слова.  Что  же  это  за  слова?   И есть ли  о чём  беспокоится?  Я   решила   исследовать  этот  вопрос.

Цель исследования:

Проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.

Задачи:

  1. Определить содержание понятия «жаргон»;
  2. Выделить из речи жаргонные слова и систематизировать их,  используя морфологический принцип;
  3. Провести  анкетирование   учащихся, чтобы выделить  круг  наиболее   употребительных   жаргонных   слов,  узнать о происхождении  некоторых  слов;
  4. Провести анализ речи учеников 4 класса;

Объект исследования:   учащиеся нашей школы.

Предмет исследования:    разговорная  речь школьников.

 Гипотеза:

  1. Чаще   в  речи   жаргонизмы  употребляют  мальчики.
  2. Употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.

Методы исследования:

  1. Обзор литературы
  2. Наблюдение
  3. Статистический подсчет
  4. Анкетирование
  5. Анализ полученных данных
  1. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  1. Что  такое  жаргонизмы ?

Слова,  которые   часто  произносят  именно   школьники,  и  которые   так  раздражают  взрослых ,  называются  ЖАРГОНИЗМАМИ.

Так   что  же  такое  жаргонизмы?   

Жаргонизмы – это  слова   искусственного языка,  понятного   лишь   определённому  кругу   людей,  связанных   между собой общими  целями  и  интересами. Практически  все   жаргонизмы  имеют синонимы в литературном   языке  ( бабки = деньги, тачка = такси и т.д.).

Жаргон  делится на множество групп, каждой из которых присущи  свои  особенности. (Армейский жаргон: дембель, дед – тот ,кто заканчивает  службу. Жаргон компьютерщиков: клава – клавиатура)

В   молодёжной  среде  жаргонизмы   бытовал издавна.  Поколения молодых сменяются  через 7- 10 лет, а с ними меняется и жаргон.

2.2  Анализ  речи   учеников  4 класса  и систематизация   жаргонных  слов

Я наблюдала за речью учеников своего класса, а также других сверстников, с целью  выявления  особенностей  речевого  общения  школьников. Из собранных слов, я составила  словарик  характерных  и  употребляемых жаргонных слов учеников 4 класса,  классифицировав  слова  используя морфологический принцип (т.е. по  частям  речи). (Приложение 1)

Наибольшее  количество  жаргонизмов  в  речи  учащихся – это  глаголы,  чуть  меньше   имён  существительных,  на  третьем  месте  имена прилагательные , а  на  четвёртом – наречия.

Анализ речи современных четвероклассников показал, что жаргонные слова дети  употребляют  не  только  для  эмоциональной  окраски  выражения.  Они  очень  плотно  вошли  в  речь  современного  школьника,  ребята  практически  не  замечают  их  присутствия  в  своей  лексике.  Замечено,  что  учащиеся  не  всегда  быстро  и  точно  могут  подобать  синонимы  и  антонимы  ко  многим  словам.  Но,  практически  не  задумываясь,  подбирают   синонимы и антонимы  среди  жаргонизмов,  свободно  общаясь  и  понимая друг друга.

Чаще  жаргонизмы   встречаются в речи мальчиков. Мои  наблюдения  подтвердили  мою  первую  гипотезу. Но,  следует отметить,  есть  слова,  которые   встречаются   только в речи мальчиков (лажа – ерунда),  а есть слова, используемые только девочками (няшка, няшный – очень милый, хорошенький).

         

  1. О  происхождении  некоторых  жаргонных  слов

Ни один из словарей, описывающих значения и оттенки значений жаргонных слов, не может "вычислить" их этимологию (происхождение), т.к. жаргонизмы, как правило, возникают либо на основе переосмысления значений слов литературного языка (прикалывать - прикол), либо путем создания искусственных слов по существующей словобразовательной модели (прибамбасы). Можно только гадать, каким образом возникло слово "фига", от которого образован глагол "офигеть", и имеет ли оно какую-либо связь с экзотическим плодом.

Есть предположения  о  происхождении  некоторых  других жаргонизмов.  

Возможно,  слово "клево" произошло от рыбацкого слова "клюет" и клёвое место,  то есть рыбное и удачное для ловли. "Клево"-значит "хорошо" и "здорово".

Популярное словечко  среди  школьников « лох».   А  у северных   народов   рыба  лосось,  идущая на нерест уставала,   изранилась,  и внизу по течению  такую  рыбу  ловили  очень  легко,  голыми  руками. Её  и  называли «лох».  Теперь  так называют человека,   которого легко   обмануть ( развести лоха , лохотрон ,  лохушка).

2.4  Школьный  жаргон

Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона – входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (возрастных  или   территориальных) ограничений.  Практически  все  учащиеся  школы (будь то Нижний  Новгород,  Москва  или  Большое  Козино) используют  жаргонизмы  при назывании учебных предметов (матика – математика; инглиш – английский язык; инфо – информатика),    для  названия  оценок (двояк – 2, тройбан – 3), вместо названий  видов учебной деятельности (контролька – котрольная работа, домашка – домашняя работа) или   называя  учителей (классуха, англичанка,).

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ

Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся  моего  класса. В анкетировании прияли участие – 21 человек: 10  мальчиков и  11  девочек.

Цель анкетирования:

 

 1) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

 2) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;

 3) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

       

 Для  опроса  учащихся  была  предложена  анкета  с  тремя  вопросами (Приложение 2)

Результаты  исследования:

  • На 1 вопрос о том, употребляют ли они в своей речи жаргонизмы, большинство

  71% ( 15  чел.) ответили положительно;

  4% (1чел.)не употребляют их;

  5%( 5чел..)стараются не  употреблять жаргонных слов в   своей речи.

  • На 2 вопрос:  «были получены следующие ответы:  

8 чел. (57,5 %)    учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзе;

7 чел. (33,5%)     человек   считают, что это модно, современно;

1 чел. (4%)    -  нуждаются для связки слов;  

5 чел. (5%)   -  не  задумывались,  затрудняются  ответить.

  • На  3 вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в речи?»

 3 чел. (14%) школьников ответили, что нужны обязательно;

 4 чел. (19%) - нужны иногда, в разных случаях;

7 чел.(33,5)% считают, что вообще не нужны

и   столько  же - 7 чел.(33,5)%  - не думали об этом.

Вывод:    Анализ ответов показал:

  1. Большинство  учащиеся используют  жаргон как средство выразительности, считая его модным   или  наиболее  понятным;
  2. К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами,  но  многие  ребята, несмотря  на  частое  употребление,  считают,  что  без  жаргонизмов  можно  обойтись;
  3. Предпочтение  жаргонизмам  отдают  мальчики.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я  думаю, что запрещать  школьникам  употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не видеть опасного  «загрязнения» литературного   языка  нельзя. Поэтому  школьникам  надо  учиться  правильно  выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом  к кому обращена  речь.  Для этого необходимо много читать, не только знать нормы литературного языка, но и  уметь анализировать живую речь, владеть  навыками   критики  и  самокритики.

Разумеется, внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. Учитель  может  помочь детям овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, использовать для её  выразительности не  жаргонизмы, а поговорки,  пословицы,  фразеологизмы  или  цитаты. Большую роль в этом играют уроки русского языка  и  литературного  чтения, а также, кружки и  внеклассные  мероприятия.

  1.  СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное        издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.

  1. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.

  1. К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.

  1. А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.

  1. Интернет- ресурсы:

http://fb.ru/article/144506/jargonizm---eto-primeryi-jargonizmov-v-russkom-yazyike