Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
• Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Приемы обучения в технологии развития критического мышления
Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
Приемы работы с текстом на стадии Содержания
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Фишбоун
• Понятийное колесо
• Граф
• Денотатный граф
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• Таблица для перекрестной дискуссии
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Таблица «Синтез»
• Мышление под прямым углом
• Бортовой журнал
Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
• Чтение с остановками (с прогнозированием)
• Продвинутая лекция
Приемы организации рефлексии на стадии Размышления
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма
• Благодарность
• РАФТ
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)
Использованная литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
3. Зиар-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Федеральные Государственные образовательные стандарты....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский На что ориен...
Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения
Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Из опыта работы учителя начальных классов Медведевой О.А.....
«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения"
Выступление на МО по теме «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»...
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
Требования к современному урокув условиях введения ФГОС...
Современный-урок-в-свете-внедрения-ФГОС-второго-поколения
Джон Дьюи Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия;- самостоятельно принимат...