Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения
учебно-методический материал на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

Методы и приемы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_v_fgos.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

 Методы и приемы обучения

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

 Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы

 методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения

 в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

 Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –

 М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

Методы мотивации учебной деятельности

 Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

 Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

 Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

 Методы обобщения и систематизации изученного

 • Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;

 • Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

 • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

 • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

 • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

 • Машинные: тест.

 Методы стимулирования учебной деятельности

 Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

  Приемы обучения в технологии развития критического мышления

 Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова

 Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

 • Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

 • Дерево предсказаний

 • Ключевые слова

 • Перепутанные логические цепочки

 • Верные и неверные утверждения

 • Вводный вопрос

 Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:

 • Вопросительные слова

 • Тонкие и толстые вопросы

 • Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)

 • РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)

 • Создание кластера

 • Корзина фактов

 Приемы работы с текстом на стадии Содержания

 Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:

 • ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)

 • Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал          вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

 Организация информации с помощью схем:

 • Кластер

 • Фишбоун

 • Понятийное колесо

 • Граф

 • Денотатный граф

 • Пирамида

 • Лестница

 • Цепочка

 • Лекция-визуализация

 Организация и осмысление информации с помощью таблиц:

 • Сводная таблица

 • Т – таблица

 • Сюжетная таблица

 • Таблица для перекрестной дискуссии

 • ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

 • Таблица «Синтез»

 • Мышление под прямым углом

 • Бортовой журнал

 Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:

 • Чтение с остановками (с прогнозированием)

 • Продвинутая лекция

 Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

 Устные формы рефлексии:

 • Беседа по пометкам

 • Беседа по вопросам

 • Интервью участника событий

 Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):

 • Резюме

 • Эссе

 • Синквейн

 • Диаманта

 • Хокку

 • Телеграмма

 • Благодарность

 • РАФТ

 Графические формы рефлексии:

 • Образ темы

 • Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)

 • Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)

 Использованная литература:

 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

 3. Зиар-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Федеральные Государственные образовательные стандарты....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»       В.А. Сухомлинский  На что ориен...

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Из опыта работы учителя начальных классов Медведевой О.А.....

«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения"

Выступление на МО по теме «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному урокув условиях введения ФГОС...

Современный-урок-в-свете-внедрения-ФГОС-второго-поколения

Джон Дьюи        Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия;- самостоятельно принимат...