Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках новых образовательных стандартов.
статья на тему
Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результат которого — решение определенных жизненно важных, реальных проблем и получение осязаемых практических результатов, оформленных тем или иным способом. Однако в настоящее время часто происходит смешение понятий “проекта как результата деятельности” и “проекта как метода познавательной деятельности”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_opyta_2.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ.
Всероссийский педагогический практикум.
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках новых образовательных стандартов.
Выполнила: Жукова Наталья
Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №11»
г. Бологое Тверской области.
Сочи-Адлер,
14-22 сентября 2016 г.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица.
Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результат которого — решение определенных жизненно важных, реальных проблем и получение осязаемых практических результатов, оформленных тем или иным способом. Однако в настоящее время часто происходит смешение понятий “проекта как результата деятельности” и “проекта как метода познавательной деятельности”.
Метод проектов обязательно предусматривает наличие проблемы, требующей исследования, и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежат развитие критического мышления учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы и принимать решения, а также навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Один из главных принципов применения метода проектов — обучение в сотрудничестве. При работе над проектом (если только это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом расстается с обычной для него функцией посредника. Он становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников, — необходимо поощрять их самостоятельность.
Проектный метод обучения является достаточно эффективным и если (в реалиях российского образования) не заменит, то может явиться удачным дополнением к классно-урочной системе.
К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность (выбор тем осуществляется с учетом ситуации и жизненного опыта), самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи и др. Актуальность представленного опыта работы «Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках новых образовательных стандартов» определяется несколькими позициями:
- проектная деятельность учащихся является технологией развивающего обучения, направленной на изменение эффективности учебно-воспитательного процесса
- компетенции, с точки зрения реализации ФГОС НОО, представляют собой конечный результат окончания начальной школы
- компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.
Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности.
Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных). Итак, под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. Направлены на достижение конкретных целей;
2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3.Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. В определенной степени неповторимы и уникальны.
Успех детского проекта во многом зависит от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований (т.1):
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект: разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор. Все эти проекты условно можно разделить на фантастические, эмперические, теоретические.
Таблица 1
Соотнесение типа проекта по доминирующей деятельности и
формируемой компетентности
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области | Деятельностная |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации | Информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | Коммуникативная |
- По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- По предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей);
- По продолжительности: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4–6 уроков), недельные, годичные. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1–2 классе целесообразно ограничить 1–2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3–4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правила выбора темы проекта формулирую в виде правил:
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Нужно преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес. В начале работы над проектной деятельностью можно использовать игру «Всезнайка», где предложить детям представить, что они встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую их тему. Дети задают вопросы: «Почему ёлочка всегда зелёная?», «Почему вымерли мамонты?» «Как появились домашние животные?» и т.д. Эти вопросы становятся темой и проблемой будущих проектов детей.
Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, стараюсь держаться ближе к той сфере, в которой сама лучше всего разбираюсь, в которой чувствую себя сильной. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется 4, 5, или 6 этапов, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов
Проект — это пять П:
- Постановка проблемы.
- Проектирование (планирование).
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя — увлечь детей, вселить уверенность в своих силах. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап — УЧИТЕЛЬ — ученик,
2-й и 3-й этапы — учитель — УЧЕНИК,
Последний этап — УЧИТЕЛЬ — ученик.
Таблица №2
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: •проблему проекта; •сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: •анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: •различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; •распределить роли в группах; •спланировать деятельность по решению задач проекта; •продумать возможные формы презентации результатов проекта; •продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: •поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; •распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; •принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: •обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; •оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; •акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: •понимание проблемы, цели и задач; •умение планировать и осуществлять работу; •найденный способ решения проблемы; •рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Весьма важный вопрос — оценка выполненных проектов, которая носит стимулирующий характер. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Выделяю несколько номинаций и стараюсь сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т. д.
Я хочу рассказать о работе школьного клуба «Родничок», которым я руковожу уже на протяжении 8 лет, где мы занимаемся созданием проектов. Своим девизом мы выбрали слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Цель работы – развитие личности и создание творческого потенциала.
При работе по методу проектов учитываем психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
В клубе занимаются ребята, начиная со 2 класса, желающие что-то узнавать, искать, придумывать, делиться своими интересами. Моя задача-обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом-мотивацию. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
На заседаниях нашего клуба дети учились выполнять проекты и исследовательские работы. За это время мы получили неплохие результаты-мы занимаем призовые места на районной конференции, трижды были первыми. Ребята рассказывали о своих родных в годы войны, об известных людях города, о необычных историях своих домов, о мифологии, о возникновении прозвищ, о возникновении матрешек и создание своей, и т.д.
Такая работа формирует позитивную самооценку учащихся, умение вести диалог, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе реализуется под руководством педагога.
Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на ФГОС. Психологической основой стандартов нового поколения является деятельностный подход, который подразумевает обучение через деятельность, погружение детей в различные виды деятельности. Проектная деятельность интегративна – она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую, созидательную деятельность. Это делает ее привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную ФГОС, – формирование универсальных учебных действий (УУД), а через них – ключевых компетенций. Особенностью нового стандарта является и акцентирование внимания на проблеме организации внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из направлений внеурочной работы названа проектная деятельность. Проектные умения, как и универсальные учебные действия, являются надпредметными.
Приоритетом обучения в начальных классах становится формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, социальной
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
- Думать – Искать – Сотрудничать - Приниматься за дело - Адаптироваться
Этому школа должна учить с первых шагов, как только ребёнок переступил порог школы.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса, среди которых, наряду с технологий проблемного обучения и развития критического мышления, присутствует и технология проектного обучения;
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, а также внеклассные и внеурочные занятия раскрывают определённые возможности для формирования ключевых компетенций.
В ходе обобщения опыта работы мною были решены задачи и сделаны следующие выводы:
- Проанализирована научная литература по исследуемым вопросам и определена актуальность работы
- Уточнены понятия «компетенция», «компетентность», «проектная деятельность», «проект».
- Определены особенности организация проектной деятельности учащихся на уроке.
- Установлена роль системы дополнительного образования в реализации проектной деятельности для формирования ключевых компетенций.
- Выяснено значение публичных презентация конечных продуктов проектов как способа достижения метапредметных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках в начальной школе. // Нач.школа. – 2005. - №6.
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009.
- Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
- Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
- Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2. • 9.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.-
М: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам).
- Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.
Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...
Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования
Современный урок: как научить учиться...
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС
Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....
Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.
Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт пр...
Презентация учителя начальных классов на тему "Новые образовательные стандарты "
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Новые образовательные стандарты" выступление учителя начальных классов Богдановой Евгении Александровны "Основы финансовой гра...