Луч
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Извековская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Районное открытое занятие внеурочной деятельности
научно-познавательного направления
по программе «Математика и конструирование»
в 1 классе
Тема занятия «Луч»
Тема семинара «Формирование функциональной грамотности младших школьников через современные подходы в обучении»
Подготовила
учитель начальных классов
Полунина Татьяна Александровна
2016г
Направление внеурочной деятельности: научно-познавательное.
Программа внеурочной деятельности: «Математика и конструирование»
Класс 1.
Тема занятия. Луч.
Цель: чертить геометрическую фигуру луч.
Воспитательный результат. Отличать луч от других геометрических фигур и объяснять своё суждение.
Воспитательный эффект. Интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, чертёжные инструменты (линейка, карандаши), счётные палочки. Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»
Этап занятия | Ход занятия | Содержание (Опыт личности) | Оборудование |
I Мотивация к внеурочной деятельности | - Наше увлекательное путешествие продолжается. - Рассмотрите внимательно страницы, на которых мы будем сегодня работать. - Что вы можете рассказать, рассматривая страницы рабочей тетради? - Фон страниц нашей рабочей тетради подсказывает нам, что сегодня мы посетим одно из Африканских государств – Египет. - Найдите Египет на карте, представленной в рабочей тетради. - Пометьте флажком место нашей остановки. - Посмотрите слайды презентации «Египет». -Древние египтяне были необыкновенно трудолюбивы и талантливы. Они создали удивительные произведения искусства и первое из чудес света – пирамиды. Пирамиды – гробницы фараонов. Рядом с пирамидами восседает Сфинкс. Сфинкс – это гигантское загадочное существо с головой человека и телом льва. - Африка – самый знойный континент Земли. Там найдены самые древние останки человека. Животный мир Африки исключительно богат и разнообразен. - Подробно с животным и растительным миром Африки мы будем знакомиться на следующем занятии. - В северной части Африки расположена самая большая пустыня на Земле – Сахара. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки, если не считать небольших участков двух рек Нила и Нигера. Под Сахарой, между тем, находится крупный бассейн подземной воды, питающий несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы – места в пустыне, где есть вода, а, значит, и жизнь. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по скудным пастбищам стада верблюдов. Живые изгороди из финиковых пальм защищают от песчаных бурь, укрывают от зноя. Когда температура воздуха приближается к 50 градусам выше нуля, даже привыкшим к жаре кочевникам-бедуинам трудно её переносить. Такая жара объясняется тем, что Африка расположена по обе стороны экватора, которая ближе всего находится к Солнцу, и лучи здесь падают на Землю практически вертикально. На фоне рабочей тетради мы видим схематическое изображение Солнца, лучи которого расходятся на две страницы. - Продолжите предложение. Луч – это … - Полученные знания о луче мы будем фиксировать в справочнике «Луч в повседневной жизни». | Когнитивный | Интерактивная доска. Ноутбук. Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | - В первую страницу нашего справочника мы запишем имеющиеся знания о луче. - Оказывается у луча несколько определений. Мы рассмотрим только те, которые нам понятны. - Луч - слово, первоначально имевшее значение «свет». 1. Узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета. Например, солнечный луч. 2. Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь её точки. | Когнитивный | Справочник «Луч в повседневной жизни» |
III Выявление места и причины затруднения | - Программа нашей внеурочной деятельности называется «Математика и конструирование», поэтому мы рассмотрим последнее определение. «Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь её точки». Чертить прямую линию и точку мы умеем. - Как начертить луч? - У кого есть предположения? Проверим нашу гипотезу. - Рассмотрим задание 1. - На прямой отметь и обозначь буквами две точки. - Как называется та часть прямой, которая расположена между двумя её точками? (отрезок). Выделите эту часть синим цветом. - Как будут называться те части прямой, которые мы не выделили? | Деятельностный | Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» |
IV Построение проекта выхода из затруднения | - Ответить на этот вопрос нам поможет задание 2. - Найдите задание 2. - На прямой отметь и обозначь буквой одну точку. Точка разделила прямую на две части. Каждая из них имеет своё название – луч (сравни с лучом солнца, лучом фонарика). - Чем отличается луч от отрезка? От прямой? - Есть ли на чертеже задания 1 лучи? - Проведи их красным карандашом. Физкультминутка. | Деятельностный | Рабочая тетрадь «Математика и конструирование» Чертёжные инструменты (линейка, карандаш). |
V Реализация построенного проекта | - Рассмотри рисунок задания 3 на странице 28. - Обведи цветным карандашом все лучи, которые есть на рисунке. | Деятельностный | |
VI Первичное закрепление во внешней речи | - Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши. - Найдите задание 1 на странице 30. Отметьте галочкой красным цветом отрезки. Начертите отрезки. - Синим цветом пометьте галочкой лучи. Начертите лучи. - Отметьте галочкой зелёным цветом прямые. Начертите прямые. 2) - Начертите свои лучи в нашем справочнике. | Деятельностный | |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) - На странице 31 задание 2 и 4 вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте, необходимый материал для выполнения задания 4. (счётные палочки) - Послушайте внимательно задание. (Читает ученик или учитель). Выполните. - Сравните полученный результат друг с другом. Найдите ошибки. Исправьте. Физкультминутка. | Деятельностный | Счётные палочки. |
VIII Включение в систему знаний и повторение | - Свойства луча человек использует ежедневно. - На страницах нашего пособия мы узнаем, как с помощью лучей начертить геометрическую фигуру – угол. - Я предлагаю вам дополнить страницы справочника «Луч в повседневной жизни». В этом нам помогут загадки, отгадав которые легко будет выполнить задание. 1) Дом – стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся. (Фонарь, электрическая лампочка) 2) Вот так дом: Одно окно, 3) Наведёт 4) Мне купили микроскоп! 5) Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в … (телескоп). - Представьте, получившийся справочник «Луч в повседневной жизни» в виде рекламы. - Начните рекламу от имени луча. Например, так. - Здравствуйте, меня зовут Луч. Меня используют в математике. Я имею начало, но … | Творческий | Справочник «Луч в повседневной жизни» |
IX Рефлексия внеурочной деятельности | - Ребята, что о луче вы расскажете младшим товарищам? - С каким чувством вы уйдёте с занятия? | ||
Творческое задание. | - Лучи света распространяются по прямой и не могут огибать предметы. Поэтому когда лучи встречают на своём пути преграду, сквозь которую не могут пройти, с обратной стороны преграды образуется тень. - Создай театр теней - подвигай пальцами перед ярким фонариком или лампой, и на стене появятся тени зверюшек. | Творческий |