Луч
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Полунина Татьяна Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_vneurochki_luch.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Извековская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Районное открытое занятие внеурочной деятельности

научно-познавательного направления

по программе «Математика и конструирование»

в 1 классе

Тема занятия «Луч»

Тема семинара  «Формирование функциональной грамотности младших школьников через современные подходы в обучении»

Подготовила

учитель начальных классов

Полунина Татьяна Александровна

2016г

Направление внеурочной деятельности:  научно-познавательное.

Программа внеурочной деятельности: «Математика и конструирование»

  Класс 1.

Тема занятия. Луч.

Цель:  чертить геометрическую фигуру луч.

Воспитательный результат. Отличать луч от других геометрических фигур и объяснять своё суждение.

Воспитательный эффект. Интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, чертёжные инструменты (линейка, карандаши), счётные палочки. Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»

Этап занятия

Ход занятия

Содержание

(Опыт личности)

Оборудование

I Мотивация к внеурочной деятельности

- Наше увлекательное путешествие продолжается.

- Рассмотрите внимательно страницы, на которых мы будем сегодня работать.

- Что вы можете рассказать, рассматривая страницы рабочей тетради?

 - Фон страниц нашей рабочей тетради подсказывает нам, что сегодня мы посетим одно из Африканских государств – Египет.

- Найдите Египет на карте, представленной в рабочей тетради.

- Пометьте флажком место нашей остановки.

- Посмотрите слайды презентации  «Египет».

-Древние египтяне были необыкновенно трудолюбивы и талантливы. Они создали удивительные произведения искусства и первое из чудес света – пирамиды. Пирамиды – гробницы фараонов. Рядом с пирамидами восседает Сфинкс. Сфинкс – это гигантское загадочное существо с головой человека и телом льва.

- Африка – самый знойный континент Земли. Там найдены самые древние останки человека. Животный мир Африки исключительно богат и разнообразен.

-  Подробно с животным и растительным миром Африки мы будем знакомиться на следующем занятии.

- В северной части Африки расположена самая большая пустыня на Земле – Сахара. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки, если не считать небольших участков двух рек Нила и Нигера. Под Сахарой, между тем, находится крупный бассейн подземной воды, питающий несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы – места в пустыне, где есть вода, а, значит, и жизнь. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по скудным пастбищам стада верблюдов. Живые изгороди из финиковых пальм защищают от песчаных бурь, укрывают от зноя. Когда температура воздуха приближается к 50 градусам выше нуля, даже привыкшим к жаре кочевникам-бедуинам трудно её переносить. Такая жара объясняется тем, что Африка расположена по обе стороны экватора, которая ближе всего находится к Солнцу, и лучи здесь падают на Землю практически вертикально. На фоне рабочей тетради  мы видим схематическое изображение Солнца, лучи которого расходятся на две страницы.

- Продолжите предложение. Луч – это …

- Полученные знания о луче мы будем фиксировать в справочнике «Луч в повседневной жизни».

Когнитивный

Интерактивная доска. Ноутбук.

Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

- В первую страницу нашего справочника мы запишем имеющиеся  знания о луче.

- Оказывается у луча несколько определений. Мы рассмотрим только те, которые нам понятны.

- Луч - слово, первоначально имевшее значение «свет».

1. Узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета.  Например, солнечный луч.

2. Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь её точки.

Когнитивный

Справочник «Луч в повседневной жизни»

III Выявление места и причины затруднения

    - Программа  нашей внеурочной  деятельности называется «Математика и конструирование», поэтому мы рассмотрим последнее определение. «Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь её точки». Чертить прямую линию и точку мы умеем.

- Как начертить луч?

- У кого есть предположения? Проверим нашу гипотезу.

- Рассмотрим задание 1.

- На прямой отметь и обозначь буквами две точки.

- Как называется та часть прямой, которая расположена между двумя её точками? (отрезок).  Выделите эту часть синим цветом.

- Как будут называться те части прямой, которые мы не выделили?

Деятельностный

Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»

IV Построение проекта выхода из затруднения

- Ответить на этот вопрос нам поможет задание 2.

- Найдите задание 2.

- На прямой отметь и обозначь буквой одну точку. Точка разделила прямую на две части. Каждая из них имеет своё название – луч (сравни с лучом солнца, лучом фонарика).

- Чем отличается луч от отрезка? От прямой?  

- Есть ли на чертеже задания 1 лучи?

- Проведи их красным карандашом.

Физкультминутка.

Деятельностный

Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»

Чертёжные инструменты (линейка, карандаш).

V Реализация построенного проекта

- Рассмотри рисунок задания 3 на странице 28.

- Обведи цветным карандашом все лучи, которые есть на рисунке.

Деятельностный

VI Первичное закрепление во внешней речи

- Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши.

- Найдите задание 1 на странице 30. Отметьте галочкой красным цветом отрезки. Начертите отрезки.

- Синим цветом пометьте галочкой лучи. Начертите лучи.

- Отметьте галочкой зелёным цветом прямые. Начертите прямые.

2) - Начертите свои лучи в нашем справочнике.

Деятельностный

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) - На странице 31 задание 2 и 4  вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте, необходимый материал  для выполнения задания 4. (счётные палочки)

- Послушайте внимательно задание.  (Читает  ученик или учитель). Выполните.

- Сравните полученный результат друг с другом. Найдите ошибки. Исправьте.

Физкультминутка.

Деятельностный

Счётные палочки.

VIII Включение в систему знаний и повторение

- Свойства луча человек использует ежедневно.

- На страницах нашего пособия мы узнаем, как с помощью лучей начертить геометрическую фигуру – угол.

-  Я предлагаю вам дополнить страницы справочника «Луч в повседневной жизни». В этом нам помогут загадки, отгадав которые  легко будет выполнить задание.

        1) Дом – стеклянный пузырёк,

            А живёт в нём огонёк.

            Днём он спит, а как проснётся,

            Ярким пламенем зажжётся. (Фонарь, электрическая лампочка)

        2) Вот так дом: Одно окно,
              Каждый день в окне—кино.
              Живет в нем вся Вселенная,
              А вещь — обыкновенная. (Телевизор)

        3)  Наведёт 
               Стеклянный глаз, 
               Щёлкнул раз — 
               И помнит нас. (Фотоаппарат)

        4) Мне купили микроскоп!
              Как всё интересно!
             То - пылинку рассмотрю...
             То - кусочек теста...
           
Горы, реки и моря -
             В листике сирени.
             Проявился целый Мир
             Красок и сплетений.

          Микроскоп - ты Мир Чудес!
         Открываешь в капле.
         Посмотрю и поскорей
         Расскажу всё папе!

        5) Есть специальная труба,

              В ней Вселенная видна,

    Видят звезд калейдоскоп

              Астрономы в … (телескоп).

- Представьте, получившийся справочник «Луч в повседневной жизни» в виде рекламы.

- Начните рекламу от имени луча. Например, так.

- Здравствуйте, меня зовут Луч. Меня используют в математике. Я имею начало, но …

Творческий

Справочник «Луч в повседневной жизни»

IX Рефлексия внеурочной  деятельности

- Ребята, что о луче вы расскажете младшим товарищам?

- С каким чувством вы уйдёте с занятия?

Творческое задание.

- Лучи света распространяются по прямой и не могут огибать предметы. Поэтому когда лучи встречают на своём пути преграду, сквозь которую не могут пройти, с обратной стороны преграды образуется тень.

- Создай театр теней - подвигай пальцами перед ярким фонариком или лампой, и на стене появятся тени зверюшек.

Творческий