Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
Представлена рабочая программа внеурочной деятельности курса " Наглядная геометрия" в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития.
Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования.
Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Во главу угла при изучении курса «Наглядная геометрия» ставится следующее:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Описание ценностных ориентиров содержания
Одним из результатов преподавания программы курса «Наглядная геометрия» является осмысление и интериоризация младшими школьниками системы ценностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие высокой мотивации учебного процесса;
- развитие всех форм мышления младшего школьника;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:
- обучение умению ставить цели;
- характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать свою деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- формирование картины мира.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
Ожидаемый результат: По окончании дети должны знать и уметь:
конструировать по образцу и по собственному замыслу;
иметь представление о различных видах призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
конструировать различные виды призм и пирамид;
решать задачи логического характера;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
конструировать фигуры с центром симметрии;
уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
уметь работать по схемам различной сложности
Содержание курса
№ | Содержание | Кол –во часов |
1 | Решение задач. Узлы и зацепления | 1 |
2 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 |
3 | Радиус и диаметр окружности | 1 |
4 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга | 1 |
5 | Сектор. Сегмент. | 1 |
6 | Параллельные прямые | 1 |
7 | Виды четырёхугольников | 1 |
8 | Обобщение изученного | 1 |
9 | Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | 1 |
10 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 1 |
11 | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 |
12 | Диагонали квадрата. | 1 |
13 | Деление окружности на 4,6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | 1 |
14 | Решение топологических задач | 1 |
15 | Обобщение изученного материала | 1 |
16 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые | 1 |
17 | Периметр многоугольника | 1 |
18 | Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников | 1 |
19 | Площадь | 1 |
20 | Площадь. Единицы площади. | 1 |
21 | Нахождение площади равностороннего треугольника | 1 |
22 | Плоскость | 1 |
23 | Угол. Угловой градус | 1 |
24 | Сетки | 1 |
25 | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел. Пентамино. | 1 |
26 | Обобщение изученного | 1 |
27 | Куб | 1 |
28 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда | 1 |
29 | Каркасная модель куба. Развёртки куба. | 1 |
30 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 1 |
31 | Знакомство со свойствами игрального кубика | 1 |
32. 33. | Закрепление изученного материала | 2 |
34. | Театрализованная викторина «В гостях у королевы Геометрии» | 1 |
ИТОГО: 34 Теоретических - 11 Практических - 23 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Календарные сроки | Скорректированные сроки | Тема |
1 | 05.09-09.09 | Решение задач. Узлы и зацепления | |
2 | 12.09-16.09 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | |
3 | 19.09-23.09 | Радиус и диаметр окружности | |
4 | 26.09-30.09 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга | |
5 | 03.10-07.10 | Сектор. Сегмент. | |
6 | 10.10-14.10 | Параллельные прямые | |
7 | 17.10-21.10 | Виды четырёхугольников | |
8 | 24.10-28.10 | Обобщение изученного | |
9 | 07.11-11.11 | Построение на нелинованной бумаге. | |
10 | 14.01-18.11 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | |
11 | 21.11-25.11 | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | |
12 | 28.11-02.12 | Диагонали квадрата. | |
13 | 05.12-09.12 | Деление окружности на 4,6 равных частей. | |
14 | 12.12-16.12 | Решение топологических задач | |
15 | 19.12-23.12 | Обобщение изученного материала | |
16 | 10.01-13.01 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые | |
17 | 16.01-20.01 | Периметр многоугольника | |
18 | 23.01-27.01 | Периметр треугольника. | |
19 | 30.01-03.02 | Площадь | |
20 | 06.02-10.02 | Площадь. Единицы площади. | |
21 | 13.02-17.02 | Нахождение площади равностороннего треугольника | |
22 | 20.02-24.02 | Плоскость | |
23 | 27.02-03.03 | Угол. Угловой градус | |
24 | 06.03-10.03 | Сетки | |
25 | 13.03-17.03 | Решение топологических задач.. | |
26 | 20.03-24.03 | Обобщение изученного | |
27 | 03.04-07.04 | Куб | |
28 | 10.04-14.04 | Прямоугольный параллелепипед. Развёртка параллелепипеда | |
29 | 17.04-21.04 | Каркасная модель куба. Развёртки куба. | |
30 | 24.04-28.04 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | |
31 | 01.05-05.05 | Знакомство со свойствами игрального кубика | |
32. | 08.05-12.05 | Закрепление изученного материала | |
33. | 15.05-19.05 | ||
34. | 22.05-26.05 | Театрализованная викторина «В гостях у королевы Геометрии» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1) объёмные пособия – модели геометрических фигур.
2) набор конструктора «Геоконт»
3) изобразительные наглядные пособия – таблицы.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,)
Обеспечение программы методическими видами продукции:
1. Мультимедийные презентации занятий –
- «Многоугольники»
- «Четырехугольники»
- «Логический квадрат»
- «Периметр многоугольника»
- «Куб»
- «Объем»
- «Симметрия»
- «Каталог геометрических фигур и тел»
- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».
Дидактический материал :
Схемы плоскостных фигур
Схемы разверток многогранников
Библиотечный фонд программы курса «Наглядная геометрия»:
3. А,П. Тонких и другие. Логические задачи на уроках математики. Ярославль: Академия развития , 1997г.
4. И.В. Шадрина. Обучение геометрии в начальных классах. М.: Школьная Пресса, 2012г.
5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. СПб., 2013г.
6. В.Н. Рудницкая. 2000 задач по математике. М.:Дрофа, 2014 г.
7. Н.С. Подходова и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. СПб., 2000г.
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.
Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...