Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
Представлена рабочая программа внеурочной деятельности курса" Умники и умницы" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналоги
Содержание курса
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- рисование несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания.)
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Календарные сроки | Скорректированные сроки | Тема |
1 | 01.09-02.09 | Внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Графический диктант. | |
2 | 05.09-09.09 | Концентрация внимания. Графический диктант | |
3 | 05.09-09.09 | Слуховая память. Графический диктант | |
4 | 12.09-16.09 | Зрительная память. Графический диктант | |
5 | 12.09-16.09 | Аналитические способности. Графический диктант | |
6 | 19.09-23.09 | Воображение. Перекладывание палочек. | |
7 | 19.09-23.09 | Логическое мышление. Графический диктант | |
8 | 26.09-30.09 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
9 | 26.09-30.09 | Тренировка внимания, мышления. Графический диктант | |
10 | 03.10-07.10 | Слуховая память. Графический диктант | |
11 | 03.10-07.10 | Зрительная память. Графический диктант | |
12 | 10.10-14.10 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
13 | 10.10-14.10 | Воображение. Перекладывание палочек. | |
14 | 17.10-21.10 | Логическое мышление. Графический диктант | |
15 | 17.10-21.10 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
16 | 24.10-28.10 | Концентрация внимания. Тренировка внимания. | |
17 | 24.10-28.10 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
18-19 | 07.11-11.11 | Логическое мышление. Составление фигур из палочек | |
20 | 07.11-11.11 | Аналитические способности. Графический диктант | |
21 | 14.11-18.11 | Воображение, перекладывание палочек. Рисуем по образцу. | |
22 | 14.11-18.11 | Аналитические способности. Совершенствование мыслительных операций. | |
23 | 21.11-25.11 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
24 | 21.11-25.11 | Концентрации внимания. Тренировка внимания. Графический диктант | |
25 | 28.11-02.12 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
26 | 28.11-02.12 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | |
27 | 05.12-09.12 | Аналитические способности. Графический диктант | |
28 | 05.12-09.12 | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | |
29 | 12.12-16.12 | Логическое мышление. Графический диктант | |
30 | 12.12-16.12 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
31 | 19.12-23.12 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
32 | 19.12-23.12 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | |
33 | 26.12-27.12 | Воображение. Рисуем по образцу. | |
34 | 10.01-13.01 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
35 | 10.01-13.01 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
36 | 16.01-20.01 | Тренировка внимания, мышления. Графический диктант | |
37 | 16.01-20.01 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
38 | 23.01-27.01 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | |
39 | 23.01-27.01 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
40 | 30.01-03.02 | Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | |
41 | 30.01-03.02 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
42 | 06.02-10.02 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
43 | 06.02-10.02 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
44 | 13.02-17.02 | Тренировка зрительной памяти . Графический диктант | |
45 | 13.02-17.02 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
46 | 20.02-24.02 | Воображение. Построение фигур из палочек. Рисуем по образцу. | |
47 | 20.02-24.02 | Логическое мышление. Графический диктант | |
48 | 27.02-03.03 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
49 | 27.02-03.03 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
50 | 06.03-10.03 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
51 | 06.03-10.03 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
52 | 13.03-17.03 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
53 | 13.03-17.03 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | |
54 | 20.03-24.03 | Мыслительные операции. Графический диктант | |
55 | 20.03-24.03 | Воображение. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | |
56 | 03.04-07.04 | Логическое мышление. Графический диктант | |
57 | 03.04-07.04 | Тренировка внимания. Графический диктант | |
58 | 10.04-14.04 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | |
59 | 10.04-14.04 | Тренировка зрительной памяти Графический диктант | |
60 | 17.04-21.04 | Аналитические способности. Графический диктант | |
61 | 17.04-21.04 | Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу. | |
62 | 24.04-28.04 | Логическое мышление. Графический диктант | |
63 | 24.04-28.04 | Концентрация внимания. Тренировка внимания. Графический диктант | |
64 | 08.05-12.05 | Тренировка слуховой памяти.. Графический диктант | |
65 | 08.05-12.05 | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант | |
66 | 15.05-19.05 | Аналитические способности. Графический диктант | |
67 | 15.05-19.05 | Строим сами из палочек. Рисуем по образцу. | |
68 | 22.05-26.05 | Итоговое занятие. |
Материально- техническое обеспечение
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» | Методическое пособие для4 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2013. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
| Техническое оснащение программы | ||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках. Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках. |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
2 | Языканова Е.В. - ,М: Издательство «Экзамен», 2012 | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...