доклад "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"
статья на тему
доклад " Мотивация учения- основное условие успешного обучения" . Выступление поддерживается презентацией и коментариями связанные с педагогическим опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_motivatsiya_ucheniya-osnovnoy_uspeh_v_obuchenii.docx | 383.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить
ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, подготовка к адаптации его в обществе.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. (Слайд 2) «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Что же такое мотив, мотивация? ( СЛАЙД 3)
МОТИВ (лат) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека в чем-либо.
МОТИВАЦИЯ- это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. (СЛАЙД 4)
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – это включение в учебную деятельность.
(СЛАЙД 5)
Мотивация является важным компонентом учебной деятельности. Через нее педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучения, формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету. Положительная мотивация улучшает качественные показатели познавательных процессов. В качестве примера значения мотивации хотелось бы зачитать шуточное стихотворение. (СЛАЙД 6)
За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит: «Барабанить не стану!
Нет настроения! Нет обстановки!
Нет подготовки! Не вижу морковки!»
Как для зайца морковка, так для ребенка в учении необходима мотивация.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающихся во взаимодействии ребенка со взрослым.
(СЛАЙД 7)
Мотивационная сфера учения состоит из пяти важных составляющих, которые имеют огромное значение не только в целом, но и каждый в отдельности. Это мотив, цель, интерес, эмоциональный настрой и смысл учения.
Мотив – направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Цель – направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Интерес, эмоциональный настрой - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Смысл учения – это внутреннее отношение школьника к учению. Это сложное личностное образование, которое включает осознание и понимание значимости учения.
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Мотивация учения в младшем школьном возрасте представлена желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции.
(СЛАЙД 8)
Отношение учащихся к учению бывает трех типов:
- ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ – характеризуется активностью учащихся в учебном процессе;
- ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - характеризуется бедностью мотивов, слабой заинтересованностью в оценках и успехах, отрицательным отношением к школе и учителям.
- БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ – имеет те же характеристики, что и отрицательный, но подразумевает наличие способностей и возможностей. При изменении ориентации в учении такие дети могут достигнуть положительных результатов.
(СЛАЙД 9)
Уровень мотивации учения зависит как от учителя, так и от учащихся и их родителей и эти три механизма взаимосвязаны.
(СЛАЙД 10)
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных видах деятельности; сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает его успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. При формировании мотивации необходимо учитывать и возрастные особенности школьников. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся.
Но не надо забывать и о отстающих детях. Мотивация учения, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы. В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих детей.
При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
(СЛАЙД 11)
Для создания и повышения уровня мотивации учения большую роль играют и родители учащихся, когда:
- Интересуются делами и учебой своих детей;
- Хвалят их за успехи, давая стимул двигаться дальше;
- Объясняют ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий;
- И когда помогают советом в выполнении домашнего задания.
(СЛАЙД 12)
Анализируя выше сказанный материал можно вывести следующий план, макет по формированию мотивации учения, отражающий пять компонентов мотивационной сферы и задачи, действия и установки по их формированию. (см. макет)
Свое выступление хотелось бы закончить словами: «Успех в учебе – это завтрашний успех в жизни». Спасибо за внимание!
ГБОУ Воскресенская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ДОКЛАД
«Мотивация учения – основное условие успешного обучения.»
Подготовила: учитель начальных классов
Конюхова Н.Е.
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, с...
Презентация: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"
Это презентация. Выступление на педсовете. Есть яркие фотографии моих учеников на тему школьной жизни....
«Мотивация учения- основное условие успешного обучения» Выступление на педсовете
Выступление на педагогическом совете...
Мотивация учения-основное условие успешного обучения.
Материал для выступления....
"Мотивация учения - основное условие успешного обучения и воспитания".
Что такое учебная мотивация. Перечислены требования, сформулированные И.С.Якиманской. Роль учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности. Влияние коллективных форм работы. Ро...
Мотивация учения – основное условие успешного обучения в условиях реализации ФГОС
Презентация к выступлению на педагогическом совете...