Взаимосвязь учителей и воспитателей - положительный аспект в освоении образовательных программ.
материал на тему
Взаимодействие специалистов в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_uchitelya_i_vospitatelya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Взаимосвязь учителей и воспитателей – положительный аспект в освоении образовательных программ».
Подготовила:
Швецова Ф.А.
Воспитатель ГБОУ СКОШ №108
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя по изобразительной деятельности. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога являются:
- формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Деятельность руководителя по изобразительной деятельности направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму. Свою работу педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителей и воспитателей в речевом развитии учащихся, коррекции их речи.
Адаптация детей с недостатками слуха в социальной среде во многом зависит от системы работы в школе.В этой системе кроме учебных занятии большое значение имеет внеклассная воспитательная работа.Внекла...
«Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»
Статья «Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)
Результаты освоения обучающимися образовательных программпо итогам мониторинга системы образования...
1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
1.1.1 Успеваемость обучающихся1.1.2 Качество знаний (%)1.1.3 Качество знаний по итогам контрольных работ...