Коррекционно-развивающие знанятия
план-конспект урока

Герасимова Наталья Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

 ГБОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по ФЭМП

на тему: «Понятия о частях суток».

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, 2012-2013 уч.год

Конспект занятия

Цель: формировать у ребенка понятие  «части суток».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить ребенка с названиями частей суток;
  • познакомить ребенка с изменениями в природе в каждое время суток;
  • учить устанавливать последовательность частей суток;
  • учить ребенка рассказывать о занятиях в разное время суток.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать и развивать  слуховое внимание, концентрацию внимания;
  • развивать зрительное восприятие.
  • развивать связную речь;
  • корригировать и развивать мыслительные операции обобщения;
  • развивать  мелкую моторику.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым.

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать режим  охраны зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: наглядный материал: «Части суток», мяч для проведения физкультминутки, раздаточный материал, «флажки», предметная картинка «солнце» для  зрительной гимнастики, «разрезная картинка».

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту, рассказывает о правилах посадки за партой.

- Организовать ребенка.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Повторение изученного материала

1. Беседа по материалу домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание ребенка.

Ребенок отвечает на вопросы педагога.

-Проверить уровень усвоения изученного материала.

Зрительная гимнастика

Педагог предлагает  ребенку проследить глазами за солнцем  (по горизонтали, по вертикали, по кругу и по диагонали).

Ребенок выслушивает инструкцию и выполняет упражнение.

- Соблюдать режим охраны зрения.

3.Объявление темы и цели занятия 

Задание  «Разрезная картинка».

Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку.

Педагог озвучивает тему и цель занятия для ребенка: «Части суток».

Ребенок  выполняет задание.

Ребенок слушает учителя.

-Воспитывать интерес к занятию.

-Нацелить на осознанную работу.

-Развивать зрительное восприятие.

4. Изучение нового материала

Беседа по картинкам.

Педагог предлагает ребенку рассказать об изменениях в природе в разное время суток. Педагог уточняет и дополняет представления ребенка.

Ребенок  выполняет задание.

-Познакомить ребенка с названиями частей суток.

- Познакомить ребенка с изменениями в природе в каждое время суток.

- Учить ребенка рассказывать о занятиях в каждое время суток.

-Развивать связную речь.

-Расширить активный и пассивный словарный запас.

5. Этап закрепления

1. Динамическая пауза

Игра с мячом «Закончи предложения».

Педагог предлагает ребенку

закончить предложения.

Примеры предложений:

-Утром солнце поднимается…………..

-Утром на улице становится…………….

-Днем солнце находиться………………

-Вечером солнце …………

-Ночь на небе появляется…

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и выполняет задание.  

-Проверить понимание  материала.

-Чередовать статические и динамические упражнения.

1.Упражнение

«Что изменилось?».

2. Игра «Флажки».

3. Задание «Сними кружочки».

*Задание на карточках.

Педагог предлагает ребенку вспомнить последовательность частей суток и разложить картинки.

Педагог предлагает ребенку определить, что неверно в следующих высказываниях и поднять правильный флажок (зеленый или красный).

Примеры:

-Утром люди делают зарядку.

-Днем люди умываются и чистят зубы.

-Вечером люди отдыхают.

-Днем дети учатся.

-Вечером люди идут на работу.

Педагог предлагает ребенку снять с палочки кружочки.

Педагог предлагает ребенку выполнить письменное упражнение.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

Ребенок поднимает зеленый флажок, когда педагог правильно рассказывает о занятиях людей в разное время суток,  красный – неправильно.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет упражнение в тетради.

- Учить устанавливать последовательность частей суток.

-Развивать пространственное восприятие.

-Корригировать и развивать мыслительные операции обобщения.

-Развивать слуховое внимание.

-Закреплять представления у ребенка о занятиях людей в разное время суток.

-Развивать  мелкую моторику.

-Закрепить полученные знания.

 7. Домашнее задание

Задания на карточках

Педагог показывает и объясняет ребенку домашнее задание.

Ребенок слушает педагога.

-Закрепить знания и умения, полученные на занятии, в самостоятельной работе. 

8. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия.

Педагог задает ребенку вопросы:

- Какую тему мы разбирали на занятии?

-Как ты оцениваешь свою работу сегодня на занятии?

Педагог поощряет ребенка за работу.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

*Под звездочкой дополнительные задания.



Предварительный просмотр:

Южное окружное управления образования

 ГОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речи

по теме: «Растения: грибы».

                                                                        Составитель:

                                                                                   учитель-дефектолог

                                                                              Герасимова Н.Е.

Москва, 2013-2014 уч.год

Конспект занятия

Цель: формировать представления у ребенка о грибах.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить ребенка со съедобными и несъедобными грибами, с характерными признаками каждого гриба;
  • уточнить знания ребенка о строении гриба;
  • уточнить знания о месте произрастания грибов;
  • учить дифференцировать съедобные и несъедобные грибы;
  • расширить словарь по данной теме.

Коррекционные:

  • развивать долговременную и зрительную память;
  • корригировать и развивать внимание, концентрацию внимания;
  • развивать связную речь;
  • корригировать и развивать мыслительные операции обобщения, классификации;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым.

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать охрану зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: предметные картинки: «грибы», «береза», «части грибов»; картинки «белка», «грибы» для зрительной гимнастики; картинки «грибы» и корзинка для проведения физкультминутки;  флажки; карточки с заданиями.  

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки за рабочим местом.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту и рассказывает о правилах посадки за партой.

1. Организовать ребенка.

2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

II Проверка домашнего задания

беседа по материалу домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание ребенка и поощряет его.

Ребенок отвечает на вопросы педагога.

1. Проверить уровень усвоения изученного материала.

III Изучение нового материала (беседа).

1. Подведение к теме занятия. 

2. Зрительная гимнастика.

3. Знакомство ребенка с грибами.

Игра «Какие грибы принесла белка?»

4.Динамическая пауза.

Подвижная игра «Отыщи одинаковые грибы».

Педагог рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла «белка» и вывешивает на доску картинку.

Педагог  предлагает ребенку рассказать, что принесла белка.

Педагог хвалит ребенка за правильные ответы.

Педагог предлагает  ребенку проследить глазами за белкой (по горизонтали, по вертикали, по кругу и по диагонали).

Педагог  предлагает ребенку посмотреть картинки с грибами, назвать части гриба и описать внешний вид. При затруднении педагог оказывает помощь.

Педагог обращает внимание ребенка на картинки, лежащие на полу, и предлагает ребенку отыскать одинаковые грибы и положить их в корзину.

Ребенок  отвечает на вопросы педагога.

Ребенок выслушивает инструкцию и выполняет упражнение.

Ребенок выполняет задание педагога и отвечает на вопросы.

Ребенок выполняет задание педагога.

1. Воспитывать интерес к занятию.

2. Корригировать и развивать мыслительную операцию обобщения.

3. Соблюдать режим охраны зрения.

4. Познакомить ребенка со съедобными и несъедобными грибами, с характерными признаками каждого гриба.

5. Уточнить знания ребенка о строении гриба.

6. Уточнить знания о месте произрастания грибов.

7. Развивать внимание, концентрацию внимания.

8. Развивать общую моторику.

IV Этап закрепления

1.Игра

«Какой гриб спрятала белка?»

2. Задание.  «Найди шляпку гриба».

*3. Задание у доски

«Съедобные и несъедобные грибы.

*Задание «Выбери правильный гриб».

Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и в это время прячет картинку. Затем педагог просит ребенка открыть глаза,

назвать гриб, спрятанный «белкой» и положить картинку на прежнее место.

Педагог рассказывает, что белка принесла ножки грибов и предлагает ребенку найти шляпки грибам и прикрепить на полотно.

Педагог вывешивает на доску картинки и предлагает ребенку прикрепить зеленый флажок на картинку со съедобными грибами (подберезовик, лисичка), красный флажок на картинку с несъедобным грибом (мухомор).

Педагог предлагает ребенку выбрать тот гриб, о котором белка загадала загадка

 и положить его в корзинку.

- Коричневая шапка, серенькие ножки.

Под березой растут.

Как их зовут? (подберезовики)

- А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки

( мухомор).

- Рыжие сестрички —

То грибы... (лисички).

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

Ребенок выполняет инструкцию педагога.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

1.Развивать зрительную память.

2. Закрепить знания о строении гриба.

3.Воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым.

4.Корригировать и развивать мыслительные операции обобщения, классификации.

 5.Чередовать статические и динамические упражнения.

6. Расширить словарь по данной теме.

V Домашнее задание

Задания на карточках:

-«Раскрась части гриба».

-«Раскрась съедобные грибы».

Педагог задает и объясняет ребенку домашнее задание.

Ребенок слушает педагога.

1. Закрепить знания и умения, полученные на занятии.

VI Подведение итогов

Оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия.

Педагог задает ребенку вопросы:

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Кто к тебе сегодня приходил на занятие?

-Какие задания мы выполняли на занятии?

Педагог поощряет ребенка за работу на занятии.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

1. Развивать долговременную  память.

*Под звездочкой дополнительные задания.



Предварительный просмотр:

Южное окружное управления образования

 ГОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речи

по теме: «Живая природа. Животные. Домашние животные. Сфера обитания, способ питания, значение для людей».

                                                                        Составитель:

                                                                                       учитель-дефектолог

                                                                                Герасимова Н.Е.

Москва, 2014-2015 уч.год

Конспект занятия

Цель: формировать представления у ребенка о домашних животных.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и расширить представления ребенка о домашних животных;
  • уточнить знания о строении животных;
  • познакомить с детенышами домашних животных (упражняться в употреблении существительных с суффиксами -ок, -енок);
  • познакомить с названиями жилищ;
  • расширить словарь по данной теме.

Коррекционные:

  • развивать долговременную память;
  • развивать связную речь;
  • корригировать и развивать мыслительные операции обобщения, классификации;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать слуховое восприятие.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым;

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать охрану зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: муляжи домашних животных, предметные картинки «домашние животные», «дерево», «дом»; картинка «кошка» для зрительной гимнастики; карточки с заданиями; аудиозаписи с голосами животных, мяч для проведении физкультминутки, золотой мешочек.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки за рабочим местом.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту и рассказывает о правилах посадки за партой.

1. Организовать ребенка.

2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

II Проверка домашнего задания

1. Зрительная гимнастика.

Педагог проверяет домашнее задание ребенка и поощряет его.

Педагог предлагает  ребенку проследить глазами за кошкой (по горизонтали, по вертикали, по кругу и по диагонали).

Ребенок отвечает на вопросы педагога.

Ребенок выслушивает инструкцию и выполняет упражнения.

1. Проверить уровень усвоения изученного материала.

2.Соблюдать режим охраны зрения.

III Изучение нового материала (беседа).

1. Подведение к теме занятия. 

2.Дидактическая игра

«Волшебный мешочек».

3. Упражнение «Голоса животных».

4.Физкультминутка.

Игра в мяч «Назвать детеныша животного».

Педагог прелагает ребенку распределить животных (волка, кошку, собаку, корову) по сферам обитания.

Педагог задает ребенку вопросы:

-Кто живет в лесу?

-Кто живет рядом с домом человека?

-Как ты думаешь, кто такие домашние животные?

-Почему их так называют?

Педагог хвалит ребенка за правильные ответы и объявляет тему занятия: «Домашние животные».

Педагог  предлагает ребенку достать из мешочка фигурки животных, описать внешний вид и назвать части тела.

Педагог предлагает ребенку послушать голоса животных и отгадать, кому принадлежит голос.

Педагог хвалит ребенка за правильные ответы.

Педагог предлагает ребенку назвать детеныша животного (собаки, кошки, козы, коровы, свиньи).

Ребенок выполняет задание и отвечает на вопросы педагога.

Ребенок выполняет задание педагога и отвечает на вопросы.

Ребенок показывает и называет животного, которому принадлежит услышанный голос. 

Ребенок слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

1. Воспитывать интерес к занятию.

2. Корригировать и развивать мыслительные операции обобщения, классификации.

3.Уточнить и расширить представления ребенка о домашних животных.

4. Развивать слуховое восприятие.

5. Познакомить с детенышами домашних животных

IV Этап закрепления

1.Пальчиковая гимнастика.

2. Задание на карточках  

«Соедини линями каждое животное с его домом».

3. Работа у доски

«Накорми животного».

Педагог предлагает ребенку  помочь лошади пройти по «дорожкам» левой и правой рукой к жеребенку.

Педагог сопровождает гимнастику стихотворением:

Я лошадка, я скачу,

Я копытами стучу:

Цок-цок, цок-цок,

Ты скачи-скачи, конек!

Педагог предлагает ребенку соединить линями каждое животное с его домом, назвать их дома.

Педагог предлагает ребенку выбрать то, что любит, есть каждое животное.

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

1.Развивать мелкую моторику.

2. Познакомить с названиями жилищ.

3. Развивать связную речь.

V Домашнее задание

«Найди детеныша  животного»,

«Обведи по точкам животное».

Педагог задает и объясняет ребенку домашнее задание.

Ребенок слушает педагога.

1. Закрепить знания и умения, полученные на занятии.

VI Подведение итогов

Оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия.

Учитель задает ребенку вопросы:

-О ком мы сегодня говорили на занятии?

-Почему домашних животных так называют?

-Какие задания мы выполняли на занятии?

Педагог поощряет ребенка за работу на занятии.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

1. Развивать долговременную  память.

        



Предварительный просмотр:

Открытый урок по развитию речи

Тема: «Классификация овощей, фруктов. Сходства и различия»

                                                                    Составитель:

                                                                                   учитель - дефектолог

                                                                           Герасимова Н.Е.

Москва, 2013-2014 уч.год

План урока:

1. Организационный момент.                         1 мин.

2. Проверка домашнего задания.                2 мин.

3. Актуализация опорных знаний.              3 мин.

4. Изложение нового материала.                5 мин.

4. Закрепление материала.                          9 мин.

5. Домашнее задание.                                3 мин.

6. Итог урока.                                        2 мин

Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, овощей и времен года, мяч, раздаточные карточки, план сравнения овощей и фруктов, мешочек.

Цель урока: практиковаться в умении классифицировать фрукты и овощи.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Актуализировать знания о временах года;
  • уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • уточнить представления об овощах и фруктах;
  • формировать умение сравнивать фрукты и овощи.

Коррекционная:

  • развитие памяти на этапе проверки домашнего задания при воспроизведении ранее полученных знаний, при актуализации знаний о временах года;
  • развитие мышления через выполнения задания на сравнение овощей и фруктов по плану и при выполнении задания «четвертый лишний»,  
  • развитие слухового восприятия через выполнения задания «Хлопни и топни»;
  • развитие и коррекция общей и мелкой моторики при проведении физкультминутки, пальчиковой гимнастики и задания на карточках.

Воспитательная: 

  • воспитывать интерес;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать гигиенические навыки.

Здоровьесберегающие:

  • соблюдение охранительного режима, проведение  физкультминутки;
  • соблюдение правильной посадки за столом;
  • проведение гимнастики для глаз.
  • чередование статических и динамических упражнений

План занятия:

1. Организационный момент.                        1 мин.

2. Проверка домашнего задания.                2 мин.

3. Актуализация опорных знаний              3 мин.

4. Изложение нового материала.                5 мин.

4. Закрепление нового материала.                9 мин.

5. Домашнее задание.                                3 мин.

6. Итог урока.                                        2 мин

Ход занятия

Этап урока и виды деятельности.

Деятельность учителя.

Деятельность ребенка.

I Организационный момент.

Проверка готовности ребенка к занятию.

Проверяет готовность к занятию.

II Актуализация опорных знаний.

1) Назвать время года по картинке.

На доску вывешиваются картинки с изображением времен года.

-Посмотри на картинки.

-Что на них изображено?

 -Какое время года нарисовано на каждой картинке?

- Какое сейчас время года?

- А что осенью собирают люди?

- Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.

Ребенок называет и показывает на картинках времена года.

III Изучение нового материала (беседа).

1.Дидактическая игра

« Волшебный мешочек».

2. Задание на развитие слухового внимания

«Хлопни и топни».

Учитель объясняет, что Маша собрала урожай фруктов и овощей.

- Сейчас ты будешь вытаскивать из мешочка картинки, которые тебе нужно разделить на фрукты и овощи.

- Если я назову фрукт, то ты хлопнешь в ладоши, а если овощ то топнешь?

Достает из мешочка картинки и распределяет их на 2 группы: на овощи и фрукты.

Ребенок хлопает в ладоши, если слышит  название фрукта и топает ногами, если услышит название  овоща.

IV Закрепление темы.

1. Зрительная гимнастика.

2. Сравнение фрукта и овоща по плану (лука и яблока).

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Упражнение на карточках. «Нарисовать фрукт и овощ»

5. Физкультминутка

Подвижная игра с мячом «Овощ ли это или фрукт?»

6. Игра «Четвертый лишний».

7. Задание: « Сад-огород»*

Распределить где что растет.

Найди глазками картинки с фруктами и овощами.

Учитель загадывает загадки:

Заставит плакать
Всех вокруг,
Хоть он не драчун, а...

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.
  

Отгадать овощ или фрукт по описанию учителя и нарисовать ответ на карточках.                              

Учитель бросает мяч и называет фрукт или овощ.

Учитель на доску вывешивает картинки с изображением фруктов и овоща.

-Что здесь лишнее?

Перед ребенком раскладываются картинки с овощами и фруктами.

- Что на этих картинках нарисовано?

- Покажи где огород, где сад

- Что растет на огороде, что в саду?

1.Ребенок отыскивает глазами фрукт или овощ.

2.Ребенок отгадывает загадки и потом по плану сравнивает овощ  и фрукт.

3. Разминает пальчики рук.

4. Выполняет упражнение на карточках.

5.Ребенок ловит мяч и говорит овощ ли это или фрукт.

6. Ребенок должен исключить неподходящую картинку.

Ребенок отвечает на вопросы учителя. И распределяет овощи и фрукты по местам их произрастания.

V Домашнее задание.

«Составить описание фрукта и овоща по плану»

Учитель объясняет домашнее задание ребенку.

Ребенок слушает, и повторят задание, данное на занятии.

VI Подведение итогов.

- Какую тему мы сегодня проходили на занятии?

- Что ты сегодня делал на занятии?

Отвечает на вопросы учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну букв

Слайд 3

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил

Слайд 4

Страна ЗАГАДОК

Слайд 5

« БараБан », «Баранка», «Бак», — Без этой буквы им никак. Известно мне да и тебе, Что эта буква

Слайд 6

Блеет козлик: « Ме » да « ме », Знает только « Эм » и...

Слайд 7

Нитки», «Нос» и слово «Нет» С этой буквы начинаются, А еще она в « коНфете », « НожНицах » и « дНе » встречается

Слайд 8

ОблакО », «Очки», «Оса», « НОж », « кулОн » и « кОлбаса »... Знают дети все давно, Что с баранкой схожа

Слайд 9

«Улыбка», «Устрица», «Удод», — В них буква общая живет.

Слайд 10

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил

Слайд 11

Страна необычных букв

Слайд 19

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил

Слайд 21

оля Чай максим ока

Слайд 22

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил Страна печатных букв

Слайд 23

Страна печатных букв Страна печатных букв Страна печатных букв

Слайд 25

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил Страна печатных букв

Слайд 26

Страна слогов

Слайд 27

МАШИ ЛА НА

Слайд 28

ЛИ СА НА

Слайд 29

ПЕ НАЛ ЛО

Слайд 30

ПА ЧА УК

Слайд 31

ВЕ ТЕР УК

Слайд 32

Страна необычных букв Страна заглавных букв СТАРТ Страна слогов Страна загадок Страна правил Страна печатных букв

Слайд 33

Страна правил

Слайд 34

ЛЫ… РО… Щ..КА Ч..ЩА Ш..НА Ч..ДО



Предварительный просмотр:

Южное окружное управления образования

 ГОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по ФЭМП

по теме: «Образование числа 3»

учителя-дефектолога Герасимовой Н. Е.

Москва, 2012-2013 уч.год.

Конспект занятия

Цель: познакомить ребенка с составом числа 3.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить ребенка с составом числа 3;
  • актуализировать знания о количественном  счете в пределах 10-ти;
  • закреплять умение соотносить количество с числом.

Коррекционные:

  • развивать долговременную память;
  • развивать мышление (умение устанавливать закономерность);
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать цветовое восприятие.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым;

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать охрану зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: предметные картинки для задания «Поляна»; картинка «колобок» для зрительной гимнастики; схема путешествия колобка от одного сказочного героя к другому; деревянные фигурки животных; математические бусы; карточки с числами; карточки с заданиями; геометрические фигуры; счетный набор; «нить», «бусины» для задания «Собери бусы».

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей:

-Сегодня к тебе пришел сказочный герой. Собрав разрезную картинку, ты узнаешь кто это.

Педагог хвалит ребенка за правильный ответ и говорит, что колобок пришел к нему за помощью.

Педагог демонстрирует на доске схему пути колобка.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту, собирает разрезную картинку и отвечает на вопросы педагога.

1. Организовать ребенка.

2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

3.  Воспитывать интерес к занятию.

II Проверка домашнего задания

Педагог проверяет домашнее задание ребенка и поощряет его.

Ребенок отвечает на вопросы педагога.

1. Проверить уровень усвоения изученного материала.

III Этап актуализации знаний

1. Устный счет.   

2. Подведение к теме занятия. 

3. Зрительная гимнастика.                         

Педагог  рассказывает ребенку о том, что колобок ушел от дедушки и бабушки, покатился по дорожке и встретил на пути зайца (прикрепляет на схему фигурку зайца), который дает ему задания:

1)Посчитать от 1 до 10, от 3 до 9 и от 4 до 9.

2) Расположить числа по возрастанию от 1 до 6.

Педагог вывешивает на доску математические бусы и карточки с числами, спрашивает о том, какое число находится между числом 2 и 4?

Педагог объявляет тему занятия: «Состав числа 3».

Педагог предлагает  ребенку проследить глазками путь колобка от зайца к волку (по горизонтали, по вертикали, по кругу и по диагонали).

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и отвечает на вопросы.

Ребенок выслушивает инструкцию и выполняет упражнения.

1.Актуализировать знания о количественном счете в пределах 10-ти.

2.Соблюдать режим охраны зрения.

IV Изложение нового материала

1. Знакомство ребенка с составом числа 3.

2.Физкультминутка.

Педагог продолжает свой рассказ о том, что заяц  отпустил колобка и покатился к волку (прикрепляет на схему фигурку волка).

Педагог говорит ребенку, что волк просит его поработать с фигурами, и выкладывает на парту треугольники 2-х цветов (желтого и красного).

 Педагог задает следующие вопросы:

- Какие фигуры лежат на парте?

- Сколько я положила красных треугольников?

- Сколько нам надо добавить к красным треугольникам желтых треугольников, чтобы стало 3 треугольника?

Педагог просит ребенка:

 1) Выбрать цифру, которой обозначается число 2, и положить ее под красными треугольниками.

2) Выбрать  цифру, которой обозначается число 1, и положить под желтым треугольником.

3) Выбрать цифру, которой обозначается число 3, и положить

Педагог предлагает ребенку из выбранных чисел составить пример.

Педагог хвалит ребенка за правильные ответы.

Педагог предлагает ребенку повторить за ним движения и сопровождает стихотворением:

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Подтянулся,

Три в ладоши,

Три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть.

Ребенок отвечает на вопросы, с помощью педагога делает вывод, из каких чисел состоит число 3.

Ребенок внимательно выслушивает инструкцию и выполняет движения  вместе с педагогом.

1.Познакомить ребенка с составом числа 3.

2. Закрепить умение соотносить количество с числом.

3.Развивать мышление.

4.Развивать общую моторику.

V Этап закрепления

1.Пальчиковая гимнастика.

2. Задание на карточках  «Состав числа 3».

3. Задание «Поляна».

4.  Задание «Собери бусы».

Педагог говорит ребенку, что волк отпустил колобка, и спрашивает, кого следующего встретил колобок на пути?

Педагог предлагает ребенку  помочь колобку пройти по «дорожкам» левой и правой рукой от волка к медведю.

Педагог сопровождает гимнастику стихотворением:

Я колобок, колобок,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел

И к медведю пришел

Педагог прикрепляет фигурку медведя на схему и зачитывает «задание от медведя» - посчитать количество животных и написать цифры в квадратах.

Педагог следит за правильностью выполнения задания.

Педагог спрашивает:

- Кого следующего встретил колобок на пути?

- А что сделала лиса в сказке с колобком?

Педагог  просит помочь колобку выполнить сложные задания, чтобы лиса его не съела.

Педагог зачитывает задания:

1)посчитать, сколько синих бабочек сидит на цветах, и выбрать карточку с цифрой, обозначающей это число.

2)посчитать, сколько желтых бабочек сидит на цветах, и выбрать карточку с цифрой, обозначающей это число.

3) ответить на вопрос, сколько всего бабочек сидит на цветах?

Педагог предлагает ребенку из выбранных чисел составить пример.

Педагог рассказывает ребенку, что лиса хочет, чтобы колобок сделал ей бусы, и предлагает помочь.

Педагог кладет на парту «нить»  и «бусины»  

2-х цветов (красного и зеленого) и спрашивает:

- Какого цвета бусинки на парте?

-Какого цвета я взяла бусинку?

- Сколько я повесила красных бусинок на нитку?

- Сколько нужно повесить зеленых бусинок, чтобы их стало всего три?

 Педагог просит ребенка продолжить  нанизывать бусинки в такой же последовательности.

Педагог хвалит ребенка за помощь, оказанную колобку.

Ребенок выполняет инструкцию и отвечает на вопросы.

Ребенок выслушивает инструкцию и выполняет задание на карточках.

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и отвечает на вопросы.

Ребенок отвечает на вопросы педагога и  под руководством продолжает нанизывать бусинки в правильной последовательности.

1.Развивать мелкую моторику.

2.Закрепить знания о составе числа 3.

3.Воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым.

4.Чередовать статические и динамические упражнения.

5. Развивать цветовосприятие.

5. Развивать умение устанавливать закономерность.

6. Закрепить знания о составе числа 3.

VI Домашнее задание

Педагог задает и объясняет ребенку домашнее задание.

Ребенок слушает педагога.

1. Закрепить знания и умения, полученные на занятии.

VIII Подведение итогов

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия и беседует с ребенком.

Педагог поощряет ребенка за работу на занятии.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

1. Развивать долговременную  память.

2. Воспитывать интерес к занятиям.

        



Предварительный просмотр:

 ГКОУ Центр инклюзивного образования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речемыслительной деятельности

по теме: «Проверка сложения и вычитания».

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, февраль 2016-2017 уч.год.

Конспект занятия

Цель: Повторить и закрепить навыки сложения и вычитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
  • Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать долговременную память;
  • корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать режим  охраны зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки за рабочим местом и назвать предметы, необходимые на занятии.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту, рассказывает о правилах посадки за партой и перечисляет предметы, необходимые для занятия (тетрадь, ручка).

- Организовать ребенка.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.Подготовка к изучению материала

Задание «Шифровка».

Педагог предлагает ребенку однозначные числа подчеркнуть, двузначные обвести в кружок.

Учащийся выполняет задание.

-Развивать внимание.

4.Объявление темы и цели занятия 

Задание  «Мозаика».

Педагог предлагает ребенку соединить части мозаики так, чтобы получилась тема занятия «Проверка сложения и вычитания».

Педагог озвучивает цель занятия для ребенка.

Ребенок  выполняет задание.

Ребенок слушает учителя.

-Воспитывать интерес к занятию.

-Нацелить на осознанную работу.

-Развивать зрительное восприятие.

5. Повторение изученного материала

 Работа по теме урока.

Игра: «Неизвестное число».

1. Педагог предлагает ребенку

выбрать карточки с названиями компонентов «сложения» и «вычитания».

2. Решение примеров с окошками на сложение и вычитание.

Ребенок отыскивает карточки с названиями частей, составляющих единое целое, и отвечает на вопросы педагога.

-Расширять активный и пассивный словарный запас.

-Развивать

мыслительные операции анализа и синтеза.

Динамическая пауза

«Игра с флажками»

Педагог предлагает ребенку

прочитать понятия на экране компьютера и определить, правильно ли подобраны части к целому, если  части подобраны правильно - поднять  зеленый флажок, ели неправильно-красный флажок.

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и выполняет задание.  

-Воспитывать интерес к занятию.

-развитие речемыслительной деятельности на лексическом материале.

5.Повторение изученного материала

 Проверка сложения.

Проверка вычитания.

Зрительная гимнастика

Педагог предлагает продолжить выполнение задания на карточках.

 Педагог предлагает ребенку на  счет  зажмуривать и открывать глаза.

Ребенок продолжает учиться находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое и вычитаемое.

Ребенок выполняет упражнение. На счет один -  ребенок зажмуривает глаза, на два  - открывает.

-Развивать

мыслительные операции анализа и синтеза.

 - Соблюдать режим охраны зрения.

6. Этап закрепления

1.Упражнение «Найди среди букв слова».

Педагог обращает внимание ребенка на карточку, предлагает ему найти среди букв слова и  подчеркнуть их, определить, компоненты какого математического действия зашифрованы.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

-Корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания.

- Проверить понимание материала.

8. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия.

Педагог задает ребенку вопросы:

- Какую тему мы разбирали на занятии?

-Что мы учились делать сегодня?

-Какие задания для тебя были сложными, а какие легкими?

-Как ты оцениваешь свою работу сегодня на занятии?

Педагог поощряет ребенка за работу.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

-Воспитывать умение оценивать свою деятельность.



Предварительный просмотр:

 ГКОУ Центр инклюзивного образования «Южный»

Конспект

индивидуального дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речемыслительной деятельности

по теме: «Проверка сложения и вычитания».

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, февраль 2016-2017 уч.год.

Конспект занятия

Цель: Повторить и закрепить навыки сложения и вычитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
  • Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать долговременную память;
  • корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  • соблюдать режим  охраны зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки за рабочим местом и назвать предметы, необходимые на занятии.

Ребенок здоровается с гостями, садится за парту, рассказывает о правилах посадки за партой и перечисляет предметы, необходимые для занятия (тетрадь, ручка).

- Организовать ребенка.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.Подготовка к изучению материала

Задание «Шифровка».

Педагог предлагает ребенку однозначные числа подчеркнуть, двузначные – обвести в кружок.

Учащийся выполняет задание.

-Развивать внимание.

4.Объявление темы и цели занятия 

Задание  «Мозаика».

Педагог предлагает ребенку соединить части мозаики так, чтобы получилась тема занятия «Проверка сложения и вычитания».

Педагог озвучивает цель занятия для ребенка.

Ребенок  выполняет задание.

Ребенок слушает учителя.

-Воспитывать интерес к занятию.

-Нацелить на осознанную работу.

-Развивать зрительное восприятие.

5. Повторение изученного материала

 Работа по теме урока.

Игра: «Неизвестное число».

1. Педагог предлагает ребенку

выбрать карточки с названиями компонентов «сложения» и «вычитания».

2. Решение примеров с окошками на сложение и вычитание.

Ребенок отыскивает карточки с названиями частей, составляющих единое целое, и отвечает на вопросы педагога.

-Расширять активный и пассивный словарный запас.

-Развивать

мыслительные операции анализа и синтеза.

Динамическая пауза

«Игра с флажками»

Педагог предлагает ребенку

прочитать понятия на экране компьютера и определить, правильно ли подобраны части к целому, если  части подобраны правильно - поднять  зеленый флажок, ели неправильно-красный флажок.

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и выполняет задание.  

-Воспитывать интерес к занятию.

-развитие речемыслительной деятельности на лексическом материале.

5.Повторение изученного материала

 Проверка сложения.

Проверка вычитания.

Зрительная гимнастика

Педагог предлагает продолжить выполнение задания на карточках.

 Педагог предлагает ребенку на  счет  зажмуривать и открывать глаза.

Ребенок продолжает учиться находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое и вычитаемое.

Ребенок выполняет упражнение. На счет один -  ребенок зажмуривает глаза, на два  - открывает.

-Развивать

мыслительные операции анализа и синтеза.

 - Соблюдать режим охраны зрения.

6. Этап закрепления

1.Упражнение «Найди среди букв слова».

Педагог обращает внимание ребенка на карточку, предлагает ему найти среди букв слова и  подчеркнуть их, определить, компоненты какого математического действия зашифрованы.

Ребенок внимательно слушает инструкцию педагога и выполняет задание.

-Корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания.

- Проверить понимание материала.

8. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с ребенком подводит итоги занятия.

Педагог задает ребенку вопросы:

- Какую тему мы разбирали на занятии?

-Что мы учились делать сегодня?

-Какие задания для тебя были сложными, а какие легкими?

-Как ты оцениваешь свою работу сегодня на занятии?

Педагог поощряет ребенка за работу.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

-Воспитывать умение оценивать свою деятельность.



Предварительный просмотр:

 ГКОУ ЦИО «Южный»

Конспект

Группового дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речемыслительной деятельности и формированию общеинтелектуальных умений

по теме: «Отношения понятий часть-целое», ЛПЗ «Десятичный состав чисел от 20 до 100»

                                                           Класс:2а

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, 2018-2019 уч. год

Конспект занятия

Цель: учить  определять часть и целое, их взаимосвязь.

Задачи:

Образовательные:

  • учить подбирать части к целому и по частям восстанавливать целое;
  • учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;
  • учить называть разряды двузначных чисел.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • развивать мыслительные операции анализа, синтеза и обобщение

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  • следить за правильной посадкой учащихся;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: карточки со словами, раздаточный материал, опорные карточки.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует учащихся и гостей.

Учащиеся  здороваются с гостями, садятся за парту.

- Организовать учащихся.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Подведение к теме занятия.

1. Упражнение

«Составь слово».

Педагог предлагает учащимся собрать из букв слова.

Одм

счыа

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы педагога.

- Корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания

-Развивать мыслительные операции

3. Объявление темы и цели занятия 

Педагог озвучивает цель занятия для учащихся:

«Сегодня на занятии мы будем учиться находить части целого».

Ученики слушают учителя.

-Воспитывать интерес к занятиям

4. Изучение нового материала

 Работа с карточками.

Педагог предлагает учащимся работу с карточками: найти слова, которые обозначают часть, целое и распределить на два столбика.

Дети выполняют задание.

-Учить подбирать части к целому и по частям восстанавливать целое.

-Расширять активный и пассивный словарный запас.

Задание:

 «Числовой ряд»

(работа у доски)

Педагог предлагает ученикам расположить числа в порядке возрастания.

34, 12, 56, 70, 65, 89, 90.

Учащиеся выслушивают инструкцию педагога и выполняют задание.  

-совершенствовать знания о

-Чередовать статические и динамические упражнения

5. Этап закрепления

1.Упражнение «Деформированный текст» (парная работа).

Учащиеся разбиваются на пары. Педагог раздаёт карточки с заданиями и предлагает установить последовательность предложений в тексте.

Учащиеся выполняют задание.

-Закреплять умение восстанавливать текст по частям.

*2.  Задание на компьютере « Что сначала, что потом».

Педагог предлагает учащимся определить в предложениях временную цепочку (что сначала, что потом).  При затруднении педагог оказывает помощь.

Учащиеся выполняют задание (заполняют пропуски).

-Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

*3 Игра «Кто быстрее?»

Педагог предлагает учащимися подчеркнуть в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.

Ученики выполняют задание.

-Совершенствование навыка счета.

6. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с учащимися подводит итоги занятия.

Вопросы:

-Что мы учились делать сегодня?

-Какие задания были сложными, а какие легкими?

Ученики отвечают на вопросы педагога, оценивают свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

-Воспитывать умение оценивать свою деятельность.

*Под звездочкой дополнительные задания.



Предварительный просмотр:

 ГКОУ ЦИО «Южный»

Конспект

Группового дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речемыслительной деятельности и формированию общеинтелектуальных умений

по теме: «Отношения последовательности между понятиями (на математическом и лексическом материале»).

                                                           Класс:4б

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, 13.02.19г.

Конспект занятия

Цель: учить выстраивать временные цепочки, понимать взаимосвязи  временных единиц.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать  знаний о нумерации многозначных чисел;
  • закрепить знания о разрядах многозначных чисел;
  • учить составлять предложения из набора слов;
  • учить определять последовательность предложений в тексе.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • развивать мыслительные операции анализа, синтеза и обобщение

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • способствовать воспитанию навыков самоконтроля и самопроверки

Здоровьесберегающие:

  • следить за правильной посадкой учащихся;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: карточки со словами, раздаточный материал, опорные карточки.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует учащихся и гостей.

Учащиеся  здороваются с гостями, садятся за парту.

- Организовать учащихся.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Подведение к теме занятия.

1. Упражнение

«Спрятанные слова».

Педагог предлагает учащимся среди букв найти слова и подчеркнуть их.

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы педагога.

- Корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания

3. Объявление темы и цели занятия 

Педагог озвучивает цель занятия для учащихся:

«Сегодня на занятии мы будем повторять нумерацию многозначных чисел, будем учиться устанавливать последовательность слов в предложении, предложений в тексте ».

Ученики слушают учителя.

-Воспитывать интерес к занятиям

4. Закрепление и обобщение пройденного материала

 1. Работа с карточками (у доски).

Педагог предлагает учащимся из мешочка достать свертки бумаги:

-Прочитать число

-Написать на доске число

-Вспомнить разряды чисел

Дети выполняют задание.

-Учить читать, записывать, многозначные числа;

- закрепить знания о разрядах многозначных чисел;

2. «Числовой ряд» (задание на карточках)

Педагог предлагает ученикам расположить числа в порядке возрастания

Учащиеся выслушивают инструкцию педагога и выполняют задание.  

- Систематизировать  знаний о нумерации многозначных чисел.

3.Упражнение «Деформированные предложения.

Педагог раздаёт карточки со словами и предлагает установить последовательность слов в предложении, в случае затруднения оказывает помощь.

Учащиеся выполняют задание.

-Закреплять умение составлять предложения из набора слов.

4. Динамическая пауза

Игра «Постройся».

Педагог раздает учащимся карточки с многозначными числами и предлагает выстроиться в порядке возрастания, убывания чисел

Учащиеся выполняют задание.

-Чередовать статические и динамические упражнения;

5.  Задание «Деформированный текст»

Педагог предлагает учащимся составить рассказ из предложений.

Учащиеся выполняют задание (восстанавливают последовательность предложений в тексте).

-Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

6. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с учащимися подводит итоги занятия.

Вопросы:

-Что мы учились делать сегодня?

-Какие задания были сложными, а какие легкими?

Ученики отвечают на вопросы педагога, оценивают свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

-Воспитывать умение оценивать свою деятельность.

*Под звездочкой дополнительные задания.



Предварительный просмотр:

 ГКОУ ЦИО «Южный»

Конспект

Группового дефектологического

коррекционно-развивающего занятия

по развитию речемыслительной деятельности

по теме: «Понятия общие и частные: конкретизация понятий».

                                                           Класс:2б

                                                                         Составитель:

                                                                                    учитель-дефектолог

                                                                               Герасимова Н.Е.

Москва, 2017-2018 уч. год

Конспект занятия

Цель: учить  распределять слова на группы и понимать, что слова могут выступать в роли общих или частных, в зависимости от лексического окружения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить определять значение слов;
  • учить распределять слова на общие, частные и промежуточные.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать пространственное восприятие;
  • корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания;
  • расширять активный и пассивный словарный запас;
  • развивать мыслительные операции обобщения, классификации.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  • следить за правильной посадкой учащихся;
  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: карточки со словами, с названием темы, раздаточный материал, мячи, опорные карточки.

Ход занятия

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный

этап

Педагог приветствует учащихся и гостей.

Учащиеся  здороваются с гостями, садятся за парту, рассказывают о правилах посадки за партой.

- Организовать учащихся.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2. Повторение изученного и подведение к теме занятия.

1. Игра «Зайчик».

Педагог предлагает учащимся проследить по шахматной доске и прочитать слова.

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы педагога.

-Проверить уровень усвоения изученного материала.

-Развивать пространственное восприятие

3. Объявление темы и цели занятия 

Педагог озвучивает цель занятия для учащихся:

«Сегодня на занятии мы будем учиться распределять слова на три группы: общие, промежуточные и частные».

Ученики слушают учителя.

-Воспитывать интерес к занятию.

4. Изучение нового материала

 Работа с карточками у доски.

Педагог предлагает учащимся работу с карточками:  выбрать карточки со словами и распределить на три группы: общие, промежуточные, частные (от самого общего слова к самому частному), при затруднении педагог оказывает помощь.

Пример:

Рыба – хищная рыба-акула

Дети выполняют задание.

-Учить распределять слова на общие, частные и промежуточные.

-Расширять активный и пассивный словарный запас.

-Развивать

мыслительные  операции обобщения и классификации.

-Чередовать статические и динамические  упражнения.

Динамическая пауза

«Игра с сигнальными карточками»

Педагог предлагает ученикам определить, правильно ли подобраны частные слова к общему, если  частные слова подобраны правильно - поднять  зеленый мяч, ели неправильно-красный мяч.

Водоем – река

Осадки- зима

Фигура-квадрат

Дерево-роза

Учащиеся выслушивают инструкцию педагога и выполняют задание.  

-Проверить понимание  материала.

-Воспитывать интерес к занятию.

5. Этап закрепления

1.Упражнение «Грамматическая арифметика» (парная работа).

Учащиеся разбиваются на пары. Педагог раздаёт карточки с заданиями и предлагает решить грамматическую арифметику.

ОА-А+ДИ-И+Е+ЖЖДА-Ж

МНЕ-НЕ+ЕИ-И+СЯЧ-Ч+Ц

КАО-А+ВАРО-ВА+ВА

Учащиеся расшифровывают слова.

-Корригировать произвольность, концентрацию и устойчивость внимания.

- -Закреплять умение восстанавливать по частям целое.

2.  Задание на карточках «Заполни таблицу».

Педагог предлагает учащимся заполнить таблицу.  При затруднении педагог оказывает помощь.

Учащиеся выполняют задание (заполняют пропуски).

-Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

*3. Задание на карточках «Классификация чисел» (парная работа)

Педагог предлагает ученикам  разделить карточки с числами на две группы: круглые – не круглые, двузначные-однозначные числа.

Учащиеся выполняют задания. В случае затруднения педагог оказывает помощь

-Развивать мышление.

6. Подведение итогов  и

оценка деятельности ребенка.

Педагог вместе с учащимися подводит итоги занятия.

Вопросы:

- Какую тему мы разбирали на занятии?

-Что мы учились делать сегодня?

-Какие задания были сложными, а какие легкими?

-Как вы оцениваете свою работу сегодня на занятии?

Ученики отвечают на вопросы педагога, оценивают свою деятельность.

-Подвести итог деятельности  на занятии.

-Воспитывать умение оценивать свою деятельность.

*Под звездочкой дополнительные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...