дополнительная образовательная программа " Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Деревянская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
директор МОУ «СОШ» с. Деревянск
____________ М.В.Мишарина
Дополнительная образовательная программа
Школа будущего первоклассника
«АБВГДейка»
Составитель: Тюрнина Валентина Ивановна
Срок реализации: 1 год
Целевая группа: 6-6,5 лет
2014-2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.
2. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.
3. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.
Основные формы развивающей работы: психологические уроки ,(т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются различные задания и упражнения , направленные на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Задачи программы:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные направления программы:
1. Снятие психологического стресса перед школой;
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
3. Развитие речи и мелкой моторики руки.
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте. 5. Развитие элементарных математических представлений.
Сроки реализации: ноябрь-апрель 2014 – 2015 г.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников
«Школа будущего первоклассника»:
1. Продолжительность обучения составляет 20 занятий (ноябрь– апрель)
2. Режим занятий: 2 раза в месяц через субботу; 1раз в неделю – 2 занятия по 40 минут с 10 -ти минутным активным отдыхом между занятиями.
Пользователи основных мероприятий программы: дети 6-летнего возраста.
Работа с родителями будущих первоклассников.
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организиции лекций и консультаций для родителей задействованы учитель начальной школы, школьный психолог, завуч по учебной работе.
- Лекция «Родитель – это профессия».
- Консультация психолога «Ваш ребенок пошёл в школу».
- Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».
- Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании».
Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога каждую субботу.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
2. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
3. Формирование его готовности к систематическому обучению
Методы и формы организации деятельности.
Методы
- Игровой
- Диалоговый
- Частично вопросно-поисковый
- Метод театрализации
Формы
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Коллективная
Методические особенности занятий:
- Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию
- Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.
Каждый день разбит на два занятия по 35-40 минут каждое. Занятия носят интегрированный характер, и включает в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.
Примерный тематический план занятий с дошкольниками.
1 день. «Знакомство..»
Развитие речи. Развитие речи, внимания и двигательной памяти. Правила приветствия. Игра «Именной паровозик».
Письмо. Развитие мелкой моторики руки.
Математика. Моделирование. Счет порядковый и количественный.
2 день. «Репка.»
Письмо. Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики.
Развитие речи. Развитие умения слышать звуки и называть их. Игра «Возьмём не возьмём».
Математика. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел.
3 день. «В гостях у репки.» Развитие речи. Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти, быстрой реакции, внимания, пространственной ориентировки, мышления.
Развитие мелкой моторики руки. Правила этикета.
4 день. «Школа. Школьные принадлежности.»
Письмо. Развитие пространственной ориентировки, внимания, мышления.
Математика. Сравнение предметов, уравнивание, количественный и порядковый счет.
Развитие речи. Развитие речи. Рассказывание сказки.
5 день. Времена года
Развитие речи. Определение количества звуков. Автоматизация звуков.
Математика. Решение примеров вида +1,–1, стихотворных задач.
Письмо. Развитие пространственных отношений, мышления, слуховой и двигательной памяти. Постановка руки.
6 день. Дни недели
7 день. Временные представления.
Математика. Сравнение групп предметов и уравнивание, закрепление знаний свойств геометрических фигур.
Письмо. Развитие пространственной ориентировки, мышления, внимания, речи. Постановка руки. Графический диктант.
8 день. «АБВГДейка.»
Математика. Решение задач. Постановка руки. Узоры по клеточкам.
Письмо. Развитие тактильной памяти, двигательной памяти, мышления, внимания, пространственной ориентировки.
Развитие речи.
9 день. «Правила дорожного движения.»
Математика. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел. Состав чисел. Игра «На улице».
Письмо. Развитие мышления, пространственной ориентировки, внимания.
Развитие речи. Развитие речи. Развитие словесно-логической памяти. Постановка руки.
10 день. «Смотр знаний. Дружба крепкая…»
Математика. Прямой и обратный счет, решение примеров, состав чисел.
Развитие речи. Развитие словесно-логической памяти, зрительной памяти, мышления.
Письмо. Постановка руки. Игра «Паутинка».
Примерное занятие «Временные представления»
Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.
Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.
Ход занятия
1.Цветодиагностика. «Выбери звёздочку»
*Беседа на тему: «Чем занимаемся от подъёма до отбоя».
Просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем, идём в школу – утром (красный квадрат).
Заканчиваются уроки, гуляем, готовим уроки, обедаем – днём (жёлтый квадрат)
Играем, ужинаем, готовимся ко сну – вечером (синий квадрат)
Спим, видим сны – ночью (чёрный квадрат). Выкладываем квадраты по мере выяснения событий.
*Игра « Покажи как я».
Руки вниз, в стороны – утро (солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит), руки вниз, в стороны – вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.
*Игра с мячом.
Ведущий бросает мяч, называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.
*Итог занятия.
Цветодиагностика.
Выбери звёздочку.
Почему выбрал именно эту?
Что понравилось больше всего?
Почему?
Планируемые результаты
-В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
-учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
-привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней
-готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу
-ребенок получает всестороннее развитие
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
2. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
3. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
4. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
8. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»
Цель программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...
Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника
Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий....
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего ученика"
Данная программа, в первую очередь, предназначена для учителей начальных классов, набирающих первый класс.Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, прак...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
Программа рассчитана на ускоренный курс ( 10 занятий)...
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника"
quot;По дорожке в первый класс"...