дополнительная образовательная программа " Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (1 класс) на тему

Тюрнина Валентина Ивановна

подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp_abvgd.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Деревянская средняя общеобразовательная школа»

                   Утверждаю

                   директор МОУ «СОШ» с. Деревянск

                    ____________ М.В.Мишарина

Дополнительная образовательная программа

Школа будущего первоклассника

«АБВГДейка»

Составитель: Тюрнина Валентина Ивановна

Срок реализации: 1 год

Целевая группа: 6-6,5 лет

2014-2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.

2. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.

3. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.

Основные формы развивающей работы: психологические уроки ,(т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются  различные задания и упражнения , направленные  на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

 Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

 Задачи программы:

1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;                                          

2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;                                                                                                                                                            

3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Основные направления программы:                                                                                                        

1. Снятие психологического стресса перед школой;                                                                                  

2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;                                                                                            

3. Развитие речи и мелкой моторики руки.                                                                                                          

4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.                             5. Развитие элементарных математических представлений.                                                                                                      

 

 Сроки реализации: ноябрь-апрель 2014 – 2015 г.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников

«Школа будущего первоклассника»:

 

1. Продолжительность обучения составляет  20 занятий (ноябрь– апрель)

2. Режим занятий: 2 раза в месяц через субботу; 1раз  в неделю –  2 занятия  по 40 минут с 10 -ти минутным активным отдыхом между занятиями.                                                                                                                                          

 Пользователи основных мероприятий программы: дети 6-летнего возраста.

Работа с родителями будущих первоклассников.

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.  Цель  работы с родителями: организация всеобуча родителей  по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организиции лекций  и консультаций для родителей задействованы учитель начальной школы, школьный психолог, завуч по учебной работе.

  1. Лекция «Родитель – это профессия».
  2. Консультация психолога  «Ваш ребенок пошёл в школу».
  3. Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».
  4. Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании».

Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога  каждую субботу.

Ожидаемые результаты:                                                                                                                              

1. Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.                                      

2. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.                                                              

3.  Формирование его готовности к систематическому обучению

Методы и формы организации деятельности.

        Методы

  • Игровой
  • Диалоговый
  • Частично вопросно-поисковый
  • Метод театрализации

           Формы

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Коллективная

           Методические особенности занятий:

  • Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию
  • Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует   процесс общения через систему поставленных вопросов.

Каждый день разбит на два занятия по 35-40  минут каждое. Занятия носят интегрированный характер, и включает в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.

Примерный тематический план занятий с дошкольниками.

1 день. «Знакомство.

Развитие речи. Развитие речи, внимания и двигательной памяти. Правила приветствия. Игра «Именной паровозик».

Письмо. Развитие мелкой моторики руки.

Математика. Моделирование. Счет порядковый и количественный.

2 день. «Репка

Письмо. Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики.

Развитие речи. Развитие умения слышать звуки и называть их. Игра «Возьмём не возьмём».

Математика. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел.

3 день. «В гостях у репки.» Развитие речи. Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти, быстрой реакции, внимания, пространственной ориентировки, мышления.

Развитие мелкой моторики руки. Правила этикета.

4 день. «Школа. Школьные принадлежности.»

Письмо. Развитие пространственной ориентировки, внимания, мышления.

Математика. Сравнение предметов, уравнивание, количественный и порядковый счет.

Развитие речи.  Развитие речи. Рассказывание сказки.

5 день. Времена года

 Развитие речи. Определение количества звуков. Автоматизация звуков.

Математика. Решение примеров вида +1,–1, стихотворных задач.

Письмо. Развитие пространственных отношений, мышления, слуховой и двигательной памяти. Постановка руки.

6 день. Дни недели

7 день. Временные представления.

Математика. Сравнение групп предметов и уравнивание, закрепление знаний свойств геометрических фигур.

Письмо. Развитие пространственной ориентировки, мышления, внимания, речи. Постановка руки. Графический диктант.

8 день. «АБВГДейка.»

Математика. Решение задач. Постановка руки. Узоры по клеточкам.

Письмо. Развитие тактильной памяти, двигательной памяти, мышления, внимания, пространственной ориентировки.

Развитие речи.

9 день. «Правила дорожного движения.»

Математика. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел. Состав чисел. Игра «На улице».

Письмо. Развитие мышления, пространственной ориентировки, внимания.

Развитие речи. Развитие речи. Развитие словесно-логической памяти. Постановка руки.

10 день. «Смотр знаний. Дружба крепкая…»

Математика. Прямой и обратный счет, решение примеров, состав чисел.

Развитие речи. Развитие словесно-логической памяти, зрительной памяти, мышления.

Письмо. Постановка руки. Игра «Паутинка».

Примерное занятие «Временные представления»

Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.

Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.

Ход занятия

1.Цветодиагностика. «Выбери звёздочку» 

*Беседа на тему: «Чем занимаемся от подъёма до отбоя». 

Просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем, идём в школу – утром (красный квадрат).

Заканчиваются уроки, гуляем, готовим уроки, обедаем – днём (жёлтый квадрат)

Играем, ужинаем, готовимся ко сну – вечером (синий квадрат)
Спим, видим сны – ночью (чёрный квадрат). Выкладываем квадраты по мере выяснения событий.

*Игра « Покажи как я».

Руки вниз, в стороны – утро (солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит), руки вниз, в стороны – вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.

*Игра  с мячом.

Ведущий бросает мяч, называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.

*Итог занятия.

Цветодиагностика.

Выбери звёздочку.

Почему выбрал именно эту?

Что понравилось больше всего?

Почему?

Планируемые результаты

-В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор

-учатся общаться  друг с другом, работать в парах и группах

-привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней

-готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу

-ребенок  получает всестороннее развитие

Литература:

 1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

2.  Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

3.  Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

4.  Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

5.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

6.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

7.  Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

8.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Цель  программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у  ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...

Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника

Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий....

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего ученика"

Данная программа, в первую очередь, предназначена для учителей начальных классов, набирающих первый класс.Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, прак...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»

Программа рассчитана на ускоренный курс ( 10 занятий)...