«Формирование любознательности через активизацию деятельности учащихся в процессе обучения».
статья (3 класс) на тему
Педагоги могут самостоятельно выбирать методы и средства обучения. Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь, не утратили интереса в учёбе, не потеряв веру в себя. Учитель должен помочь каждому ученику проявить себя и развивать свою индивидуальность на уроке
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов,
учить маленького человека чувствовать человека»
С. Соловейчик.
Оставить след… крошечку своей души… частицу сердца в каждом, кто был рядом. В этом и заключается моё педагогическое кредо, моя педагогическая позиция, моё педагогическое счастье.
В современных условиях изменяется содержание деятельности учителя начальной школы. Педагоги могут самостоятельно выбирать методы и средства обучения. Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь, не утратили интереса в учёбе, не потеряв веру в себя. Учитель должен помочь каждому ученику проявить себя и развивать свою индивидуальность на уроке. В профессиональной деятельности учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны. Я третий год работаю по реализации ФГОС, подробно изучила концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель научить детей учиться - актуальна и сейчас. Поэтому я для себя определила проблему: «Формирование любознательности через активизацию деятельности учащихся в процессе обучения».
Цель работы над проблемой:
- Научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.
Задачи работы заключаются в следующем:
- развивать творческий потенциал у учащихся
( особое внимание уделять таким качествам как активность, любознательность, фантазия.)
- воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- создавать ситуации успеха;
Работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МБОУ СОШ №3 с 1981 года. Условия, созданные для моей работы, отвечают требованиям современного образования. В кабинете есть всё необходимое для осуществления моей педагогической деятельности и решения поставленных задач. Кабинет оснащён техническими средствами (компьютер, телевизор), новой мебелью. Собран дидактический, раздаточный материал, тесты, карточки, слоговые таблицы (на каждого ученика), плакаты, тетради на печатной основе. Работаю по учебно- методическому комплекту для начальной школы « Школа России», по авторским программам: русский язык по программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкий; математика - по программе М.И. Моро; литературное чтение - по программе Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого; окружающий мир – по программе А.А. Плешакова. УМК « Школа России» - современный развивающийся учебно - методический комплект. Данному УМК присуще такие качества как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому. К педагогической деятельности отношусь добросовестно и творчески. В своей работе широко применяю элементы инновационных педагогических технологий:
- Развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Гуманно-личностный технологии Ш.А. Амонашвили.
- Методики дифференцированного обучения младших школьников.
Применение различных приёмов, методов и форм обучения позволили мне получить стабильные результаты.
2009 – 2010 учебный год 4 класс | 2011 – 2012 учебный год 2 класс | 2012 – 2013 учебный год 3 класс | |
Общая успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Успешность | 58% | 70% | 1 четверть 72% |
Всю работу строю на основе сочетания индивидуальной, групповой, парной и фронтальной форм организации деятельности школьников. Провожу такие уроки, которые развивают познавательную активность учащихся, побуждают к открытию нового знания, исследованию проблемы урока: вводный; обобщающие уроки; интегрированные уроки ( русский язык – чтение, рисование – чтение, математика – окружающий мир); урок-игра; урок-зачёт; урок-путешествие; уроки-творчества; урок - исследования. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим самого себя. Стараюсь использовать современные технологии обучения. В процессе обучения используются CD – диски, видеофильмы. Практикую проведение уроков с использованием ИКТ и Интернет ресурсов. Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, на зачётах, контрольных и практических занятиях. Для достижения цели своей работы различные технологии, представляю это в виде таблицы:
Название | Особенности | Ведущий метод | Формы работы |
Игровые технологии | Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения | Игра | Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки. |
Коммуникативные технологии | Активное взаимодействие всех участников учебного процесса с привлечением разных источников информации | Общение | Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы |
Исследовательские технологии | Обучение через «открытие» | Проблемное обучение, метод проектов | Экологические задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия, опыт, исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации. |
Информационно – коммуникативные технологии | Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий | Контроль | Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания. |
Здоровьесберегающие технологии | Направленность на потребность здорового образа жизни. | Укрепление здоровья | Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы. |
Большое внимание уделяю своему профессиональному росту.
(Приложение №1)
Год | Тема | Количество часов |
2010 г. | «Актуальные направления начального образования в условиях перехода на стандарты нового поколения». | 72 часа |
2011 г. | «Введение в информационные образовательные технологии 21 века». | 24 часа |
В своей педагогической деятельности я также использую следующие формы итогового контроля:
- контрольные работы с использованием КИМов (тестовые задания);
- проведение итогового контроля с использованием элементов театрализации, ролевых игр;
- компьютерные игровые тестирования по русскому языку, математике, по чтению и по ознакомлению с использованием программы «Новейший справочник школьника 1-4 классы».
Основной организационной формой в развивающем обучении остаётся урочное занятие. Эффективность таких занятий оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего образования или типичных свойств методической системы.
Изучение курса начального звена – процесс раскрытия содержания ведущих понятий по изучаемым предметам на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение учебных задач. Главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения; в индивидуальном темпе в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки.
Для реализации целостного воздействия учебного процесса на развитие ребёнка мною применяются следующие приёмы, формы и виды учебных заданий:
- опорные листы учат сопоставлять, интерпретировать, осознавать и рефлектировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;
- постеры (тесты в картинках) учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность;
- найти лишнее и дай объяснение своему выбору. Данное задание учит сравнивать и систематизировать имеющиеся знания;
- «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями, которое направлено на развитие мышления.
- упражнение «Редактор» учит преобразовывать текст, осуществлять цепь суждений и формировать самоанализ (найти смысловую ошибку в тематическом тексте, составить текст с биологическими ошибками);
- «Решить» биологическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.
- найти сходство или различия. Данная форма используется для работы с понятиями, моделями, объектами, помогает раскрыть смысл усвоенных знаний, умений и навыков.
- «Соотнести факты и понятия» - задание помогает классифицировать факты, соотнести их с обобщающим словом, вынуждает учащегося конструировать или вспоминать реальные образы.
- идеограммы. Они обеспечивают развитие ассоциативной памяти и способствуют прочному сохранению знаний.
- составление презентаций по заданному алгоритму или самостоятельно;
- сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт. Перспективность данного опыта связана с осознанием новизны, с возможностью практического применения полученных результатов в массовой школе.
Вхожу в творческую группу школы по разработке программ по всем курсам начальной школы по реализации ФГОС:
- Рабочие программы начальной школы.
- Проекты и конспекты уроков для 1-4 классов.
- Системы тестов, контрольных работ, листов контроля и оценки знаний.
- Инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся.
Основным средством овладения учебными знаниями в школе всегда являлся учебник. Он формирует основные обучающиеся функции. Учебник – главное звено в жизни ученика и учителя. Сегодня важно иметь хороший учебник, но его сложно выбрать из среды множества печатных изданий, которые предлагают издатели. В качестве дополнительного учебного материала у меня под рукой всегда альтернативные учебно-методические пособия, справочная литература.
Ежегодно вовлекаю детей к участию в конкурсах различного уровня. По мере взросления мои ученики пробуют свои силы в таких известных конкурсах как « Кенгуру», « Русский медвежонок». достижения учеников фиксируем в их портфелях достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения
Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...
Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...
Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова.
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова....
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова. Презентация.
Педагогический проект по теме " Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова"...