Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС
статья на тему
Cистема оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них универсальных учебных действий.
Все мы знаем, что по требованиям ФГОС три группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные подлежат оценке. При этом личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД, содержание которых регулируется по классам.
Оценка предметных результатов-это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В статье рассказываю, как я провожу оценивание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС
Изучив материал по системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, я выделила для себя следующее: система оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование у них универсальных учебных действий
Все мы знаем, что по требованиям ФГОС три группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные подлежат оценке. При этом личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД, содержание которых регулируется по классам.
Оценка предметных результатов-это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Оценочную деятельность я строю на основе следующих принципов:
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным. Эти критерии прописаны в программе школы. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии должны быть однозначными и четкими.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
В системе оценивания в начальной школе используется:
преимущественно внутренняя оценка-это оценка самой школы (учителя, ребенка, школьного психолога);
внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами.
Использую три вида оценивания:
стартовая диагностика. Осуществляется в начале года или перед изучением новых крупных разделов;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебной четверти и учебного года.
В текущем оценивании я использую следующие методы:
наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся:
устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые задания, доклад, изложение, творческая работа.
Формирование учебного действия оценки –необходимое условие становления полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки-это способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отличать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в форме «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»
С самооценки начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому в своей работе одной из главных задач я ставлю формирование у детей умения оценивать результат своей учебной деятельности.
В 1 классе на уроках мы оценивали свой результат при помощи дневников программы «Школа 2100». В данных дневниках используется методика светофора.
Красный цвет- Урок полезен, всё понятно!
Желтый- - Лишь кое-что чуть –чуть неясно!
Красный- Ещё придётся потрудиться, да, трудно всё-таки учиться!
Я даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок или показать доволен ты своей работой или нет.
Так как перехожу на «Школу России» планирую перейти на «волшебные линеечки», предложенные Г.А. Цукерманном. С предыдущими классами я их уже использовала. Инструментом оценивания выступает линеечка-вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень знаний и умений знаком х. Эту самооценку потом можно сравнить с оценками, данными ученику его одноклассниками и учителем. Я отмечаю на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней. Тогда она обводится кружком.
Также мои ученики осваивают алгоритм самооценки.
Я получил задание… (учимся вспоминать цель работы)
Какова была цель задания? (учимся сравнивать результат с целью)
Удалось получить результат?
Правильно выполнил или с ошибкой? (учимся находить и признавать ошибки)
Самостоятельно выполнил или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки и определяет отметку.
Во 2 классе я предлагаю записать слова с изученными орфограммами. После записи слов мы выбираем критерий, по которому можно оценить работу. Дети предлагают варианты: я умею писать слова, я записываю слова аккуратно, я умею писать слова с орфограммами. После обсуждения мы выбираем критерий «я умею писать слова с орфограммами». Дети чертят шкалу. Затем я подвожу детей к тому, чтобы оценить работу по каждой орфограмме отдельно.
Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля. Ученик не только выполняет определенные действия, которые приводят к конечной цели, но и оценивает, насколько эти действия были верны.
Иногда на уроках я использую поурочный лист учета знаний-таблицу, в которой указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки.
В листе учета может быть несколько отметок, полученных учащимися в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок.
Одним из важных умений, способствующих успешному освоению предметного содержания является умение читать. Для фиксирования результатов я использую таблицу, в которой отражены способ чтения, правильность чтения, темп, выразительность, сознательность. Таблица позволяет иметь представление о состоянии каждого критерия в целом по классу и у каждого ученика.
Опять же вернусь к тем хорошим дневникам, в которых в качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года приготовлены оценочные листы. В нем отражаются уровни овладения ключевыми умениями по предмету. Здесь ребенок оценивает себя сам, оценивает родитель и учитель. Планирую многое из этих дневников взять отдельными оценочными листами.
Итоговое оценивание на конец учебного года мы проводим с помощью итоговых проверочных работ по предметам и комплексной работы на межпредметной основе.
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, доклады, сообщения, листы достижений и т.д.
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей работы.
Оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Ведь незнание- это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Ведь младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается в случае неудачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....