Рабочая программа «Как хорошо уметь читать» (старший дошкольный возраст)
рабочая программа на тему
Рабочая программа «Как хорошо уметь читать!»» для детей 5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Д.Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению).
- Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
Данная программа включает:
- раздел «Грамота»и является одним из направлений решения образовательной области «Речевое развитие».
Программа рассчитана на: 36 периодов в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 20 минут.
Цель программы: общеречевое развитие, развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: «звук», "слог", «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 67.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п. Пурпе
Утверждено:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Березка» п.Пурпе
______________ М.Н.Вохмякова
Рабочая программа
«Как хорошо уметь читать»
(старший дошкольный возраст)
Составила: воспитатель 1 кв. категории
Плотникова Татьяна Егоровна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Как хорошо уметь читать!»» для детей 5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Д.Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать» (обучение дошкольников чтению).
- Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
Данная программа включает:
- раздел «Грамота»
и является одним из направлений решения образовательной области «Речевое развитие».
Программа рассчитана на: 36 периодов в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 20 минут.
Цель программы: общеречевое развитие, развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: «звук», "слог", «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Особенности организации образовательного процесса
Особенностью
Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непосредственно образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждую непосредственно организованную деятельность включена физкультминутка продолжительностью 3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Кроме того, некоторые виды разделов программы дают возможность реализовать как часть непосредственно образовательной деятельности и национально-региональный компонент.
Формы работы с детьми
Формы работы | Средства и технологии |
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми | Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. Слушание и обсуждение народных песенок, авторских сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности. Просмотр и обсуждение мультфильмов, телепередач. Викторины, сочинение загадок. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Художественная литература, электронная библиотека, сюжетные и предметные картинки, мультимедийные презентации, энциклопедии. |
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, с детьми; обсуждение (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), разговоры с детьми, ситуации общения в ходе режимных моментов, в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке, о событиях из личного опыта, разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц, сочинение загадок |
Самостоятельная деятельность детей | Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок. |
Образовательная деятельность в семье | Речевые игры, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, игры – драматизации, совместные семейные проекты, разучивание скороговорок, чистоговорок |
Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непосредственно образовательная деятельность в организованных видах деятельности.
Сопутствующие формы обучения:
- Совместная деятельность педагога с детьми – беседы в течение дня общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.
- Постоянное проведение наблюдений за состоянием погоды, за погодными и природными явлениями, сезонными изменениями в природе и т.д.
- Экспериментирование: с различными материалами, с водой, снегом, воздухом и т.д.
- Экскурсии.
- Создание различных макетов, коллекций, панно, альбомов и т.д.
- Чтение различной познавательной литературы.
Распределение учебного материала по разделам
Раздел | Программное содержание |
Грамота | Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. |
Тематический план
Грамота
№ п/п | Тема (раздел) | Количество НОД | В том числе: практической НОД |
1. | «Как хорошо уметь читать». | 1 | 1 |
2. | «Конструируем буквы». | 1 | 1 |
3. | «Угадай звук». | 1 | 1 |
4. | «Посмотри на колесо и увидишь букву О». | 1 | 1 |
5. | «Дружно маме помогаем». | 1 | 1 |
6. | «Угадай знакомые звуки». | 1 | 1 |
7. | «Села мышка в уголок, съела бублика кусок». | 1 | 1 |
8. | «Буква хохотушка». | 1 | 1 |
9. | «Пишут утки на реке». | 1 | 1 |
10. | «Песенка ветра». | 1 | 1 |
11. | «Смешные слова». | 1 | 1 |
12. | «Кто в теремочке живет». | 1 | 1 |
13. | «Красивая кукла Луша». | 1 | 1 |
14. | «Разные слова». | 1 | 1 |
15. | «А бедняжка буквы Ы с палочкой, увы!». | 1 | 1 |
16. | «Разрезная азбука». | 1 | 1 |
17. | «Складушки». | 1 | 1 |
18. | «На что похожа буква». | 1 | 1 |
19. | «Имена людей». | 1 | 1 |
20. | «Вез корабль карамель…». | 1 | 1 |
21. | «Петрушка – веселая игрушка». | 1 | 1 |
22. | «Вот и Бобик к нам пришел». | 1 | 1 |
23. | «Волшебные шарики». | 1 | 1 |
24. | «Складушки». | 1 | 1 |
25. | «Загадки-шутки». | 1 | 1 |
26. | «Игра «Складушки» и «Тысячеслов». | 1 | 1 |
27. | «Составление слов» (Бондаренко стр.428). | 1 | 1 |
28. | «Составляем слова». | 1 | 1 |
29. | «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» | 1 | 1 |
30. | «Конструирование буквы З». | 1 | 1 |
31. | «Как хорошо уметь читать!» | 1 | 1 |
32. | «Как звук заблудился». | 1 | 1 |
33. | «Какие слова спрятались». | 1 | 1 |
34. | «Конструирование букв». | 1 | 1 |
35. | В гости букве Ж». | 1 | 1 |
36. | «Грамоте учиться - всегда пригодиться». | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 36 |
Требования к результатам освоения компонента образовательной области воспитанниками
Воспитанник должен | Разделы программы |
Знать | - Знает, что звуки бывают гласными, согласными (твердыми и мягкими). - Знает, что речь состоит из предложений, слов, звуков. |
Уметь | - Умеет употреблять термины «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный»; - Умеет составлять схему звукового состава слова с помощью фишек. - Умеет членить предложение на слова, из ряда слов составлять предложения; - Умеет называть слова с заданными звуками; - Умеет проводить звуковой анализ трех – и четырехзвуковых слов; - Умеет делить слова на слоги, выделять из слогов звуки. |
Иметь представления | - Имеет представление об ударении. |
Диагностическая непосредственно образовательная деятельность проводится два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, опираясь на промежуточные результаты освоения программы, во время непосредственно образовательной деятельности, и во время свободной самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по разделу «Подготовка к обучению грамоте» определяется по трем уровням:
Высокий - 2 (ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.)
Средний - 1 (ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания)
Низкий - 0 (ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания.)
Диагностические задания. (сентябрь)
Задание 1. В гости к ребятам пришел Лунтик. Лунтик принес картинки с трудными словами. Он никак не может научится их правильно произносить. Помоги ему. Когда услышишь правильное название того, что изображено на картинке, хлопни в ладоши.
Баман, паман, банан, банам, ваван, банан, даван, ванан, банан.
Тиван, дифан, диван, дивам, диман, миван, диван, лифан, живан, диван.
Покажи на картинке предметы: суп, зуб, ворота, ворона, мышка, мишка, коза, коса (определение уровня развития фонематического слуха и восприятия).
Задание 2.Лунтик попросил выделить первый звук в словах: сок, нос, луна, школа (Вычленение первого звука в слове).
Задание 3. Хлопни в ладоши, если услышишь, что Лунтик произносит звук, и топни ногой, если услышишь, что Лунтик произносит слово: а, р, дом, п, рука, зонт, ш, л, н (Различение понятий «слово» и «звук»).
Диагностические задания (май)
Задание 1. В гости к ребятам пришел Лунтик. Он знает, что есть звуки, которые можно пропеть и громко прокричать, а есть звуки, которые не поются и не кричатся. Но он все время их путает. Помоги ему.Покажи красный кружок, если я произнесу поющий звук, а синий, если произнесу не поющий звук: [т], [а], [о], [к], [и], [д], [у]. Хлопни в ладоши, в каких словах слышится песенка паровоза (у-у-у-у): Лук, мак, Лунтик, домик, дудка, сапог, муха. Произнеси слова так, чтобы в них была слышна песенка «насоса» (с-с-с-с): сова, сумка, носки, нос, пес (Различение гласных и согласных звуков).
Задание 2.Лунтик любит произносить короткие слова и совсем не любит произносить длинные слова. Его попросили повторить короткие слова, но одно оказалось длинное. Отгадай, какое это слово? Кот, лис, стол, мак, барабан, крот (Владеет средствами звукового анализа слов).
Задание 3. Выделить первый и последний звуки в словах:Угол – мухи – мышка;
Назвать все звуки в слове по порядку: Рыба – жабы – котик - волк (Определение места звука в слове).
Диагностическая карта по обучению грамоте (старшая группа)
Ф.И. ребенка | Сентябрь | Май | |||||||||
Уровень развития фонематического слуха и восприятия | Вычленяет первый звук в слове | Различает понятия «слово» и «звук» | Средний балл | Уровень | Владеет средствами звукового анализа слов | Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гл. – согл.) | Определяет место звука в слове | Средний балл | Уровень | ||
Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту
образовательной области «Грамота»
Месяц | Дата проведения | № п/п | Тема, форма проведения | Цель | Содержание | Средства обучения | |||
план | факт | Краткий ход | Компонент ДОУ | Национально-региональный компонент | |||||
сентябрь | 08.09 | 08.09 | 1 | «Как хорошо уметь читать» (Бондаренко стр.171) | Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. | 1.Чтение пословицы, выяснения значения пословицы. 2.Чтение стихотворения «Как хорошо уметь читать!». 3.Отгадывание загадок. 4.Знакомство с буквой и звуком А. 5.Отгадывание загадок. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича. | |
15.09 | 15.09 | 2 | «Конструируем буквы» (Бондаренко стр.181) | Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При характеристике звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. | 1.Анализ звука У. 2.Отгадывание загадок. 3.Игра «Найди слово». 4.Игра «В лесу». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях на Ямале («Осень на Ямале») | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, схемы букв. | |
22.09 | 22.09 | 3 | «Угадай звук» (Бондаренко стр. 193). | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. | 1.Игра «Имена». 2.Отгадывание загадки. 3.Игра угадай звук. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, схемы букв, муляжи грибов. | ||
29.09 | 29.09 | 4. | «Посмотри на колесо и увидишь букву О» (Бондаренко стр. 202). | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. | 1.Отгадывание загадки. 2.Чтение стихотворения про букву О. 3.Отгадывание загадки. 4.Игра «Кто внимательнее». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, схемы. | ||
06.10 | 06.10 | 5. | «Дружно маме помогаем» (Бондаренко стр.213) | Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. | 1.«Анализ буквы и звука М. 2.Отгадывание загадок. 3.Составление слов из разрезной азбуки. 4.Чтение слогов. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, схемы. | ||
13.10 | 13.10 | 6. | «Угадай знакомые звуки» (Бондаренко стр.223) | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м. Учить находить эти звуки в словах, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы | 1.Чтение стихотворений про буквы А и У. 2.Отгадывание загадок. 3.Составление слогов из разрезной азбуки. 4.Отгадывание загадок. | При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, схемы сложения букв. | ||
20.10 | 20.10 | 7 | «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» (Бондаренко стр. 232) | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы | 1.Повторение гласных звуков. 2.Знакомство с буквой и звуком С. 3.Отгадывание загадок. 4.Чтение слогов составленных на фланелегафе. | Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича. | ||
27.10 | 27.10 | 8 | «Буква хохотушка» (Бондаренко стр. 240). | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. | 1.Знакомство с буквой и звуком Х. 2.Отгадывание загадки. 3.Чтение слогов составленных на фланелеграфе. 4.Отгадывание загадки. 5.Игра «Кто внимательнее». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Уточнить и закрепить знания детей о коренных жителях Севера – хантах. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича. | |
03.11 | 03.11 | 9 | «Пляшут утки на реке» (Бондаренко стр. 251) | Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова. | 1.Повторение гласных и согласных звуков и букв. 2.Игра « С кочки на кочку». 3.Отгадывание загадки. 4.Игра «Живые слова». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, кукла Мальвина. | ||
10.11 | 10.11 | 10 | «Песенка ветра» (Бондаренко стр. 259). | Продолжать знакомить детей с согласным звуком [ш], и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. | 1.Входит Мишка с большим мешком. 2. Анализ слов определение места звука Ш. 3.Учим скороговорки. 4.Чтение слогов. 5. Составление слов из разрезной азбуки. | Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Мишка, большой мешок, шапка, шубка, шарф, штанишки, чашка, шнурки. Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича | ||
17.11 | 17.11 | 11 | «Смешные слова» (Бондаренко стр. 267) | Продолжать знакомить детей со звуком [ш] и буквой Ш, ш. Учить детей читать слоги с этим звуком, находить в словах ударный слог, делить слова на слоги. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. | 1.Знакомство со звуком и буквой Ш. 2.Анализ слова «Саша». 3.Составление слогов из разрезной азбуки. 4. Составление слов из разрезной азбуки. | Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки. | ||
24.11 | 24.11 | 12 | «Кто в теремочке живет» (Бондаренко стр.277) | Продолжать учить детей по признакам согласный звук от гласного, сопоставлять звуки (с) со звуком [ш]. Учить детей читать слоги с этим звуком, находить в словах ударный слог, делить слова на слоги. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. | 1.Игра «Замени звук». 2. Игра «Полубуковка». 3.Игра «Кто, кто в теремочке живет?». 4.Отгадывание загадок. | Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв | . | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, теремок, ширмочка. | |
06.12 | 06.12 | 13 | «Красивая кукла Луша» (Бондаренко стр. 286) | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. | 1.Игра «Определи место звука на слуху». 2.Чтение скороговорки. 3.Анализ слова «Луша». 4.Чтение слогов. 5.Составление простых предложений. 6. Отгадывание загадки. | Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, комплект карточек со схематическими изображениями человека в разных позах. | ||
13.12 | 13.12 | 14 | «Разные слова» (Бондаренко стр. 297) | Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам. | 1.Повторение гласных и согласных звуков и букв. 2.Игра «Собери разные слова». 3.Отгадывание загадки. 4.Игра с карточками – складушками. 5.Чтение стихотворения. | Чтение повествовательных предложений из 2 – 3 слов, точка в конце предложения. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Формировать представление о сезонных особенностях зимы в районах Крайнего Севера. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, касса слогов. | |
20.12 | 20.12 | 15 | «А бедняжка буквы Ы с палочкой, увы!» (Бондаренко стр.306) | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». | 1.Знакгмство со звуком и буквой Ы. 2.Игра «Пароход». 3.Составление слов из разрезной азбуки. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Картинки с изображением парохода и лодки, разрезная азбука большого формата, ковролин. | ||
27.12 | 27.12 | 16 | «Разрезная азбука» (Бондаренко стр.317) | Дать характеристику звуков (н), (н’)и буквы Н, подобрать слова с этим звуком, учить детей выкладывать слоги из разрезной азбуки. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. | 1.Характеристика звуку и букве Н. 2.чтение стихотворения про букву Н. 3.Конструирование буквы Н. 4.Состамвление слов из разрезной азбуки. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, магнитная азбука, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» | ||
12.01 | 12.01 | 17 | «Складушки» (Бондаренко стр. 327) | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. | 1.Анализ слова «Насос». 2.Чтение слоговой таблицы, а затем слов. 3.Составление предложений с восклицательным знаком. 4.Отгадывание загадок. 5.Игра «Складушки». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Слоговая таблица, знаки, игра В.Воскобовича «Складушки», буквы большого формата. | ||
19.01 | 19.01 | 18 | «На что похожа буква Р» (Бондаренко стр. 336) | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. | 1.Игра «Назови слова». 2.Отгадывание загадок. 3.Чтение стихотворения про волка. 4.Составление слов из слогов. 5.Анализ слова «Рыба». | Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв | Формировать элементарные представления о растительности лесов нашего региона. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича. | |
26.01 | 26.01 | 19 | «Имена людей» (Бондаренко стр. 344) | Закрепить с детьми звуки [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. | 1.Чтение скороговорки. 2.Игра «Где встретился звук Р». 3.Чтение трехбуквенных слов. 4.Сюрпризный момент. 5.Чтение слов написанных на доске. 6. Чтение стих. Е.Измайловой. | Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, игрушки- кукла Красная Шапочка,Золушка. | ||
02.02 | 02.02 | 20 | «Вез корабль карамель…» (Бондаренко стр.357) | Уметь найти сходство и отличие звуков [р] и [л], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. . При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки | 1.Чтение скороговорки. 2.Отгадывание загадок. 3.Составление слогов на магнитной доске. 4.Отгадывание загадок. 5. Игра «Сколько звуков услышали?». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Слоговая таблица, игра В.Воскобовича «Складушки», буквы большого формата. | ||
09.02 | 09.02 | 21 | «Петрушка – веселая игрушка» (Бондаренко стр. 368). | Продолжать развивать умение различать гласные звуки [а], [о], [у], [ы]; согласные звуки [м], [м'], [с], [с'], [х], [х'], [ш], [л], [л'], [н], [н'], [р], [р']. Фиксировать звуки речи фишками, закрепить знания о мягких и твердых согласных, интонационных знаках в конце предложения. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат | 1.Игра «Какой звук». 2.Чтение отрывка из стихотворения Михалкова «Дядя Степа». 3.Чтение слогов по таблице. 4.Составление слов. 5.Игра «Конструктор слов», | Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Фишки красного и синего цветов, карточки с восклицательным, вопросительным знаком, разрезная азбука большого формата, ковролин. | ||
16.02 | 16.02 | 22 | «Вот и Бобик к нам пришел» (Бондаренко стр. 378) | Познакомить детей с согласными звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. | 1.Анализ звука и буквы К. 2.Анализ слова «Мак». 3.Чтение стихотворения. 4.Чтение слоговой таблицы. 5.Чтение стих. Про собачку. | Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича, игрушка – собачка. | ||
01.03 | 01.03 | 23 | «Волшебные шарики» (Бондаренко стр. 378) | Закрепить с детьми звуки [к], [к'] и букву К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки, упражнять в чтении слов разной структуры. | 1.Чтение стихотворения про букву К. 2.Артикуляционная гимнастика. 3. Чтение слов из двух слогов. 4.Составление схемы предложения. 5.Загадывание загадки. | Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игра «Конструктор букв» В.Воскобовича. | ||
15.03 | 15.03 | 24 | «Складушки» (Бондаренко стр.396) | Познакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и буквой П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Чтение скороговорки. 3.Отгадывание загадки. 4.Игра «Назови слова». 5.Игра «Складушки». 6.Игра «Тысячеслов». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Развивающие игры В.Воскобовича; предметы: шапка, петух, перо, платок, пирамида, слоговая таблица. | ||
22.03 | 22.03 | 25 | «Загадки-шутки» (Бондаренко стр.408). | Закрепить с детьми звуки [п], [п'] и букву П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов, упражнять в чтении слов по слоговой таблице. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. | 1.Чтение скороговорки. 2.Отгадывание загадки. 3.Игра «Поищи слово». 4.Загадки –шутки. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин,слово «Кулак». | ||
29.03 | 29.03 | 26 | «Игра «Складушки» и «Тысячеслов». (Бондаренко стр. 417). | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Чтение скороговорки. 3.Отгадывание загадок. 4.Характристика звука Т. 5.Чтение слогов оставленных на магнитной азбуке. 6.Анализ слова «Кошечка». 7.Игры В. Воскобовича. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, Игры В.Воскобовича. | ||
05.04 | 05.04 | 27 | «Составление слов» (Бондаренко стр.428). | Закрепить с детьми звуки [т], [т'] и букву Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице , по карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Чтение скороговорок. 3.Игра «Звук заблудился». 4.Отгадывание загадки. 5.Игра «Поменяли твое имя». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, карточки с именами. | ||
12.04 | 12.04 | 28 | «Составляем слова» (Бондаренко стр. 438). | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог | 1.Анализ звука И. 2.Игра «Угадай звук». 3.Анализ буквы И. 4.Чтение слогов. 5.Игра «Составим слово» | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, сюжетные картинки, | ||
19.04 | 19.04 | 29 | «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Бондаренко стр.447) | Закрепить с детьми звук [и], букву И, и. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, анализаторы. Показать, что этот звук образует слог и может быть отдельным словом. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Чтение пословицы. 3.Анализ слова «Утки». 4.Чтение слов по слоговой таблице. 5.Чтение слоговой цепочки. 6.Игра «В кого или во что превратила нас волшебница». | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, слоги, слоговая таблица. | ||
26.04 | 26.04 | 30 | «Конструирование буквы З» (Бондаренко стр. 460). | Продолжать знакомить детей с согласными звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог | 1.Игра «Песенка комара». 2.Чтение стихотворения. 3.Отгадывание загадки. 4.Чтение слогов составленных на магнитной доске. 5.Игра «Гости». 6.Игра «Назови слово» | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, слоги, слоговая таблица. | ||
29.04 | 29.04 | 31 | «Как хорошо уметь читать!» (Бондаренко стр. 470). | Уметь найти сходство и отличие звуков [з] и [с], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей читать слова по слогам. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Чтение чистоговорки. 3.Отгадывание загадок. 4.Анализ слова «Коса». 5.Чтение слоговой таблицы. 6.Отгадывание загадок. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, картина Васнецова «Аленушка». | ||
06.05 | 06.05 | 32 | «Как звук заблудился» (Бондаренко стр. 480) | Закрепить с детьми звуки [в], [в'] и букву В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам. | 1.Знакомство со звуком В. 2.Игра «Где звук». 3.Чтение стихотворение. 4.Игра 2определи звук». 5.Анализ буквы В. 6.Чтение стихотворения. 7.Составление слов по слоговой таблице. | Закрепить с детьми звуки [в], [в'] и букву В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам. | Разрезная азбука большого формата, ковролин, предметные картинки, игры В. Воскобовича. | ||
10.05 | 10.05 | 33 | «Какие слова спрятались» (Бондаренко 489) | Закрепление согласных звуков [в], [в'] и букву В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам. | 1.Чтение слогов по магнитной азбуке. 2.чтение трехбуквенных слов. 3.Игра «Какие слова спрятались в буквах?». 4.Лексическая игра «Скажи в рифму». 5.Игра «Читайка на шариках». 6.Чтение пословицы. | Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам. | Формировать представление о сезонных особенностях весны в районах Крайнего Севера. | Магнитная азбука, буквы большого формата, разрезная азбука, ковролин, слова. | |
17.05 | 17.05 | 34 | «Конструирование букв» (Бондаренко стр. 499) | Продолжать знакомить детей с согласным звуком [ж], и буквой Ж, ж. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть только твердым звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. | 1.Чтение потешки». 2.Анализ буквы Ж. 3.Чтение стишка про букву Ж. 4.Составление на ковролине слова «Жук». 5.Чтение слов по слоговой таблице. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Буквы большого формата, предметные картинки, слоговая таблица, игры Воскобовича. | ||
24.05 | 24.05 | 35 | В гости букве Ж» (Бондаренко стр. 508) | Продолжать знакомить детей с согласным звуком [ж], и буквой Ж, ж. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть только твердым звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова с этим звуком. | 1.Чтение скороговорки. 2.Отгадывание загадок. 3.Чтение слов по слоговой таблице. 4. Отгадывание загадки. 5.Игра «Волшебники». 6.Игра «Какая буква в начале слова?». 7.Чтение сказки. | Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. | Буквы большого формата, предметные картинки, слоговая таблица. | ||
31.05 | 31.05. | 36 | «Грамоте учиться - всегда пригодиться» (Бондаренко стр. 517). | Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных | 1.Путешествие в страну Знаний. 2.Чтение трехбуквенных слов по магнитной азбуке. 3.Чтение пословицы. 4.рассматривание карточки 2Лиса». 5.Отгадывание загадки. 6.Составление слова «Бабочка». | Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение. | Буквы большого формата, предметные картинки, слоговая таблица, магнитная азбука, таблица с предложениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения
laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Рабочая программа «Как хорошо уметь читать»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста педагога-психолога с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществляния полноценого развития ребенка...
Презентация. Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» (методические пособия)
Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей,которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньшенач...
Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» часть 2
Причины дислексии: •Нейробиологические причины связаны с недоразвитием илипоражением головного мозга в разные периоды развития ребенка(период беременности, родов и после ро...
Рабочая программа по английскому языку для старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа с примерным тематическим планированием по предмету Английский язык на этапе подготовки к школе....
Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста
представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...