внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМ. О. КАЗАНСКОГО.
« Утверждаю»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.
Приказ №____ от «____»____________20____г.
___________ Авилова О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России »
духовно-нравственное направление
начальное общее образование
3 класс
Количество часов_____________
Учитель: Тимошенко Лия Георгиевна
Программа разработана на основе авторской программы сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Пояснительная записка
Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (автор Л.Н. Михеева) разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика курса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы : приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
Формирование чувства национального достоинства.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана
на 34 ч (1 ч в неделю).
Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности.
Требования к уровню подготовки учащихся на конец года.
К концу срока обучения учащиеся должны:
Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы.
Формы занятий:беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
- Компьютер
- Картины и книги необходимого содержания
- Ресурсы сети интернет необходимого содержания
- Картинки для разукрашивания
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов темы | Часы учебного времени | В том числе | Универсальные учебные действия | |
Теория | Практика | ||||
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | 11 | 7 | 4 | этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; -умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности. -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; - формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. | |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | 10 | 7 | 3 | -этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; -умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности. -умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей; - формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. | |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 5 | 4 | 1 | - формирование представлений окухне и блюдах народов, населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. | |
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | 5 | 4 | 1 | - формирование представлений о традициях, праздниках семейных традициях , населяющих Россию; - овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. | |
Учёба. Школа. | 4 | 3 | 1 | этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов; -умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме; - умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей | |
Итого | 35 | 25 | 10 |
Тематическое планирование курса «Старинный русский быт»
№ п/п | Тема занятия | Коли-чество часов | Примерное содержание занятий | Дата | ||||||
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | План факт | |||||||||
1 | Знакомство с общим содержанием курса | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации | Сент. 1 | ||||||
2 | Функциональный характер одежды в старину. | 1 | - познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; | 8 | ||||||
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | 1 | - ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | 15 | ||||||
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка) | 1 | Знакомство с орнаментами русской одежды Составление своего орнамента | 22 | ||||||
5 | Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. | 1 | Знакомство с символами русских жителей С древними божествами | 29 | ||||||
6 | Особое значение пояса (кушака). | 1 | Знакомство с элементами русской одежды | Окт. 6 | ||||||
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; | 13 | ||||||
8 | Мужская одежда у крестьян. | 1 | Познакомить с особенностями крестьянской одежды;мужской украшение костюма | 20 | ||||||
9 | Крестьянская обувь. | 1 | Знакомство с традиционной обувью | 27 | ||||||
10 | Одежда и обувь у бояр. | 1 | Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | Нояб. 10 | ||||||
11 | Одежда боярынь и боярышень. | 1 | Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.украшение костюма | |||||||
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | ||||||||||
12-13 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | 2 | - продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки); - показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. | 17 24 | ||||||
14 | Элементы избы. | 1 | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. | Декаб. 1 | ||||||
15 | Особая роль печки. Курная изба. | 1 | Показать особенности боярских хором, сравнитьс крестьянкой избой.расписываем печь | 8 | ||||||
16 | Освещение в крестьянских избах. | 1 | Знакомство с устройством крестьянской избы | 15 | ||||||
17-18 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 2 | Рассказы ребят о кухонной утвари старинной | 22 28 | ||||||
19 | Красный угол | 1 | Устройство крестьянского быта, традиции , отношение к готям | Янв. 12 | ||||||
20 | Иконы | 1 | Знакомство с укладом русского крестьянина . что такое иконы. | |||||||
21 | Боярский терем и боярские палаты. | 1 | показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. | 19 | ||||||
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | ||||||||||
22 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» | 1 | - оценить достоинства традиционной русской кухни; - познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков. | 26 | ||||||
23 | Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | Пословицы и поговорки . устное народное творчество. | Февр. 2 | ||||||
24 | Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. | 1 | Знакомство с русской кухней. | 9 | ||||||
25 | Что такое блины? Пироги. | 1 | Древние русские блюда, придуманные именно в России. | 16 | ||||||
26 | Взвары. Варенья. Соленья. Мёд. | 1 | Русские напитки | Март 1 | ||||||
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | ||||||||||
27 | Быт крестьянской семьи. | 1 | - разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | 15 | ||||||
28 | Быт городской семьи | 1 | Сравнение быта крестьянина и городского жителя | 29 | ||||||
29 | Зимние забавы | 1 | Зимние игры | Апрель 5 | ||||||
30 | Летние забавы | 1 | Летние игры | 12 | ||||||
31 | Именины | 1 | Правила и традиции празднования именин. Что такое именины. | 19 | ||||||
Учёба. Школа. | ||||||||||
32 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | 1 | - сравнить учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. | 26 | ||||||
33-34 | Школы при церквях и монастырях. | 2 | - сравнить учёбу детей в старину с современной школой; | Май 3 10 | ||||||
35 | Учебные предметы и учебные книги. | 1 | Сравнить предметы школьного быта в старину и современные | 17 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского Воронченко Н.
от__________________20___года №_____
Беспалова Н.В.
____________________________________ ______ _____________20____года
подпись руководителя МС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....