ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА»
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Что же нужно делать, чтобы дети читали? Этот вопрос волнует и родителей, и педагогов. Ответ прост – сделать чтение увлекательным, интересным занятием. Один из способов заинтересовать учащихся чтением - это предложить им участие в творческом проекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА»

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимание чтению книг. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят [3]. 

Причины уменьшения статуса чтения в обществе видны в следующем:

- повышается количество учащихся, которые вовсе не читают или читают очень мало;

- утрата  традиций семейного чтения;

- уменьшение интереса к прессе;

- интенсивное развитие развлекательной индустрии;

- увеличение разницы между возможностями библиотеки и требованиями читателя.

        Дети утверждают, что « чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало неинтересным». Они считают, что перестали читать, потому что: «появились компьютер, мобильная связь и другая техника», «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний»[1]. 

Что же нужно делать, чтобы дети читали? Этот вопрос волнует и родителей, и педагогов. Ответ прост – сделать чтение увлекательным, интересным занятием. Один из способов заинтересовать учащихся чтением - это предложить им участие в творческом проекте.

Тема проекта: «Семейная библиотека»

Цель проекта: формирование представлений о домашней библиотеке, как  ценности, передаваемой от поколения к поколению.

Задачи проекта: через исследовательскую работу привитие интереса к чтению, восстановление традиций семейного чтения, развитие творческих способностей детей, привитие навыков литературного письма.

Тип проекта: творческий, информационный.

Объект исследования: семейные книги.

Результат исследования: написание статьи.

Ожидаемые результаты:

- создание своей личной библиотеки;

- привитие интереса к чтению даже тем детям, которые не любят читать.

Особенности этого проекта:

-рассказывать о любимой книге не представляет трудности, а в этом проекте нужно вести исследовательскую работу о том, какие книги любят читать родители, бабушки, дедушки и другие старшие члены семьи. До выполнения этой работы многие учащиеся не могли даже об этом догадываться.

- Обычно исследование связывают извлечением информации из книг или из Интернета. Конечно, и такая работа развивает навыки нахождения информации, но редко результатом такой работы является новая, никому доселе неизвестная информация об открытии. А в этом проекте каждый объект исследования ученика можно считать уникальным.

- В ходе исследования учащимся требуется опрашивать родителей и родных. Такое общение приводит к усилению сотрудничества между поколениями. Ведь обычно старшое поколение расспрашивает детей об их учёбе, делах, а тут получается наоборот.

Проект также решит ещё одну важную проблему – проблему выбора книги для чтения. На сегодняшний день в книжных магазинах предлагают много красочных книг, энциклопедий для детей разных возрастов. Не очень легко выбрать интересную, полезную и подходящую для своего возраста книгу. Уже в начальных классах ученик должен уметь выбирать книгу для чтения, уметь ориентироваться в библиотеке, в книжном магазине и в каталогах.

На вопрос, почему же телевизор вытесняет сейчас книгу, Д. С. Лихачёв отвечает так: «  Потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи»[2].

Ребёнок должен получить удовольствие от процесса выбора книги.

Открытия, которые могут появиться в ходе работы над проектом:

Как было раньше

Как сейчас

Чем книга затрёпаннее (из-за того, что её много читали), тем эта книга оказывалась востребованной

Обращаем внимание на красочные обложки

Родители ругали детей за то, что они много читают («глаза испортишь», «мало помогаете по дому», «много тратите света»)

Родители ругают детей, из-за того, что они мало читают

Чтение книг было увлекательным занятием

Книги заставляют читать учителя, потому что так надо по школьной программе

Победителей конкурсов награждали книгами, и это было большой честью

«Рыться» в семейном архиве увлекательное занятие.

Указания учащимся при работе над проектом

Когда вам нужна какая-то книга, где вы её ищете? Конечно, в ближайшей библиотеке.  А самая ближайшая библиотека находится в вашем доме.

Библиотека это собрание книг. Домашняя библиотека всегда пополняется. Она может дать много информации о её хозяевах (состав семьи, возраст, профессии, увлечения, любовь к чтению и др.)

А хорошо ли вы знаете свою домашнюю библиотеку? Что можете рассказать про её историю возникновения, из каких книг она состоит? А может, для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно изучить её.

Исследование будет состоять из двух этапов:

  1. сбор информации;
  2. написание статьи.

Способы сбора информации могут быть разными: проверка и подсчёт книг домашней библиотеки, взятие интервью у взрослых.  Наверняка ваша библиотека состоит из 2-х частей: из ваших личных книг и из книг взрослых членов семьи. А может у вас есть книги, которые читали в детстве члены вашей семьи.

Написание статьи - трудоёмкая работа. Сначала нужно составить примерный план. Например:

  1. Что я знаю?
  2. Что нужно узнать? (что будет интересно слушателям, учащимся и самому)

К написанию статьи предъявляется несколько требований. Самое главное она должна дать уникальную информацию. Но всё, о чём пишешь, должно быть правдой. Статья должна быть интересной и понятной слушателю.

О чём писать? Самое важное, проанализировать собранную информацию.  Может быть, некоторые результаты будут для вас самих открытием.  Например, может быть, вы считали, что любите читать приключенческие рассказы, а в вашей личной библиотеке они занимают очень мало места.

Может быть, вы не знали, насколько большая (или маленькая) у вас домашняя библиотека. Если у вас библиотека очень маленькая, то можно написать и о такой библиотеке, о том, почему в ней мало книг.

Конечно, об «особенных» книгах стоит рассказать полнее:

- книги, считающиеся семейной реликвией (особенно важные для вашей семьи);

- книги, дорогие для вас;

- «самая старая книга»;

- книги, подаренные вам и членам вашей семьи;

- книги с автографами;

- книги, сделанные от руки и др.

Не нужно рассказывать содержание этих книг, а вот история их попадания в вашу библиотеку будет интересна и вам, и другим слушателям.

Статью можно оформить рисунками, фотографиями.

Удачи вам!

Литература

  1. Аскарова В. Всё о детском чтении. Трудный диалог по поводу книги [Электронный ресурс]. – http://www.psibib.ru/rodit/odchten/dialknig.php. - статья в интернете.
  2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном  [Электронный ресурс]. – http://www.psibib.ru/rodit/odchten/dialknig.php.
  3. Цацуро А. Н. Повышение интереса школьников к чтению литературы [Электронный ресурс]. – http://kopilkaurokov.ru/ – статья в интернете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

"Организация исследовательской деятельности учащихся"

—Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"

Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...