ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА»
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Что же нужно делать, чтобы дети читали? Этот вопрос волнует и родителей, и педагогов. Ответ прост – сделать чтение увлекательным, интересным занятием. Один из способов заинтересовать учащихся чтением - это предложить им участие в творческом проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_po_teme_semeynaya_biblioteka.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА»
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимание чтению книг. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят [3].
Причины уменьшения статуса чтения в обществе видны в следующем:
- повышается количество учащихся, которые вовсе не читают или читают очень мало;
- утрата традиций семейного чтения;
- уменьшение интереса к прессе;
- интенсивное развитие развлекательной индустрии;
- увеличение разницы между возможностями библиотеки и требованиями читателя.
Дети утверждают, что « чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало неинтересным». Они считают, что перестали читать, потому что: «появились компьютер, мобильная связь и другая техника», «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний»[1].
Что же нужно делать, чтобы дети читали? Этот вопрос волнует и родителей, и педагогов. Ответ прост – сделать чтение увлекательным, интересным занятием. Один из способов заинтересовать учащихся чтением - это предложить им участие в творческом проекте.
Тема проекта: «Семейная библиотека»
Цель проекта: формирование представлений о домашней библиотеке, как ценности, передаваемой от поколения к поколению.
Задачи проекта: через исследовательскую работу привитие интереса к чтению, восстановление традиций семейного чтения, развитие творческих способностей детей, привитие навыков литературного письма.
Тип проекта: творческий, информационный.
Объект исследования: семейные книги.
Результат исследования: написание статьи.
Ожидаемые результаты:
- создание своей личной библиотеки;
- привитие интереса к чтению даже тем детям, которые не любят читать.
Особенности этого проекта:
-рассказывать о любимой книге не представляет трудности, а в этом проекте нужно вести исследовательскую работу о том, какие книги любят читать родители, бабушки, дедушки и другие старшие члены семьи. До выполнения этой работы многие учащиеся не могли даже об этом догадываться.
- Обычно исследование связывают извлечением информации из книг или из Интернета. Конечно, и такая работа развивает навыки нахождения информации, но редко результатом такой работы является новая, никому доселе неизвестная информация об открытии. А в этом проекте каждый объект исследования ученика можно считать уникальным.
- В ходе исследования учащимся требуется опрашивать родителей и родных. Такое общение приводит к усилению сотрудничества между поколениями. Ведь обычно старшое поколение расспрашивает детей об их учёбе, делах, а тут получается наоборот.
Проект также решит ещё одну важную проблему – проблему выбора книги для чтения. На сегодняшний день в книжных магазинах предлагают много красочных книг, энциклопедий для детей разных возрастов. Не очень легко выбрать интересную, полезную и подходящую для своего возраста книгу. Уже в начальных классах ученик должен уметь выбирать книгу для чтения, уметь ориентироваться в библиотеке, в книжном магазине и в каталогах.
На вопрос, почему же телевизор вытесняет сейчас книгу, Д. С. Лихачёв отвечает так: « Потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи»[2].
Ребёнок должен получить удовольствие от процесса выбора книги.
Открытия, которые могут появиться в ходе работы над проектом:
Как было раньше | Как сейчас |
Чем книга затрёпаннее (из-за того, что её много читали), тем эта книга оказывалась востребованной | Обращаем внимание на красочные обложки |
Родители ругали детей за то, что они много читают («глаза испортишь», «мало помогаете по дому», «много тратите света») | Родители ругают детей, из-за того, что они мало читают |
Чтение книг было увлекательным занятием | Книги заставляют читать учителя, потому что так надо по школьной программе |
Победителей конкурсов награждали книгами, и это было большой честью | |
«Рыться» в семейном архиве увлекательное занятие. |
Указания учащимся при работе над проектом
Когда вам нужна какая-то книга, где вы её ищете? Конечно, в ближайшей библиотеке. А самая ближайшая библиотека находится в вашем доме.
Библиотека это собрание книг. Домашняя библиотека всегда пополняется. Она может дать много информации о её хозяевах (состав семьи, возраст, профессии, увлечения, любовь к чтению и др.)
А хорошо ли вы знаете свою домашнюю библиотеку? Что можете рассказать про её историю возникновения, из каких книг она состоит? А может, для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно изучить её.
Исследование будет состоять из двух этапов:
- сбор информации;
- написание статьи.
Способы сбора информации могут быть разными: проверка и подсчёт книг домашней библиотеки, взятие интервью у взрослых. Наверняка ваша библиотека состоит из 2-х частей: из ваших личных книг и из книг взрослых членов семьи. А может у вас есть книги, которые читали в детстве члены вашей семьи.
Написание статьи - трудоёмкая работа. Сначала нужно составить примерный план. Например:
- Что я знаю?
- Что нужно узнать? (что будет интересно слушателям, учащимся и самому)
К написанию статьи предъявляется несколько требований. Самое главное она должна дать уникальную информацию. Но всё, о чём пишешь, должно быть правдой. Статья должна быть интересной и понятной слушателю.
О чём писать? Самое важное, проанализировать собранную информацию. Может быть, некоторые результаты будут для вас самих открытием. Например, может быть, вы считали, что любите читать приключенческие рассказы, а в вашей личной библиотеке они занимают очень мало места.
Может быть, вы не знали, насколько большая (или маленькая) у вас домашняя библиотека. Если у вас библиотека очень маленькая, то можно написать и о такой библиотеке, о том, почему в ней мало книг.
Конечно, об «особенных» книгах стоит рассказать полнее:
- книги, считающиеся семейной реликвией (особенно важные для вашей семьи);
- книги, дорогие для вас;
- «самая старая книга»;
- книги, подаренные вам и членам вашей семьи;
- книги с автографами;
- книги, сделанные от руки и др.
Не нужно рассказывать содержание этих книг, а вот история их попадания в вашу библиотеку будет интересна и вам, и другим слушателям.
Статью можно оформить рисунками, фотографиями.
Удачи вам!
Литература
- Аскарова В. Всё о детском чтении. Трудный диалог по поводу книги [Электронный ресурс]. – http://www.psibib.ru/rodit/odchten/dialknig.php. - статья в интернете.
- Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном [Электронный ресурс]. – http://www.psibib.ru/rodit/odchten/dialknig.php.
- Цацуро А. Н. Повышение интереса школьников к чтению литературы [Электронный ресурс]. – http://kopilkaurokov.ru/ – статья в интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
"Организация исследовательской деятельности учащихся"
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"
Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми....
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...