Рисование в технике граттаж. Роспись пасхального яйца.
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Занятие в "Мастерской Волшебницы Кисточки" в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ГРАТТАЖ. РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА.
Цель урока: создание условий для формирования навыков декоративно-прикладного
рисования, путем овладения приемами росписи яиц в технике граттаж.
Задачи: - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность,
воображение;
- воспитывать отзывчивость, самостоятельность, интерес к народным традициям;
- познакомить детей с пасхальными традициями.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; образцы пасхальных яиц,
выполненных в разных техниках, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы вновь посетим мастерскую волшебницу Кисточки и проведём очередное занятие.
- Скажите, пожалуйста, а чем отличаются эти занятия от уроков ИЗО? (На этих занятиях мы знакомимся с нетрадиционными техниками рисования).
2. Актуализация знаний.
- Предлагаю вам вспомнить некоторые из них (СЛАЙД 2)
- Сегодня мы продолжим работать в технике граттаж. Что вы знаете об этой технике? (Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры.)
- А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.
- На прошлом занятии вы сделали заготовки для работы. Давайте вспомним, что и как мы делали и построим алгоритм работы в технике граттаж. (СЛАЙД 3)
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашего занятия.
Вербочки (СЛАЙД 4)
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня.
(А. Блок)
- Правильно. Мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников – о Пасхе. (СЛАЙД 4)
- Кто знает, что это за праздник? (СЛАЙД5)
- Кто отмечает его дома?
- Сегодня мы познакомимся с различными росписями пасхальных яиц и будем учиться расписывать яйца.
4. Рассказ учителя.
- Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник Пасха. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И неразрывно с этим праздником связан обычай - дарить друг другу крашеные яйца. (СЛАЙД 6)
Традиции Пасхи
Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Праздник Святой Пасхи может вызвать различные ассоциации: для одних - это пышные куличи, для других - пушинки весенней вербы, а для третьих - это роспись яиц в Великий Четверг.
К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чьё яйцо крепче.
В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца. Наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги, пользуясь натуральными красителями из трав и растений.
По преданию Святая Мария Магдалена после вознесения Иисуса Христа пришла к императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и протянула ему в подарок яйцо. (СЛАЙД 7) Император не поверил: «Как не может покраснеть это яйцо, так не может мёртвый воскреснуть». При этих словах яйцо стало красным. С тех пор, подражая Марии Магдалене, с наступлением праздника Воскресения Христова люди приносят в дар друг другу красные яйца.
В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами одинаково соблюдался как при царском дворе, так и в простых крестьянских семьях.
Существует несколько версий крашения яиц на праздник. (СЛАЙД 8)
Крашенки - (СЛАЙД 9) это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год.
Крапанка - это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить - тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырыми, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.
Малёванка - это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщины или дети рисовали на яичке всё, что им захочется.
Писанка - самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки - это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.
Дряпанка - это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия.
5. Физкультминутка.
6. Правила работы с зубочистками и восковыми заготовками.
- Сегодня вы будете работать с зубочистками и восковыми заготовками. Будьте внимательны и аккуратны.
7. Практическая работа обучающихся.
- Вам сегодня тоже надо будет расписать яйцо. Вы получите трафарет, обведёте ручкой рисунок, а затем будете его самостоятельно расписывать. Выберите понравившийся и начинайте работать. Проявите своё творчество, оригинальность. Работы должны быть яркими, аккуратными. Приступайте к работе.
Символы для росписи
Точечки, любая ягодка – символ плодородия.
Круг – символ солнца.
Плавная линия – символ воды.
Звёздочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы.
Сосновые веточки – пожелание здоровья и долголетия.
Бабочка – несла детям весёлую, лёгкую и беззаботную жизнь
Мельница – для получения большого урожая.
8. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков и познакомились с символикой одного из главных компонентов пасхального стола - пасхальным яйцом. Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, что у нас не нашлось двух одинаковых яиц. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, вложили в работу частичку своей души.
- А скажите, о чём вы думали, когда расписывали яйца?
- Что вы чувствовали?
- Кому вы подарите ваш подарок в праздник Светлой Пасхи?
9. Выставка работ
10. Наведение порядка на рабочих местах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись пасхального яйца
Урок ИЗО в 4 классе на тему "Роспись пасхального яйца" с презентацией....
Роспись пасхального яйца.
Познакомить собразцами и способами росписи яиц....
Роспись пасхального яйца.
Познакомить собразцами и способами росписи яиц....
Роспись пасхального яйца.
Познакомить собразцами и способами росписи яиц....
Дополнительный урок по ИЗО-коррекции на тему: "Декоративная роспись пасхального яйца".
Дополнительный урок по ИЗО-коррекции на тему: "Декоративная роспись пасхального яйца"....
Урок изобразительного искусства на тему : "Роспись пасхального яйца".
Ознакомить учащихся с разновидностями росписи яиц...