Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные петельки"
рабочая программа (2 класс) на тему

Ельчанинова Елена Ивановна

Основной целью занятий является:

содействие становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства;

совершенствование расширения кругозора, развитие мышления, интереса к предмету;

 формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_petelki.doc83 КБ
Microsoft Office document icon ktp_vyazanie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения, игрушки.

Не секрет, что игрушки любят дети и даже взрослые. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать. Порой из рук мастерицы выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка становится любимой, так как она несет тепло рук ее изготовительницы.

Для кого-то вязание игрушек становится настоящим увлечением, а процесс их создания увлекает и завораживает. Сначала связаны голова и туловище, а затем одна за другой появляются ручка или лапка. Каждая связанная вами игрушка будет иметь свой характер и свою историю создания, а затем – и историю жизни.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения разнообразных изделий  вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.

Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Основной целью занятий является:

содействие становлению активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства;

совершенствование расширения кругозора, развитие мышления, интереса к предмету;

 формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации.

В процессе внеурочной деятельности должны быть решены следующие задачи:

- формирование технологической культуру по изготовлению вязаных изделий и экономической культуры;

- развитие самостоятельности в решении творческих задач;

- обеспечение учащимся возможности самопознания;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентноспособности при реализации;

- развитие эстетического вкуса и художественной инициативы.

При написании программы учтены следующие   принципы:

  • принцип доступности и последовательности;
  • принцип научности;
  • учет возрастных особенностей;
  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип межпредметности.

Описание места  курса в учебном плане

Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Волшебные петельки» отводится 34 часа. 1 час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные результаты:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска

средств её осуществления;

определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учить работать по предложенным схемам;  

проводить самоконтроль результата практической деятельности  путем сравнения

его с эталоном (рисунком, схемой);  

оценивать  результат  практической  деятельности  путем  проверки  изделия  в

действии.

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных

для изготовления изделиях;  

слушать и понимать речь других;  

уметь  договариваться,  приходить    к  общему  решению  в  совместной  творческой

деятельности при решении практических работ;  

уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом

по парте;

Познавательные:

уметь читать схемы, рисунки, эскизы;  
конструировать объекты с учетом технических декоративно- художественных

условий: определение конструкции, подбор соответствующих материалов и

инструментов;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

Система оценки результатов включает:

- оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективной и индивидуальной работы (качество работы);

- оценка знаний и умений в результате работы проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу.

Формы и методы организации занятий.

Занятия будут проводиться теоретические и практические.

Занятия имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.

На занятиях учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.

     На занятиях  выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.

Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у обучающихся познавательный интерес, способствовал развитию их пространственного воображения и мышления. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.

Методы:

- словесные: рассказ, беседа, дискуссия;

- практические: практическая работа;

- наглядные: демонстрация, иллюстрация;

- метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций;

- метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

 Вводное занятие

1

Цель и задачи. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками.

2

Основы материаловедения и цветоведения

1

Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета.

3-4

Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения

2

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

5-6

Прихватка

2

Теоретические сведения Анализ образцов изделий. Крючки и нитки для вязания. Правила вязания. Составление эскизов. Последовательность выполнения работы.

Практическая работа. Расчет количества петель. Вывязывание основы изделия. Сборка и оформление изделий.

7

Шарф для куклы

1

8-9

Вязание по кругу

2

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания по кругу.

10-13

Шапочки для кукол

4

Теоретические сведения Анализ образцов изделий. Крючки и нитки для вязания. Правила вязания. Составление эскизов. Последовательность выполнения работы.

Практическая работа. Расчет количества петель. Вывязывание основы изделия. Сборка и оформление изделий.

14-16

Изготовление кистей и помпонов

3

17-18

Отделка вязаных изделий

2

19-20

Условные обозначения. Вязание по схемам.

2

Условные обозначения. Правила чтения схем. Зарисовка условных обозначений

основных  приемов  вязания:  воздушных  петель  и  столбиков.  Вывязывание  образца  по

схеме.

21-23

Вязание узоров.

3

24-27

Жилет для куклы

4

Теоретические сведения Анализ образцов изделий. Крючки и нитки для вязания. Правила вязания. Составление эскизов. Последовательность выполнения работы.

Практическая работа. Расчет количества петель. Вывязывание основы изделия. Сборка и оформление изделий.

28-30

Юбка для куклы

3

31-32

Сумочка для куклы

2

33-34

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

2

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Прогнозируемые результаты:

  • приобретение трудовых практических навыков;
  • освоение системы знаний изучаемого предмета;
  • расширение кругозора в области прикладного искусства.

 В результате обучения в течение учебного года предполагается, что обучающиеся получат следующие знания и умения:

умение выполнять все виды петель в вязании крючком;

знать условные обозначения и уметь разбираться в схемах; 

умение выполнять несложные узоры;

умение изготавливать несложные сувениры, игрушки и другие изделия.

В конце обучения учащиеся должны:

Знать

Уметь

Правила поведения,  ТБ

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами,  булавками

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б

Инструменты и материалы

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли

Основные способы вывязывания петель

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку,  под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки

Условные обозначения, понятие «раппорт»

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком. Вязать согласно раппорту узора

Основы цветоведения

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий

Способы вязания по кругу

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия

Основные мерки, правила измерения

Снимать  и записывать мерки

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель  и рядов для вязания деталей изделий

Виды ручных трикотажных швов, их применение

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный»

Последовательность изготовления изделий

Вязать игрушки, элементы растительного орнамента

Заключительная отделка готовых изделий

Выполнять и заключительную отделку готовых изделий


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты);
  2. дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей);
  3. методическое обеспечение (методическая литература; образцы узоров вязания, показ приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину);
  4. правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами.

Список литературы

 

  1. Гай-Гулина М.С. Бабушкин клубок. М.: Изд-во «Малыш», 1976.
  2. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. М.: Изд-во «Малыш», 1982.
  3. Катерухина Н.Ф.Ниточка, иголочка... М.: Изд-во «Малыш», 1988.
  4. Грачёва Т.И. Если взять иголку с ниткой. М.: Изд-во «Малыш», 1988.
  5. Ханашевич Н. Тридцать три секрета. М.: Изд-во «Малыш», 1986
  6. Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Изд-во «Малыш», 1986
  7. Ханашевич Д. Р. Я вяжу и вышиваю. М.: Изд-во «Малыш», 1989
  8. Журналы «Валентина», «Verena», «Sandra».
  9. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

Тема урока

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Количество часов

Дата

План

Факт

1

 Вводное занятие

Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные : отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные : слушать и понимать речь других.

Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

текущий

1

02.09.15.

2

Основы материаловедения и цветоведения

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других; уметь договариваться, приходить  к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.

Познавательные: уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом  технических декоративно- художественных условий, определение конструкции, подбор соответствующих материалов и  инструментов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

текущий

1

09.09.15.

3-4

Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль результата практической деятельности  путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других. слушать и понимать речь других; уметь договариваться, приходить  к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических задач.

Познавательные: уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом  технических декоративно- художественных условий:

Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

текущий

2

16.09.15.

23.09.15.

5-6

Прихватка

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.

Познавательные: определение конструкции, подбор соответствующих материалов и  инструментов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

тематический

2

30.09.15.

07.10.15.

7

Шарф для куклы

текущий

1

14.10.15.

8-9

Вязание по кругу

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности

Коммуникативные: уметь договариваться, приходить  к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических задач.

Познавательные: определение конструкции, подбор соответствующих материалов и  инструментов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

текущий

2

21.10.15.

28.10.15.

10-13

Шапочки для кукол

тематический

4

11.11.15.

18.11.15.

25.11.15.

02.12.15.

14-16

Изготовление кистей и помпонов

текущий

3

09.12.15.

16.12.15.

23.12.15.

17-18

Отделка вязаных изделий

текущий

2

13.01.16.

20.01.16.

19-20

Условные обозначения. Вязание по схемам.

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности. Учить работать по предложенным схемам; проводить самоконтроль результата практической деятельности  путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой); оценивать результат практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.

Познавательные: уметь читать схемы, рисунки, эскизы; конструировать объекты с учетом  технических декоративно- художественных условий.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

текущий

2

27.01.16.

03.02.16.

21-23

Вязание узоров.

текущий

3

10.02.16.

17.02.16.

24.02.16.

24-27

Жилет для куклы

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности Коммуникативные: уметь договариваться, приходить  к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических задач.

Познавательные: определение конструкции, подбор соответствующих материалов и  инструментов; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Личностные: развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

тематический

4

02.03.16.

09.03.16.

16.03.16.

23.03.16.

28-30

Юбка для куклы

тематический

3

06.04.16.

13.04.06.

20.04.16.

31-32

Сумочка для куклы

тематический

2

27.04.16.

04.05.16.

33-34

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

Регулятивные : : организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять и формулировать цель деятельности

Коммуникативные: доносить свою позицию до других; уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

итоговый

2

11.05.16.

18.05.16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

Программа внеурочной деятельности "Петелька"

Программа внеурочной деятельности "Петелька"...