Программа "Флористика"
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная образовательная программа является авторской, основанной на опыте работы педагогов-флористов: И.С. Утенко, Л.М. Утенко, на порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр муниципального образования город Ейск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУДОД ЭБЦ
__________________Бугаенко И.Н.
_______________________20____г.
Протокол педагогического совета №2
от «22 » декабря 2013 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«ФЛОРИСТИКА»
_____________________________________________________________________________
Наименование
художественная
_____________________________________________________________________________
Направленность
2 года
_____________________________________________________________________________
Срок реализации
авторская
_____________________________________________________________________________
Вид программы
7-10 лет
____________________________________________________________________________
Возраст обучающихся
Костюкова Елена Владимировна
Ф.И.О. преподавателя
Данная образовательная программа основана на опыте работы педагогов-флористов: И.С. Утенко, Л.М. Утенко, на порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008
г. Ейск
Пояснительная записка
Данная образовательная программа является авторской, основанной на опыте работы педагогов-флористов: И.С. Утенко, Л.М. Утенко, на порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008.
Флористика – это искусство «рисовать» цветами.
Кружок флористики акцентирует внимание на работе с растительным материалом: сухими листьями, цветами, соломкой, деревом. В программу включены также практические занятия с ракушками, скорлупой.
Программа рассчитана на работу со слабослышащими и глухими детьми. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Исходя из этого используются в большей степени наглядный принцип обучения. На занятии присутствует сурдопедагог-дефектолог, создавая при этом соответствующие природе глухого человека условия.
Ручной труд способствует развитию мелкой моторики, эта работа способствует развитию воображения, интеллекта и творчества в младшем школьном возрасте, особенно у детей с нарушением слуха. Давно замечена взаимосвязь развития моторики руки и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Цветы повседневно украшают нашу жизнь. Сухой растительный материал доступен, его легко собрать, сушить и хранить. Сухой декоративный материал: цветы, плоды, ветки, злаки, корни – все чаще используется в оформлении жилых помещений, витрин магазинов. Из сухих растений собирают букеты, делают панно, коллажи. Они дополняют современный дизайн в наших квартирах.
Изобилие растительного материала для сухих композиций, методы его высушивания и консервации, знания, которыми располагают сегодня флористы, открывают неисчерпаемые возможности для творчества.
В последние годы усилился интерес к декоративному прикладному творчеству, основой которого является сухой растительный материал. Созданием всевозможных композиций, букетов из сухих цветов, трав, веток, оформлением интерьеров сухими декоративными растениями увлечен весь мир. Всевозрастающий интерес людей к новым открытиям в области декоративного цветоводства возвращает к старому забытому искусству.
Новизна данной программы заключается в большом количестве практических занятий. Данная программа состоит из большого количества разделов, включающих работу с различными материалами. Такое сочетание разделов и тем позволяет учащимся освоить различные виды декоративно-прикладного искусства.
Особенностью данной программы является наличие регионального компонента – выбор растительных форм, характерных для Краснодарского края. Это позволяет на практике познакомить учащихся с флорой родного края. Знания, полученные в практической форме, будут лучше усвоены.
Цель программы:
Через практическую деятельность познакомить с основами флористики: основными видами флористических работ, способами обработки материалов.
Задачи программы:
- Пробуждение интересов и способностей школьников массовыми формами работы;
- Формирование у школьников потребности в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для использования в быту, творческой, сознательной поисковой деятельности.
- Формирование трудолюбия и трудовых навыков, умения применять их на практике.
- Развитие самовыражения личности ребенка через творческую деятельность.
- Учить детей творческому общению с природой.
Программа кружка предусматривает последовательное расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках труда, природоведения в школе. Для начального этапа обучения в кружке необходимы знания об основных природных материалах, инструментах, а также простейших способах обработки материалов.
В основу программы положен экологический принцип: кружковцы получают знания о взаимосвязях растений со средой обитания, азы правил поведения в природе, рационального использования ее богатств.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
- Технику безопасного поведения на занятиях кружка;
- Основные правила сбора и обработки природных материалов;
- Названия основных видов растений, используемых для работы;
- Простейшие способы использования семян, листьев, плодов, цветов растений, веток, ракушек, соленого теста, шпона, дерева;
- Техники панно, мозаики, коллажа, икебаны, папье-маше, комнатного садика, букета.
- Уметь выполнять самостоятельную работу с применением вышеуказанных материалов, используя знания, полученные на занятиях.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- Технику безопасного поведения на занятиях кружка;
- Основные принципы составления композиции;
- Технику плетения из лозы, соломки, изготовления объемных композиций из дерева, цветов, листьев, технику работы с кожей;
- Уметь выполнять самостоятельную работу с применением вышеуказанных материалов, используя знания, полученные на занятиях.
Для реализации целей данной программы необходимо использование следующих средств педагогического процесса: инструменты для обработки материалов на каждого ученика группы (ножницы, клей ПВА, «Момент», кисточку, краски, нож); природные материалы для создания индивидуальных и групповых работ (листья , цветы, плоды, ветви растений, дерево, шпон и т.д.); наглядный материал в виде технологических карт, зарисовок образцов изделий.
Для реализации целей программы необходимо использование следующих методов целостного педагогического процесса: словесные (беседа) – используется при введении нового материала, знакомстве с техникой выполнения работ, темой работы. Этот метод применяется в тех случаях, когда тема частично знакома детям, возможна опора на их жизненный опыт. Объяснение как вид словесного метода используется в тех случаях, когда тема сообщения учителя не знакома учащимся. Например, при знакомстве с техникой коллажа, папье –маше, при знакомстве с новыми материалами: шпон и др.
Практический метод обучения является основным, так как основной частью каждого занятия кружка является практическая работа по созданию изделий из природного материала. Лабораторная работа используется на тех занятиях, когда учитель знакомит учащихся со свойствами материалов. Например, при знакомстве с техникой высушивания растений. Экскурсия как вид практического метода используется вначале обучения, когда выполняется сбор природного материала.
Наглядный метод обучения имеет место на каждом занятии кружка. Рекомендуется использовать иллюстрации с изображением готовых изделий, материалов; технологические таблицы, отражающие порядок и способ выполнения работ по изготовлению изделий; натуральные объекты: природные материалы, инструменты, готовые изделия; ТСО – звукозапись для создания музыкального фона при выполнении работ.
Важной особенностью кружка флористика является создание тесной взаимосвязи между педагогом и учащимися, а также между коллективом учащихся. Педагог знакомит обучающихся с техникой выполнения работ, показывая лично последовательность действий, обращая внимание на возможные ошибки, но возможен и другой вариант: учащиеся самостоятельно знакомятся с новой техникой по технологическим картам, либо на основе имеющегося опыта. Возможен вариант: более опытный ученик, после показа учителя, знакомит других представителей группы с новой техникой. Использование вышеуказанных методов сотрудничества помогает учителю реализовывать воспитывающие цели обучения: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе, передаче опыта друг другу.
Для начального этапа обучения необходимы знания, полученные на уроках труда в начальной и средней школе: первоначальное представление о природных материалах, инструментах для их обработки; техниках работы с природными материалами.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий 2 часа – 2 раза в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
Теорет. занятий | Практ.. занятий | Выездн. занятий | |||
1 1.1
1.2
1.3
1.4 1.5
1.6 1.7 1.8. 1.9. 1.10 1.11 1.12 1.13 2
2.1 2.2
2.3
2.4
2.5 2.6 2.7 2.8. 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 | 1 год занятий Введение Работа с семенами и плодами растений Работа с листьями, ягодами, цветами Искусство икебаны Технология коллажа на стекле Технология изготовления праздничных атрибутов Технология работы с соломкой Технология изготовления комнатного садика Технология работы с древесиной Технология работы с соленым тестом Технология работы с ракушками Искусство букета Итоговое занятие ИТОГО: 2 год обучения Введение Техника высушивания растений Принципы построения композиции Технология изготовления композиций из семян и плодов, листьев и цветов Техника работы с соломкой Изготовление праздничных атрибутов Техника изготовления композиций на сухих ветках, корягах Технология плетения из лозы Технология работы с кожей Технология работы с перьями, ракушками, яичной скорлупой Техника коллажа на стекле Технология работы с соленым тестом Итоговое занятие ИТОГО: | 8 10 14 24 4 14 14 6 18 6 18 6 2 144 6 16 4 24 14 4 18 24 6 12 2 12 2 144 | 2 - - - - - - - - - - - - 2 - - - - - - - - - - - - - - | 2 10 14 24 4 14 14 6 18 6 18 6 2 138 2 16 4 24 14 4 18 24 6 12 2 12 2 140 | 4 - - - - - - - - - - - - 4 4 - - - - - - - - - - - - 4 |
1 год обучения
Введение. Понятие о флористике. Техника безопасности. Основы флористического мастерства.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Сбор и обработка природных материалов. Подготовка материалов к работе.
Работа с семенами и плодами растений.
Практическая работа Изготовление панно «Сказка» из манной крупы. Изготовление мозаики из семян ясеня «Сова» и «Аквариум». Изготовление мозаики из семян «Сельские мотивы».
Работа с листьями, ягодами, цветами.
Практическая работа. Изготовление аппликации «Леди Осень» .Технология изготовления флористического коллажа «Рыбка». Изготовление оберега-веника. Изготовление коллективной работы из семян и листьев «Осенняя фантазия».
Искусство икебаны.
Практическая работа. Изготовление икебаны «Зимние мотивы». Изготовление панно-букета. Изготовление икебаны на свободную тему «Традиции японского декоративно-прикладного искусства. Изготовление панно «Корзина, полная цветов». Изготовление объемной композиции «Саванна». Изготовление итоговой работы напольной вазы с последующим декорированием растительными материалами.
Техника коллажа на стекле.
Практическая работа. Изготовление работы в технике коллажа на стекле.
Техника изготовления праздничных атрибутов.
Практическая работа. Изготовление новогодней елочки. Изготовление новогоднего подсвечника. Изготовление весенней композиции из веток вербы. Изготовление «Пасхального яйца».
Работа с соломкой.
Практическая работа. Тема занятия: Изготовление аппликации «Цветочное панно». Занятие –путешествие «По дорогам сказки о Золотой соломинке».
Изготовление аппликации на свободную тему.
Техника изготовления комнатного садика.
Практическая работа. Изготовление комнатного садика «Чудо-остров».
Работа с древесиной.
Практическая работа. Изготовление статуэтки из коряги. Изготовление настенного панно из коры дерева с применением сухоцветов. Изготовление объемной композиции из веток дерева «Лесная сказка». Изготовление панно «Волшебный узор». Изготовление панно «Цветочная корзина».
Работа с соленым тестом.
Практическая работа. Изготовление панно «Корзина с фруктами». Изготовление панно «Сельские мотивы». Изготовление аппликации «Море».
Работа с ракушками.
Практическая работа. Изготовление панно «Мечта моряка».Изготовление объемной композиции «На лугу». Изготовление напольной вазы с применением ракушек.
Искусство букета
Практическая работа. Праздничный букет. Пот-э-флёр. Изготовление композиции из живых цветов в корзине. Изготовление букета для невесты.
Итоговое занятие. Выставка работ кружковцев.
2 год обучения.
Введение. Из истории аранжировки сухих цветов. Знакомство с инструментами. Техника безопасности.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Сбор и обработка природного материала.
Техника высушивания растений.
Практическая работа. Объемное высушивание. Высушивание растений на бумаге, в сосудах без воды. Высушивание растений в песке в деревянных ящиках. Высушивание растений в манной крупе, в вате. Прессование листьев и цветов. Окрашивание и отбеливание растений. Скелетирование листьев. Методы хранения высушенных растений.
Принципы составления композиции.
Практическая работа. Изготовление панно «Букет». Изготовление панно «Осенний ветер».
Изготовление композиций из семян, плодов, листьев и цветов растений.
Практическая работа. Изготовление мозаики из семян «Фантазия». Изготовление панно «Волшебный узор». Изготовление венков из колосьев и цветов. Изготовление венков из листьев и цветов на основе из ивы. Изготовление панно на плетении из шпона «Дары осени». Изготовление панно из сухих цветов и листьев «Утро в лесу». Изготовление панно «Воспоминание о лете».
Работа с соломкой.
Практическая работа. Плетение косы из соломки и аранжировка плодами и семенами. Изготовление фигурок из соломки: куклы, лошадки. Изготовление панно «Церковь».
Изготовление праздничных атрибутов.
Практическая работа. Изготовление новогодней композиции. Изготовление «Пасхального деревца».
Изготовление композиций на сухих ветках, корягах.
Практическая работа. Изготовление «Сладкого дерева». Изготовление украшений на коре. Изготовление фантастических цветов. Изготовление деревца. Изготовление вазы-коряги.
Плетение из лозы.
Практическая работа. Работа по заготовке и обработке лозы. Знакомство с основными видами плетения. Изготовление подставки под посуду. Изготовление настенного панно. Изготовление корзинки.
Работа с кожей.
Практическая работа. Изготовление панно «Резной узор».
Работа с перьями, ракушками, яичной скорлупой.
Практическая работа. Изготовление панно «Лебединое озеро». Изготовление панно «Подводный мир». Изготовление мозаики «Русская сказка».
Техника коллажа.
Практическая работа. Изготовление коллажа на стекле с сухоцветами.
Работа с соленым тестом.
Практическая работа. Изготовление панно с фигурами цветов. Изготовление панно с фигурами животных. Изготовление рельефа.
Итоговое занятие. Выставка работ кружковцев.
Методические рекомендации
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. За это время учащиеся преодолевают путь от монотонного повторения способа действий за учителем до самостоятельного постижения техники исполнения. В начале обучения учитель объясняет и показывает (объяснительно-иллюстративный метод) способ выполнения действий: знакомит с материалами (семенами, цветами, ягодами, листьями и т.д.) и показывает как правильно и рационально их использовать в композиции, дает готовые эскизы композиций. Степень фантазии и творческой самостоятельности еще незначительны, но постепенно требования учителя изменяются. Так, во второй половине 2года обучения при знакомстве с деревом, соленым тестом, ракушками рекомендуется не давать эскизы работ, с техникой исполнения учащиеся знакомятся с помощью технологических карт, или самостоятельно, используя методическую литературу. Высшая степень самостоятельности – работа на свободную тему. Подобные задания учащиеся получают в конце первого года обучения, во втором учебном году. На втором году обучения возможно применение метода проблемного изложения материала и участие в коллективном поиске. Например, при знакомстве с методами высушивания растений и способами хранения материала, учитель может предложить учащимся проблемную ситуацию: показав конечный продукт: высушенное растение, определить способ высушивания. Во второй половине второго года обучения степень самостоятельности учащихся повышается: материалы и простейшие способы обработки им знакомы, поэтому от них требуется в большей степени применение творческих сил и фантазии.
Для получения наилучшего образовательного результата необходимы следующие условия: наличие оборудованных мест занятий (правильное освещение, вентиляция); столы необходимо поставить вместе для достижения наилучшего результата, т.к. большинство работ выполняются коллективно. Для организации работы необходимы следующие природные материалы: высушенные части растений, дерево, ракушки перья, соленое тесто, деревянная основа. Каждому учащемуся необходим набор инструментов: ножницы, линейка, краски, клей ПВА, «Момент», шило, нож.
Занятия могут проводиться на базе школ города и в кабинете цветоводства ЭБЦ.
Наиболее сложными темами для учащихся являются:
1год обучения
Технология папье-маше, технология работы с соломкой, технология работ со шпоном,
2 год обучения
Техника высушивания растений, технология плетения из лозы, технология работы с кожей.
Основными трудностями при выполнении этих работ являются: трудоемкость, сложность, обилие мелких деталей. Основными путями устранения этих проблем являются: применение технологических карт с последовательным описанием действий, использование методической литературы при изготовлении изделий.
Наиболее удачными формами организации образовательного процесса являются экскурсии – источник вдохновения грацией и красотой природы для создания творческих работ, позволяющие увидеть необычное и интересное в окружающем нас мире. Во время экскурсий происходит организованный поиск и сбор природного материала, что позволяет воспитывать наблюдательность, умение видеть необычное, чудесное, удивительное в обыденном. Самые обычные коряги, листья, ветки превращаются в произведения искусства.
Выставки работ учащихся, устраиваемые в конце учебной четверти, способствуют развитию интереса к искусству, уверенности в своих силах, позволяют учащимся обмениваться опытом.
Одной из удачных форм организации занятий является мастер-класс – наиболее опытные учащиеся дают практические советы группе отстающих ребят (например, при изучении темы соленое тесто 2 год обучения). Данная форма занятий позволяет лучше усвоить материал, способствует обогащению опыта, воспитанию тесных дружеских отношений в коллективе.
При изучении темы изготовление новогодней атрибутики возможно применение формы организации занятия «Фабрика Деда Мороза» по производству поделок для новогоднего праздника младших школьников.
Для реализации данной программы используются следующие наглядные пособия:
- Натуральные объекты (материалы, инструменты, готовые изделия)
- Технологические карты
- Эскизы работ
- Раздаточный материал: трафареты, копировальная бумага.
- Коллекции раковин, гербарии растений, гербарные папки, прессы для сушки растений
Литература для педагогов
1.М.А.Ануфриева. Лучшие поделки из природных материалов. М., «АСТ», 2005.
2. Ж. Беккер. Эти великолепные животные. М., «АСТ»,2005
3. Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия педагогических наук, 1963.
4. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
5.Г.И. Долженко. Поделки из бумаги. Ярославль, «Академия развития», 1997
6.А. Зайцева Е. Моисеева. Декоративные объемные цветы. М., «Эксмо»,2011
7.А.Зайцева А. Дубасова. Поделки из спичек: просто и увлекательно. М., «Эксмо»,2011
8. В. Зайцев. Гербарий. М., «Эксмо»,2011
9.В Зайцев. Поделки из листочков. М., «Эксмо»,2011
10. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
11. О.Н. Козак. Загадки и скороговорки. М., «АСТ»,2006
12. М. Любка. Атлас животных. М.,» «Эксмо»,2011
13. О.Н. Маркелова. Поделки из природного материала. Николаевск, «Учитель»,2009
14. К. Метсен. Птицы. М., «АСТ»,2005
15.Г.И. Перевертень. Поделки из яичной скорлупы. М., «АСТ»,2006
16.Г.И. Перевертень. Поделки из ракушек. М., «АСТ»,2006
17. Популярное пособие для родителей и педагогов. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия развития»,1997
18.П.Стерри. Насекомые и пауки. Все обо всем. М., «АСТ»,2003
19.Ф.П. Филенко. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М., «ЭКСМО»,1971
20.С.Н. Филиппова. Изделия из кожи. М., «АСТ»,2006
21.Л.Б.Филимонова. Флористика.М., «АСТ»,2005
22.С.А. Хворостухина. Оригинальные поделки для дома.М., «ЭКСМО», 2011
Литература для обучающихся
1. Ж. Беккер. Эти великолепные животные. М., «АСТ»,2005
2. М. Любка. Атлас животных. М.,» «Эксмо»,2011
3. К. Метсен. Птицы. М., «АСТ»,2005
4. П. Стерри. Насекомые и пауки. Все обо всем. М., «АСТ»,2003
5.С.А. Хворостухина. Оригинальные поделки для дома. М., «ЭКСМО», 2011