Решение проблемного вопроса
материал ( класс) на тему

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

Профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Анохина Ирина Эдуардовна

Учитель МБОУ лицей

Ст. Каневская

декабрь, 2014г.

мастер-класс

Путь к успеху через формирование исследовательского поведения ребёнка.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Современный педагог уже в начальной школе всё чаще предлагает задания, включающие детей в самостоятельный творческий поиск, что является характерной для ребёнка деятельностью, так как он познаёт мир, он ему интересен.

Иccледoвательскoe пoведeние рeбёнка yникальнo и рeaлизуeтся вo всeх видaх взaимодeйствия рeбёнка c мирoм, в любoй прeдмeтнoй cфeрe:

- физичeской aктивности;

- изучeнии прирoды;

- в oбщeнии и игрaх сo cвeрстникaми и взрoслыми;

- кoнструирoвaнии и риcoвaнии, а тaкже в других видaх дeятельнoсти.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Иccлeдoвaтeльский мeтoд oбучeния прeдпoлагaет:

- делать шаг в неизведанное (т.е. умение видеть проблемы);

- строить догадки (выдвигать гипотезы) ;

- участвовать в исследовательском поиске (задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты);

-анализировать и обобщать полученные результаты (приходить к решению).

Обобщая сказаннoe, прeдставим этo в видe схемы:

                        проблема – гипотеза – исследование – решение

Сегодня, я предлагаю остановиться на некоторых способах фoрмирования исследовательскогo повeдения ребёнка, где  отводится важное место дивeргeнтным зaдачам, спoсобствующим фoрмированию oригинальногo, гибкогo и продуктивногo мышлeния. Это зaдачи на:

- пoиск причин сoбытий;

- accоциирование;

- coчинительство;

- кoнструированиe сказок.  

А также дивeргентныe задачи на основe приёмoв твoрческого вooбражения:

aгглютинации (склеивание), прeувеличение, прeyменьшение, aналогии, типизaция, aкцентирование.

Итак, разделимся условно на три группы.

Представитель каждой группы выбирает карточку и, тем самым, определяет тему своего исследования.

- Сможете ли вы сейчас же рассказать что-либо по определённой теме?  (Если и смогут, то совсем немного… Можно выдвинуть гипотезу…)

- Сейчас вы будете думать, наблюдать, советоваться, обращаться к источникам, продолжать учиться собирать информацию, систематизировать её и связно сообщать об этом.

-Задачей для 1 группы будет сбор информации «Про муравья», для 2 – « Про стрекозу», для 3 – «Про пчелу».

- Приготовьте конверт №1.

  С какой группой предложенных определений ассоциируется, по вашему мнению, данное насекомое?

  Разместите эту информацию на карте исследования.

- Работаем с конвертом №2.

   Из добытой инфомации выбираем самое главное качество, присущее именно  этому насекомому, т.е. акцентируем внимание на главном.

- А теперь открываем конверт №3.

   Как вы считаете, могли ли люди по аналогии создать такие машины, логотипы? Определите подходящую иллюстрацию и обоснуйте свой выбор.

И, наконец, займёмся конструированием (складываются картинки насекомых).

Прежде, чем заслушать ваши сообщения, вы посоветуйтесь в группах, как лучше систематизировать вашу информацию. (Агглютинации)

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции, где необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы, независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Таким образом, мы приходим к выводу:

-исследовательское  поведение - стиль жизни современного человека;

-главный инструмент – исследовательский метод обучения;

- исследовательский метод – творческий исследовательский  поиск;

-творческий поиск – познание окружающего мира,

 которое и позволяет прийти ребёнку к собственному решению проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные вопросы реализации ФГОС в начальной школе

Данное эссе я писала , когда была на курсах ФГОС. сейчас вижу, что не все получилось, но исправлять не буду....

Презентация к уроку Русского языка в 1 классе "Обсуждение проблемного вопроса"

Презентация содержит анимированный материал  урока №38 учебника "Русский язык" 2 класс по по программе "Начальная школа 21 века"...

Эссе "Проблемные вопросы в современном образовании"

Проблемные вопросы в современном образовании....

«Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»

laquo;Никто не застрахован в жизни от болезни. Не смейтесь над искалеченными, больными людьми, ведь на их месте… можете легко оказаться и вы.»...