Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоения детьми родной культуры. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по моральной и духовной культуре. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории своего народа.
Особенности организации учебного процесса.
Программа «Я – тувинец-тоджинец», имеет этнокультурную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Примерная программа рассчитана для проведения внеурочной работы в школе, для детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, 1 час в неделю.
Цель программы:
- Познакомить учащихся с моральным и духовным наследием тоджинского народа;
- Формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры;
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры тоджинского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к малой родине.
- Приобретение знаний основ тоджинской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям близким изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Музыки
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
- Проектная работа
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
Основной составляющей примерной программы «Я – тувинец-тоджинец» являются игры, экскурсии, путешествия, исследования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Формы и методы работы
Особенности работы:
- Активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересованности их изучаемой областью;
- Использование активных форм проведения занятий: игры, викторины, игры-путешествия, экскурсии, исследования, проектные работы;
- Работа с дополнительной литературой: справочники, энциклопедии, периодическая детская литература, научная литература;
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в школьные музеи и в заповедные места Тоджи.
- Посещение концертов.
- Сбор материала.
- Создание и оформление этнографического уголка.
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
- Выполнение проектной работы.
- Создание макетов мини-музея («Тос-Чадыр», «Човурээ-Чадыр», «Кеш-Чадыр», и.т.д.)
- Исследования, наблюдения;
- Индивидуальная и групповая работа.
- Игры, викторины.
Прогнозируемые результаты:
- Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления этнических праздников, ролевые игры («Тайгага ужуражылга», «Ивини ыдыктаары», «Чаа чуртка келгенинин ёзулалдары» и.т.д.);
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
Осознание ценности семьи и взаимоотношений в семье;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства.
- Организация народных праздников.
- Участие в районных и республиканских краеведческих конференциях.
- Участие в школьных и в сельских концертах.
- Участие в районных и республиканских исследовательских и творческих мероприятиях.
Программа
2 класс.
№ | Кол-во часов | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
Собирательство | ||||
1 | 1ч | Вводное занятие | ||
2-4 | 2 ч | Ягоды (очищение, средства и орудия) | Нарисовать ягоды, аппликация | |
5-6 | 2 ч | Грибы (очищение, средства и орудия) | ||
7-8 | 2 ч | Орехи (очищение, средства и орудия) | Работа в группах – панно из чешуи ореха. | |
9-11 | 3 ч | Лекарственные растения | Собрать и высушить лекарственные растения | |
12-14 | 3 ч | Редкие и исчезающие виды растений в Тодже | Написать сочинение о растениях | |
15 | 1 ч | Техника безопасности. | ||
16-17 | 2 ч | Практическая работа. | ||
Рыболовство – главный промысловой вид деятельности жителей Тоджи. | ||||
18-19 | 2 ч | Виды рыб в Тодже. | Практическая работа в группах - «Раскрась» | |
20-22 | 3 ч | Способы рыбной ловли. | ||
23-25 | 3 ч | Средства и орудия ловли рыбы. | Изготовить удочку. | |
26 | 1 ч | Проектная работа: «Рыболовство» | ||
27-29 | 3 ч | Происхождение тувинцев-тоджинцев. | Составить сообщение. | |
30-32 | 3 ч | Образование Тоджинского района | ||
33-35 | 3 ч | Пища – как часть культуры народа. | Составление меню. | |
36 | 1 ч | Викторина. |
3 класс.
№ | Кол-во часов | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание | ||||
Устное народное творчество. | ||||||||
1-3 | 3 ч | Частушки, песни, стихи о Тодже. | Сделать раскладушку | |||||
4-5 | 2 ч | Былины о Тодже. | ||||||
6-7 | 2 ч | Народные сказки. | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка народной сказки. | |||||
8 | 1 ч | Изготовление брошюрки: «Тоджа – мой край родной» | ||||||
9-10 | 2 ч | Традиционный календарь тувинцев – тоджинцев. | Изготовление календаря. | |||||
11-12 | 2 ч | История села: Ий. | Написать сочинение о малой родине. | |||||
Заповедные места Тоджи. | ||||||||
13-15 | 3 ч | Азас – жемчужина Тоджи. | Разучивание песен, стихов об Азасе. | |||||
16-17 | 2 ч | Минеральные источники Тоджи. | Собрать материалы про минеральных источниках | |||||
18-19 | 2 ч | Ноян – Хол – самое большое озеро Тувы. | ||||||
20-21 | 2 ч | Тувинский бобр – эндемик | Написать сообщение. | |||||
22-23 | 2 ч | Тоджинская котловина. | ||||||
24-25 | 2 ч | Тематическая экскурсия.
| Изготовление фотоальбома. | |||||
26 | 1 ч | Проектная деятельность Тема: «Заповедные места Тоджи» | ||||||
Оленеводство. | ||||||||
27 | 1 ч | ПБ при езде на оленях. | ||||||
28-31 | 3 ч | Способы ловли оленя | ||||||
32 | 1 ч | Способы пастьбы оленей. | ||||||
32 | 1 ч | Стойбища, маршруты оленеводческих стад. | Создать мини-стойбище из разных материалов. | |||||
34 | 1 ч | Клеймение оленя. | ||||||
35 | 1 ч | Различение оленей по возрасту. | ||||||
36 | 1 ч | Проектная работа «Олень - |
4 класс.
№ | Кол-во часов | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
Чум – жилище тоджинцев. | ||||
1-2 | 2 ч | Чум из бересты. | ||
3-4 | 2 ч | Чум из коры лиственницы. | ||
5-6 | 2 ч | Чум из шкур оленей и диких животных. | ||
7-8 | 2 ч | Конструирование чум из разных материалов. | ||
Охотоводство. | ||||
9-10 | 2 ч | Животный мир Тоджи. | Творческая работа «Придумай загадку». | |
11-13 | 3 ч | Способы и приемы охоты. | ||
14-16 | 3 ч | Средства и орудия охоты. | Нарисовать орудия охоты. | |
17-20 | 4 ч | Обработка шкур пушных зверей. | Принести шкурки пушных зверей. | |
21-22 | 2 ч | Охота на медведя. | ||
23 | 1 ч | Охота на глухаря. | ||
24-25 | 2 ч | ТБ при охоте. | ||
26-27 | 2 ч | Обычаи и обряды тувинцев – тоджинцев. | ||
Народные знания и творчество. | ||||
28 | 1 ч | Народная медицина. | ||
29 | 1 ч | Устное народное творчество. | ||
30 | 1 ч | Народные игры. | Разучивание народных игр. | |
31 | 1 ч | Музыка и музыкальные инструменты. | ||
32 | 1 ч | Декоративно-прикладное искусство. | Изображение тоджинской символики с помощью прикладного искусства. | |
33 | 1 ч | Проектная работа: «Народные игры – тувинцев-тоджинцев» | ||
34 | 1 ч | Герои – земляки ветераны ВОВ | Найти материал о воинах земляках | |
35 | 1 ч | Викторина | ||
36 | 1 ч | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...