Внеурочное занятие по курсу "Умники и умницы" 4 класс
презентация к уроку на тему
Из истории фозникновения цифр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_17.12.docx | 267.47 КБ |
В презентации представлены исторические этапы развития понятия "Числа" | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
8. ИЗ ИСТОРИИ ЦИФР
Цели: познакомить с историей цифр; развивать пространственное мышление, математическую любознательность.
Ход занятия
Стадия вызова.(класс разделен на 4 команды)
-Наше сегодняшнее занятие я хочу начать обращение к вам, ребята (слайд№1)
-Исходя из моего обращения к вам, какие цели мы поставим для себя сегодня и какие задачи решим для их достижении? (будем учиться считать, совершенствовать мыслительные процессы, развивать гибкость ума).
-Ребята, где в своей жизни мы встречаемся с числами?(ответы уч-ся)
(слайд №2)
– Как вы считаете, в математике всегда начертания цифр были такими, какими вы сейчас записываете выражения, решения задач и т. д.? (слайд №3)
– А как они менялись со временем? Давайте приоткроем страницу истории возникновения чисел.
Стадия осмысления содержания.
Рассказ учителя. Время изменило внешний облик цифр.(показ презентации 10 мин).
-Давайте проверим в какой математической форме вы находитесь?
Р а з м и н к а.
1) Сколько месяцев в году?(12)
2) Назовите третий и восьмой.(март, август)
3) Могут ли они поменяться местами? Почему?
4) Два отца и два сына съели 3 апельсина, причем каждый съел по апельсину. Как это возможно? (Апельсин ели дед, отец, сын)
5) Задумайте однозначное число, прибавьте к нему 17, из полученной суммы вычтите 9. Из остатка вычтите задуманное число. В результате получится число 8. Проверьте.(проверяют на листках)
-Молодцы, я вижу что вы находитесь в прекрасной математической форме.
Задания для команд:
1команда: Андрианова Дарья, Федоров Иван, Леденцова Евгения, Артюгов Александр, Марков Диоген, Никифоров Яков;
2команда: Шабунин Федор, Спарри Иван, Филатова Алина, Юшкова Евгения, Арсентьев Владимир, Нилова Кристина.
3команда: Григорьева Вероника, Мухин Петр, Новикова Кира, Медвецкий Костя, Топузян Вараздат, Алешечкина Дана.
4 команда: Азизов Максим, Брагина Кристина, Иванова Наталья, Гомзин Денис, Ильин Артем, Ливкина Полина.
-У каждой команды на столе лежит конверт с задание. Право первым открыть конверт предоставляется команде……(за верно выполненное задание ребятам вручается житон)
Задание № 1
Перед вами 4 квадрата, используя которые, вы должны показать, как четырьмя различными способами можно разделить квадрат на 4 равные части.
Решение:
Задание№2
Вместо звездочек п о с т а в ь т е нужные числа.
Решение
Задание№3
Расставьте в пустые клетки квадрата числа 11, 15, 19, 25, 29, 33, 39, 43 так, чтобы значения сумм во всех вертикальных и горизонтальных строчках были равны 87.
О т в е т:
Задание№4
В этом чайнворде 18 слов. Найдите их и расставьте номера:
Задание №5
З а д а н и е. Проведите на этих четырех геометрических фигурах всего по одной линии, чтобы из них образовались буквы. Они составят название одного из видов спорта.
Решение
Задание №6
П о р а с с у ж д а й т е.
Летела стая гусей, а навстречу им гусак:
– Здравствуйте, десять гусей!
– Нет. Нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей, то тогда бы было десять.
Сколько в стае гусей? (10 – 3 = 7.)
Задание№7
Математический кроссворд (проверяют студентки)
По горизонтали: 1. Результат действия вычитания. (Разность.) 3. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.) 6. Компонент действия сложения. (Слагаемое.) 7. Число, которое делят. (Делимое.) 8. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.) 10. Мера массы. (Килограмм.)
По вертикали: 2. Результат действия сложения. (Сумма.) 3. Равенство, в котором неизвестное обозначено буквой латинского алфавита. (Уравнение.) 4. Число, на которое делим. (Делитель.) 5. Компонент действия вычитания. (Вычитаемое.) 9. Мера длины, равная 100 см. (Метр.)
Задание№8
Н а й д и т е ш е с т ь о т л и ч и й.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории возникновения чисел «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО» Так говорили пифагорейцы , подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Что есть число? Число – это некоторая величина
Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их по другому , по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые назывались цифрами. 3 2 1 5 7 0 4 6 8 9 I X V C L D M B ф Г Д е s z
Название чисел сначала показывали на пальцах Так начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, - СОБСТВЕННОЙ ПЯТЕРНЁЙ.
УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ ТРЕБОВАЛА ЖИЗНЬ Надо было знать, хватит ли добычи до следующей охоты. Много ли пойманной рыбы?
Самыми древним числом было число ОДИН Придумывая имя числу 1 , исходили из того, что Солнце на небе одно .
Названия для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно: крыльями глазами руками
« Три да четыре даёт семь » люди получили , заметив, что ковш Большой Медведицы складывается из трёх звёзд ручки и четырёх остальных звёзд.
А научившись считать по пальцам до десяти, люди стали считать десятками. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. С их помощью можно было считать до 5 Если взять две руки, то и до десяти В странах, где люди ходили босиком, по пальцам легко было считать до 20.
Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Людям приходилось всё чаще сталкиваться с большими числами. Нужно было придумать, как их записывать? Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, земледельцы .
Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке глиняные шарики и другие фигурки
Индейцы в Америке изображали числа с помощью узелков на верёвках .
В Древнем Египте 15 Числа первого десятка записывали соответствующим количеством палоче к Десять обозначалось скобочкой в виде подковы Какое это число?
Не очень удобно было записывать таким способом числа и совсем неудобно их складывать, вычитать, умножать, делить.
Все числа у них составлялись из сочетаний клинышков. Вертикальная чёрточка обозначала одну единицу , а угол из двух лежачих чёрточек- десять . В Древнем Вавилоне записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке .
Числа от 1 до 20 обозначались точками и чёрточками. Число 45 майя записывали так: Система счёта у народа майя
Система записи чисел в Древнем Риме Знак для 5 – раскрытая ладонь Знак для 10 – две раскрытые ладони
Запись чисел в Древней Руси В Древней Руси буква «а» обозначала число 1 Буква «б» обозначала число 2 Для обозначения чисел 10, 20,100,…, 900 использовались буквы. Для отличия букв от слов использовали знак ТИТЛО Славянские цифровые знаки- буквы с титлами
Задание № 1 Перед вами 4 квадрата, используя которые, вы должны показать, как четырьмя различными способами можно разделить квадрат на 4 равные части.
Решение:
Задание№2 Вместо звездочек поставьте нужные числа.
Решение:
Задание№3 Расставьте в пустые клетки квадрата числа 11, 15, 19, 25, 29, 33, 39, 43 так, чтобы значения сумм во всех вертикальных и горизонтальных строчках были равны 87.
Задание№4 В этом чайнворде 18 слов. Найдите их и расставьте номера:
Задание №5 Проведите на этих четырех геометрических фигурах всего по одной линии, чтобы из них образовались буквы. Они составят название одного из видов спорта.
Задание №6 П о р а с с у ж д а й т е. Летела стая гусей, а навстречу им гусак: – Здравствуйте, десять гусей! – Нет. Нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей, то тогда бы было десять. Сколько в стае гусей?
10 – 3 = 7
2 3 4 5 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. В одном метре десять … . 2. В этой единице массы измеряется вес человека. 3. В одном дециметре десять … . 4. Запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий. 5. Приспособление, выполненное из прозрачного материала, с помощью которого можно измерить площадь фигуры. ПО ВЕРТИКАЛИ: Прочитайте ключевое слово. Что оно обозначает?
ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ 1Результат действия вычитания. 2 . Число, из которого вычитают. 3 . Компонент действия сложения. 4 . Число, которое делят. 5 . Сумма длин сторон многоугольника. 6. Мера массы. 7 . Результат действия сложения. 8 . Равенство, в котором неизвестное обозначено буквой латинского алфавита. 9 . Число, на которое делим. 10. Компонент действия вычитания. 11 . Мера длины, равная 100 см. М н о г о л и н о г? Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе трое котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? О т в е т: две ноги мельника, ибо у кошек и котят не ноги, а лапы.
Много ли ног? Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе трое котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?
Задание№8 Найдите шесть отличий.
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по геометрии для начальных классов.3 класс. Тема "Плоские и пространственные фигуры"
Цели урока: познакомить учащихся с плоскими и пространственными фигурами; учить писать графические диктанты; развивать умения детей делать выводы; развивать любознате6льность; воспитывать ...
Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе
Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....
Внеурочное занятие . Модуль "Классификация .Сравнение" 2 класс занятие 2 «Классификация» .
Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий....
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Конспект внеурочного занятия по ритмике для 3 класса (для детей с ЗПР варианта 7.2) на тему: "Развитие внимания учащихся с ЗПР на уроках музыки и музыкальных занятиях в условиях ФГОС"
Внеурочное занятие по ритмике для 3 класса (для детей с ЗПР варианта 7.2) на тему "Развитие внимания учащихся с ЗПР на уроках музыки и музыкальных занятиях в условиях ФГОС"...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...