«Развитие познавательной деятельности»
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа к курсу «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Развития познавательной деятельности»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст: 7-8 лет (1 класс) Срок реализации: 1 год Количество часов в неделю: 1 час Количество часов в год: 33 часа 2014 год | Составитель: Осипова Виктория Александровна учитель начальных классов |
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Развитие познавательной деятельности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Развития познавательной деятельности» О. А. Холодовой. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа первого класса реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым «метапредметом», который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Практическая значимость
Новые условия современной жизни предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции.
Программа курса тесно связана с программой учебного курса по математике, так как способствует развитию логического мышления, познавательных способностей учащихся, также программой предусмотрены задания, способствующие развитию речи, обогащению словарного запаса детей; также задания, расширяющие знания учащихся по окружающему миру.
Тип программы – комплексная образовательная, вариант «Б», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня; всё содержание деятельности по программе предполагает работу по нескольким направлениям.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; - достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом. - в основу оценки личностных, метапредметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Этапы реализации программы (с 1-го по 4-й классы) происходят следующим образом: в системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1 классе такова:
Мозговая гимнастика (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышлениия (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Весёлая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок. Штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет (1-4 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой не менее 11 человек, продолжительность занятия 40 минут. В 1 классе в год проводится 33 занятия.
На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что интересно, доступно и привлекательно для младших школьников.
Уровень результатов работы по программе
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы, создаётся портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «Развитие познавательной деятельности и математических способностей» являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей; успехи учащихся в математическом конкурсе «Кенгуру» и других математических конкурсах.
Учебно – тематический план. 1 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них: | |
теоретические | практические | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 5 | 5 | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 5 | 5 | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 5 | 5 | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 4 | 4 | |
9 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | 2 | |
10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 33 |
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Развитие воображения. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:+
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивных УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.
Познавательных УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативных УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Также планируется участие детей в Международном математическом конкурсе «Кенгуру», в классной олимпиаде по математике и в математической олимпиаде, предлагаемой на учительском сайте «Инфоурок». Результаты достижений будут помещены в портфолио достижений школьников.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- принтер лазерный;
- ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Информационно – методическое:
- Айзенк Г. К. Проверьте свои способности. Санкт-Петербург:1996
- Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с.152 – (Стандарты второго поколения)
- Григорьев Д.В ,Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя,– М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
- Демидова М.Ю. и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Зак А. З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет – М., 2001г.
- Интерентресурсы
Рекомендуемая литература
Для педагога:
- Холодова О. А. , «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательной деятельности 1 класс»: пособие для учителя, - Москва: РОСТ книга, 2013 г.
- Холодова О. А. , «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательной деятельности 2 класс»: пособие для учителя, - Москва: РОСТ книга, 2013 г.
- Холодова О. А. , «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательной деятельности 3 класс»: пособие для учителя, - Москва: РОСТ книга, 2013 г.
- Холодова О. А. , «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательной деятельности 4 класс»: пособие для учителя, - Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Для учащихся и родителей:
- Холодова О. В. , «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательной деятельности». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1класс - Москва: РОСТ , 2014 г
- Холодова О. В. , «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательной деятельности». Рабочая тетрадь в 2-х частях.2 класс - Москва: РОСТ , 2014 г
- Холодова О. В. , «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательной деятельности». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 3 класс - Москва: РОСТ , 2014 г
- Холодова О. В. , «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательной деятельности». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 4 класс - Москва: РОСТ , 2014 г
Календарно - тематический план (33 часа)
Тема занятия | Форма проведения | Дата проведения | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Тестирование | 02.09 |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Игра. Конкурс | 09.09 |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Игра | 16.09 |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Конкурс | 23.09 |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Конкурс | 30.09 |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Путешествие в сказку. Выполнение занимательных заданий | 07.10 |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Игра | 14.10 |
8 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант | Путешествие всказку | 21.10 |
9 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Игра | 28.10 |
10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Конкурс | 11.11 |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Конкурс | 18.11 |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Игра | 25.11 |
13 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Сказка | 02.12 |
14 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант | Конкурс | 09.12 |
15 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Путешествие | 16.12 |
16 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Игра | 23.12 |
17 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
| Сказка | 13.01 |
18 | Совершенствование воображения.
| Игра | 20.01 |
19 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
| Путешествие | 27.01. |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
| Сказка | 03.02 |
21 | Тренировка внимания. Развитие мышления.
| Игра | 17.02 24.02 |
22 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
| Сказка Выполнение занимательных заданий | 24.02 28.02 |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
| Игра | 03.03 |
24 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Сказка Выполнение занимательных заданий | 10.03 |
25 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Путешествие | 17.03 |
26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Игра | 31.03 |
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Сказка | 07.04 |
28 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Путешествие | 14.04 |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Сказка | 21.04 |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Игра Выполнение занимательных заданий | 28.04 |
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Олимпиада | 05.05 |
32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Игра | 12.05 |
33 33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Тестирование | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся
статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся
статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.
Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016
Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной шк...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-х классов по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).
ДатаДата по фактуТемаЗадачи коррекционной работыСодержание работыI ДИАГНОСТИКА (4 часа) Обследование устной и письменной речи, математических представлений.Обследовать устную речь и письмен...