Методический семинар
статья на тему
Из опыта работы учителя начальных классов
МКОУ СОШ № 17 с.Сухая Буйвола
Дружбиной Ирины Михайловны
«Педагогическая диагностика учебных достижений
как один из видов контрольно-оценочной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.rar | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов
МКОУ СОШ № 17 с.Сухая Буйвола
Дружбиной Ирины Михайловны
«Педагогическая диагностика учебных достижений
как один из видов контрольно-оценочной деятельности».
В настоящее время в современном образовании актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчеркивается в стандарте, метапредметных результатов, т.е. умения учиться.
Все это требует серьезных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться.
В комплекте «Гармония» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (причем это полностью согласуется с положением стандарта):
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родово-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Программа начального образования «Гармония» - это результат многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.
Ведущей идеей комплекта является учебная деятельность младших школьников, её способы, обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе обучения.
Каждый из предметов системы УМК «Гармония» вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий учащихся, является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, полно выражать свои мысли. В учебниках и рабочих тетрадях разработаны задания на самопроверку, коррекцию, оценку, целеполагание, планирование, прогнозирование результата задания, содержащие элементы исследовательской деятельности, итоговые комплексные работы. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в УМК «Гармония» определяется следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообусловливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Педагогическая диагностика играет большую роль в реализации основной цели начального образования – всестороннее развитие младшего школьника в процессе овладения им учебной деятельностью.
В начале первого класса я провожу подробное психолого-педагогическое исследование обучающихся, нацеленное на выявление уровня адаптации к школе, сформированность предпосылок к обучению «Школьный старт», способности, интересы и индивидуальные особенности ребёнка, лингвистическое и математическое развитие. Проведенный анализ выполнения первоклассниками диагностических заданий в начале учебного года, позволяет сделать общий вывод о том, на что именно нужно обратить внимание в первую очередь, что не упустить в ходе подготовки к урокам и внеурочной деятельности.
Диагностические комплексные работы, которые я провожу трижды в течение каждого года обучения, позволяют выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе уровень сформированности самоконтроля и самооценки. Выполнение заданий требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения и умения отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности, ее формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения.
Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Я постоянно фиксирую, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе осуществляю дифференциацию и индивидуализацию обучения.
В диагностическом обследовании можно увидеть и выявить следующие возможности ребенка: гибкость и нестандартность его мышления, умение взглянуть на задачу с разных точек зрения, логику рассуждения.
В текущем оценивании использую систему оценки, которая обеспечивает не только регулярность работы над учебным предметом, но и вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, сотрудничество с учителем дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за свои результаты.
Одним из инструментов мониторинга метапредметных УУД для меня является учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать». Проверяя самостоятельно выполненные учащимися задания, выявляю уровень развития важнейших для данного этапа обучения УУД и определяю дальнейшую педагогическую стратегию по достижению каждым ребёнком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Пользуюсь специальной программой обработки УУД эксель для 1х-4х классов, в которой большинство данных заполняются автоматически, предоставляя результаты развития отдельных УУД учащихся.
Использую в работе различные методики диагностики развития учебных действий через систему заданий на входе и выходе в каждом классе. Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностические материалы содержат разнообразные типы и формы заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов; задания со свободным кратким или развѐрнутым ответом и т.д.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребёнка, позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Проведение педагогической диагностики и её анализ – дело, безусловно, достаточно трудоёмкое, но, если задумываешься об эффективности своей педагогической деятельности, хочешь достичь результатов, определённых в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить. На протяжении всего этого времени (работаю по ФГОС с 2011года) пакет диагностических заданий помогал мне корректировать работу с учащимися всех уровней подготовки, направлял мою работу на преодоление трудностей и повышение качества знаний. Проведя сравнительный анализ, меня порадовало то, что на выходе из 4 класса ярко видна положительная динамика уровня развития учащихся моего класса, что также оказало положительное влияние и на качество знаний.
Таким образом, педагогическая диагностика, используемая в рамках дидактической системы «Гармония», позволяет определить степень сформированности учебной деятельности у выпускников начальной школы и сделать процесс обучения успешным и продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....