Рефлексия в начальной школе.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Рефлексия в начальной школе. (Слайд 1)
Рефлексия одна из необходимых способностей современного учащегося. Способность человека к рефлексии дает ему возможность определять границы знания и незнания.
Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношения с миром».
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, рефлексия становится необходимой частью образовательного процесса. Введение Нового Федерального государственного стандарта. Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии. (Слайд 3)
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Выделяют несколько классификаций рефлексии: (Слайд 4)
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. рефлексия деятельности
3.рефлексия содержания учебного материала
Остановимся на примерах некоторых видах рефлексии подробнее:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния(Слайд 5)
1.«Солнышко» - мне всё удалось, «тучка синего цвета » - мне не всё удалось, «тучка серого цвета» - у меня ничего не получилось; (Слайд 6)
2. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; (Слайд 7)
2. рефлексия деятельности (Слайд 8)
3. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» - мне всё удалось;
4. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; (Слайд 9)
5.«Поезд». (Слайд 10)
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
3.рефлексия содержания учебного материала(Слайд 11)
6.«Плюс-минус-интересно». (Слайд 12) (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
(Слайд 13)
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия в начальной школе
Доклад о том, что такое рефлексия, как проходит сотрудничество учителя и обучающихся на уроках в начальной школе....
Приемы рефлексии в начальной школе
Приемы рефлексии в начальной школе...
Рефлексия в начальной школе
В данной статье рассматриваются разные приёмы рефлексии на уроках в начальной школе. Подчёркивается их целесообразность и систематичность...
Рефлексия в начальной школе
"Пушистики" можно использовать на этапах рефлексии...
Диагностические методики сформированности рефлексии в начальной школе
Дается описание диагностических методик и интерпретация результатов...
Приемы рефлексии в начальной школе.
Приемы рефлексии в начальной школе....
Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.
Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...