ФГОС: преемственность НОО и ООО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прогнозируемые (идеальные) цели педсовета : Углубить знания о концептуальных подходах ФГОС Познакомиться с опытом работы педагогов, работающих с учётом требований ФГОС; Выявить различия между традиционной системой построения урока и инновационной.
Джордж Бе́рнард Шо́у Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности, в основе которого лежат УУД. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения» Александр Кондаков
Фундаментальные цели образования (ЮНЕСКО) 1.Научить получать знания (учить учиться) 2.Научить работать и зарабатывать (учение для труда) 3.Научить жить (учение для бытия) 4.Научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Системно-деятельностный подход - это стандарты обучения второго поколения. Чему учить? Зачем учить? Как учить? Это метод XXI века.
Системно – деятельностный подход 198 5 г. «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка»
Системно – деятельностный подход Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности ( ФГОС )
Согласно теории отечественных педагогов – психологов, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Как образно замечал Л.С.Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
По словам П.Я.Гальперина, цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Данная тема особенно актуальна в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно – деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности обучащеюгося к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности .
По А.Н.Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа?
Сравним, какую деятельность мы совершаем при этом в жизни и на уроке. Если жизнь ставит нас в ситуацию затруднения, то мы формулируем цель: чего хотим добиться? Традиционный урок начинается с проверки домашнего задания, а это деятельность не самих учеников, а учителя, т.е. отсутствует мотивация для деятельности.
Далее в жизни мы обдумываем варианты решения проблемы, определяем хватит ли знаний и умений для достижения цели. На уроке учитель сам объясняет новую тему, порой даже не сообщая о ее актуальности.
В жизни мы пытаемся решить проблему, при необходимости добывая новые знания. На уроке учитель сам транслирует их для учащихся . В итоге в жизни, получив результат, мы сравниваем его с целью и делаем вывод, добились своего или нет. В конце урока учитель организует закрепление и проверку знаний .
Очевидна подавляющая роль учителя и пассивное созерцание его деятельности обучающимися, в то время как жизнь ставит перед нами совершенно другие задачи.
Наша цель – обучить самостоятельному решению проблем посредством открытия знаний вместе с детьми вместо передачи суммы знаний, развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.
Таким образом, любой урок должен иметь структуру, логично соответствующую структуре деятельности с точки зрения психологии. Структура урока: Мотив (цель). Планирование (проектирование) деятельности. Учебные действия по достижению цели. Контроль (самоконтроль). Рефлексия.
Дидактические принципы 1.Деятельности 2. Непрерывности 3.Целостного представления о мире 4.Минимакса 4.Психологической комфортности 5.Вариативности 6.Творчества
Основные этапы деятельностного метода 1. Постановка учебной задачи 2. «Открытие» детьми нового знания 3. Первичное закрепление 4. Самостоятельная работа с проверкой 5. Решение тренировочных упражнений 6. Контроль (принцип минимакса) 7. Решение задач на повторение
Последовательность шагов на уроке 1.Мотивация 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построения проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия
Японская пословица «Налови мне рыбы, и я буду сыт сегодня. Научи меня ловить рыбу, и я буду сыт до конца жизни.»
Решение педсовета проект 1. Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения. 2. Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт в ООО : а) Создать творческую группу по внедрению и реализации ФГОС ООО из учителей предметников до 01 марта 2015года; б) Творческой группе разработать план мероприятий по реализации и внедрению ФГОС ООО до 01 мя 2015г; в) Создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов, программ). г) Творческой группе р азработать систему мониторинга формирования универсальных учебных действий, соответствующую требованиям ФГОС до 15 августа 2015 года. 3. Организовать методическую поддержку учителей: а)Провести «круглый стол» по теме: « Современный урок в условиях реализации ФГОС ». 4. Методическим объединениям учителей способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Стандарты ФГОС (преемственность)
Статья новые стандарты ФГОС...
Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО
Приоритетное направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и р...
Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО
Для эффективной помощи каждый педагог, реализующий ФГОС ООО, получил пакет документов, а именно: - должностную инструкцию учителя основной школы, внедряющего ФГОС ООО; - критерии распределения...
Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...
Преемственность между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО - ФГОС ООО)
Проблемы преемственности начального и среднего звеньев....
выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности.Современный урок по ФГОС.
Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...