ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ГОРОДА НАДЫМА»
материал (4 класс) на тему
Цели: расширить знания учащихся о птицах, обитающих в городе Надыме; привлечь
внимание сверстников к проблеме сохранения зимующих птиц в нашем городе.
Задачи:
· изучить дополнительный материал о городских птицах из литературы, Интернет-ресурсов;
· подготовить сообщения, электронные презентации, рисунки по данной теме;
· провести полевые наблюдения, исследование за птицами;
· провести экологическую акцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy._aslanova_i.v.dokument_microsoft_office_word.doc | 486.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 г.Надыма»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ПТИЦЫ ГОРОДА НАДЫМА»
Авторы проекта: учащиеся 4Г класса МОУ СОШ №9
Руководитель проекта: Асланова Ирина Викторовна,
классный руководитель 4Г класса,
учитель начальных классов МОУ СОШ №9
г.Надым, 2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт проекта………………………………………………………..стр.3
Введение ………………………………….………………………………...5
- Организационно-подготовительный этап …………………………....7
- Практический этап ……………………………………………………..8
- Результативно-аналитический этап……………………………………13
- Отчётно-презентационный этап…………………………….................13
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15
Приложения
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Экологический исследовательский проект «Птицы города Надыма».
- Руководитель проекта: Асланова Ирина Викторовна, классный руководитель 4Г класса, учитель начальных классов.
- Консультант проекта: Хажина Венера Гафуровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества».
- Авторы проекта: учащиеся 4Г класса, учебного объединения «Юный эколог».
- Возраст учащихся: 9-10 лет.
- Тип проекта:
- по целевой установке – познавательный;
- по доминирующему методу – информационный (ознакомительно-ориентированный);
- по содержательному аспекту – экологический;
- по характеру контактов – внутренний;
- по количеству участников – групповой;
- по продолжительности выполнения – ноябрь - декабрь.
- по характеру координации – с открытой, явной координацией;
- межпредметный – интеграция окружающего мира, экологии, информатики и изобразительного искусства;
- инициативный.
- Заказчик проекта: МОУ СОШ №9, МОУ ДОД «Центр детского творчества».
- Цели и задачи проекта.
Цели: расширить знания учащихся о птицах, обитающих в городе Надыме; привлечь
внимание сверстников к проблеме сохранения зимующих птиц в нашем городе.
Задачи:
- изучить дополнительный материал о городских птицах из литературы, Интернет-ресурсов;
- подготовить сообщения, электронные презентации, рисунки по данной теме;
- провести полевые наблюдения, исследование за птицами;
- провести экологическую акцию.
- Необходимое оборудование: компьютер, фотоаппарат, бинокль, определители птиц, карта-схема города Надыма, расходный материал для оформления продуктов проектной деятельности.
- Предполагаемые продукты: экологический исследовательский проект «Птицы города Надыма», сообщения, электронные презентации, рисунки, стенгазета «Птицы города Надыма».
- Этапы работы над проектом:
- организационно-подготовительный;
- практический;
- результативно-аналитический;
- отчётно-презентационный.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время птицы все чаще приспосабливаются жить рядом с человеком, изменяя своей природе. Человек оказывает большое влияние на окружающую среду, природу, в том числе и на животный мир. Одни виды животных исчезали, другие, например, птицы, приспособились жить во взаимодействии с человеком, таким образом, они стали оседать на необычных для них местах. Прежде всего, конечно, птиц привлекает еда. Пища для птиц в городе есть всегда. Конечно, её количество существенно зависит от сезона, но по сравнению с природной средой кормовая база в городе более стабильна и разнообразна. Ассортимент свалок, отходов пищевой промышленности привлекает далеко не все существующие виды (и поэтому видов городских птиц сравнительно немного), но, например, врановые чувствуют себя в такой среде прекрасно. Ещё один фактор привлекательности города для птиц – разнообразие мест для постройки гнёзд и безопасность мест отдыха. В городе живут и голуби – природные обитатели скальных ландшафтов, и воробьи (в природе они селились на обрывах рек, поросших кустарником), и серые вороны, предпочитающие опушки леса. Все они могут найти в городе комфортное для себя место и построить там себе дом. Скалы и ниши в обрывах в городе заменяют здания и сооружения. Деревья и открытые пространства обычно также в равной мере присутствуют в городе. Наконец, город привлекателен для большинства птиц своим микроклиматом. За счёт выработки и потребления энергии город выделяет в окружающую среду достаточно тепла, чтобы нагревать водные и воздушные массы на несколько градусов по сравнению с окрестностями.
На сегодняшний день птицы, постоянно живущие в городе, могут называться городскими обитателями, птицами - синантропами. В России городскими птицами могут считаться около 80 видов, составляя 24% от всех видов птиц. Они селятся непосредственно в жилищах людей. Таковыми являются: воробьи - полевой и домовый, голуби - сизый и скалистый, ласточки - городская, даурская и касатка, трясогузки - белая и горная, стриж белопоясной, горихвостка сибирская. В естественных местах обитания они тоже встречаются. На деревьях и кустарниках, в садах, городских парках и скверах гнездятся вороны, сороки, дубоносы обыкновенный и черноголовый, большая синица, китайская зеленушка, сорокопут-жулан, гаичка, вертишейка.
Птицы привлекают наше внимание своим внешним видом, яркой окраской и мелодичным пением, интересными особенностями поведения. Но птицы не только украшают природу. Преобладающее большинство их приносит большую пользу человеку, истребляя насекомых, грызунов, слизней - вредителей садов, парков, огородов, лесов и полей. Птицы способствуют расселению растений. Снегири, синицы, воробьи уничтожают семена лебеды, крапивы, чертополоха и других сорных растений. Велика и санитарная роль птиц. Мелкие птицы уничтожают множество мух, являющихся разносчиками тяжёлых желудочно-кишечных заболеваний, истребляют комаров, мошек, слепней.
Птицы – один из самых удобных объектов исследования. Они есть практически везде, за ними легко наблюдать и для их изучения нет необходимости изъятия их из природы. Выбранная нами тема «Птицы города Надыма» посвящена птицам, постоянно обитающим в городе, поэтому, объектом нашего изучения и исследования стали городские птицы – синантропы. Результатом нашей деятельности явилось создание экологического исследовательского проекта «Птицы города Надыма».
Формулировка проблемы через противоречие
В местах, где фауна и культурный ландшафт самые молодые, соответственно, и птиц там немного, всего 12-13 видов птиц, например, на Крайнем Севере. Поэтому, в нашем городе видовой состав птиц не отличается большим разнообразием. В городе встречается несколько видов птиц, постоянно проживающих здесь. Перед нами, проектантами, стояла проблема: выяснить, какие факторы влияют на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме.
Установление мотивации к действию
На примере пернатых можно проводить исследования по таким научным направлениям, как экология, биология, зоогеография, морфология и систематика птиц. Однако незнание видов птиц и отсутствие навыков определения их в природе иногда является препятствием при проведении исследовательской работы по орнитологии. Мы изучали дополнительную литературу о городских птицах, виды птиц, их внешние характеристики, поведение. В некоторых случаях к синантропам мы относили виды, обычно не считающиеся таковыми, но легко определяемые в полевых условиях и регулярно встречающиеся в городе. Например, большая синица, поползень, полевой воробей и др.
Новизна проекта заключается в том, что мы, члены проектной группы, и наши одноклассники самостоятельно добывали знания о птицах нашего города, о видовом составе птиц, устанавливали причинно-следственные связи, учились пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, осуществляли поиск, отбор и анализ необходимой информации.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи этапа:
- сформировать проектную группу;
- сообщить одноклассникам о планах работы в рамках проекта;
- дать задания ребятам по проекту;
- информировать родителей о проекте;
- определить цели и задачи проекта;
- составить план работы;
- распределить обязанности в проектной группе;
- членам проектной группы пройти инструктаж.
На этом этапе мы, проектанты, выяснили потенциальные возможности каждого (коммуникативные, организаторские, математические, творческие и т.д.), чтобы каждый из нас мог проявить себя. Мы решили, что можно привлечь одноклассников, которые будут помогать нам в решении каких-то задач на разных этапах проектной работы.
В проектную группу вошли:
- Низамиева Эвелина - исследователь.
- Валиева Азалия - фотограф.
- Костюхин Роман - исследователь.
- Синячкина Татьяна - исследователь.
- Павлюк Татьяна - художник.
- Фаттахова Алсу - аналитик.
На организационно-подготовительном этапе мы, члены проектной группы, сообщили одноклассникам, родителям о плане работы в рамках проекта. Все ребята получили задания по учебным предметам:
- по окружающему миру: подготовить сообщение на тему: «Зимующие птицы города Надыма»;
- по изобразительному искусству: нарисовать рисунок на тему: «Птицы – наши друзья»;
- по информатике: подготовить электронную презентацию «Зимующие птицы города Надыма» (по желанию вместо сообщения);
- по экологии: подготовиться к познавательной викторине «Знаете ли вы птиц?», экологическому турниру знатоков «Наши пернатые друзья»;
- собрать материал для стенгазеты: фотоматериалы, дополнительный материал о птицах, стихи и т.д.
Определение цели и задач проекта
Цели: расширить знания учащихся о птицах, обитающих в городе Надыме; привлечь внимание сверстников к проблеме сохранения зимующих птиц в нашем городе.
Задачи:
- изучить дополнительный материал о городских птицах из литературы, Интернет-ресурсов;
- подготовить сообщения, электронные презентации, рисунки по данной теме;
- провести полевые наблюдения, исследование за птицами;
- провести экологическую акцию.
На этом этапе Ирина Викторовна провела с нами, членами проектной группы, инструктаж. Она изложила задачи, стоящие перед нами; условия, необходимые для реализации проекта: сроки выполнения отдельных задач и т.д.; выделила несколько направлений работы.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Задачи этапа:
- найти сведения о птицах в библиотеках города, Интернет-сайтах;
- провести познавательную викторину «Знаете ли вы птиц?», экологический турнир знатоков «Наши пернатые друзья»;
- провести экологическую акцию «Покормите птиц!»;
- на уроке окружающего мира прослушать сообщения о птицах;
- на уроке изобразительного искусства нарисовать рисунок на тему: «Птицы – наши друзья»;
- оформить выставку рисунков;
- собрать материал для стенгазеты «Птицы города Надыма»;
- подобрать материал и оформить электронную презентацию «Зимующие птицы города Надыма»;
- провести исследование «Изучение внешних факторов, влияющих на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме».
На данном этапе мы, проектанты, и наши одноклассники провели экологическую акцию «Покормите птиц!» (Приложение 1.) по месту жительства: кормили птиц в своих дворах, проводили полевые наблюдения за птицами.
Мы занимались поиском информации: ходили в библиотеки города, изучали литературу про птиц, работали с Интернет-ресурсами, работали с определителями птиц.
Венера Гафуровна, консультант проекта, провела познавательную викторину «Знаете ли вы птиц?» (Приложение 2.), экологический турнир знатоков «Наши пернатые друзья». Викторина показала, что у ребят недостаточный уровень знаний о птицах нашего города, о северных птицах. Поэтому мы с ребятами решили, что будем продолжать изучать птиц нашего города и края, на весенних каникулах посетим Дом природы, где целый отдел посвящён фауне нашего города и ЯНАО.
Экологический турнир знатоков «Наши пернатые друзья» посвятили птицам северного края и нашего города. Турнир проходил в виде интеллектуального состязания трёх команд: «Кедровка», «Сокол», «Ястреб». Турнир включал различные интеллектуальные конкурсы: блиц-опрос (вопрос-ответ), тёмная лошадка (определение птиц по описанию), заморочки из мешочка (тест «4 в 1»), разгадывание анаграмм, пословиц и поговорок, кроссворда «Птицы», игру «Третий лишний», конкурс «Весёлые художники». Данное мероприятие показало, что мы научились работать в команде. Групповой работой отличились две команды: «Кедровка», «Сокол». Ребята работали слаженно, дружно, поэтому добились хороших результатов по итогам турнира (Приложение 3,4.).
Также Венера Гафуровна провела с нами в классе интересную беседу о птицах нашего края, демонстрировала электронную презентацию «Птицы города Надыма и его окрестностей», фотографии, рисунки юных экологов.
Низамиева Эвелина, Валиева Азалия, Костюхин Роман, Синячкина Татьяна, Фаттахова Алсу провели исследовательскую работу по теме: «Изучение внешних факторов, влияющих на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме» (Приложение 5.). Объектом исследования послужили птицы, постоянно обитающие в городе Надыме. Предмет исследования: внешние факторы, влияющие на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме.
Гипотеза. Мы предположили, что на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме, влияют биологические особенности птиц, антропогенный фактор.
Цель: выявить внешние факторы, которые влияют на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме. Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме;
- изучить видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме;
- выявить районы обитания каждого вида птиц;
- сделать выводы по итогам исследования.
Место и время проведения работы: ЯНАО, город Надым, микрорайоны города: IX, X, XI; городской парк, кедровая роща, район пождепо,2. Наблюдения проводили с 09.12.2013г. по 14.12.2013г. – в рамках недели экологии; с 24.03.2014г. по 29.03.2014г. – в рамках недели орнитологии.
Методы, которые использовали в работе: анализ дополнительной, справочной литературы, Интернет-ресурсов, полевые наблюдения, фотографирование, сбор и группировка данных, математическая обработка, вербальный и графический анализ данных.
Оборудование: фотоаппарат, бинокль, ламинированные таблицы-определители птиц, полевой определитель птиц, дневники наблюдений, ручки.
Экспериментальная часть
Для изучения внешних факторов, влияющих на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме, нами выбрана следующая методика исследования:
- Выбрать микрорайоны города, парковые территории для проведения наблюдений.
- Выяснить, какие виды птиц встречаются в каждом районе наблюдений.
- Выяснить, какие внешние факторы влияют на численность и видовой состав птиц, обитающих в городе Надыме;
- Провести сбор и анализ данных.
Наблюдения за птицами мы проводили в IX, X, XI микрорайонах города, посёлке Лесной, городском парке, кедровой роще, на улицах: Зверева, Заводская, Комсомольская. Но некоторые фотоснимки сделали в других районах и окрестностях города. Для определения видов птиц мы устраивали кормушки на снегу.
В Надыме круглый год обитают воробьи домовые. Воробей - настоящий нахлебник человека, живущий всевозможными отбросами, крошками, лишь летом переключающийся на естественную пищу. Самое трудное время для воробьев – зима, длинные зимние ночи. Воробьи - дневные птицы. Чтобы благополучно пережить ночь, они должны усиленно кормиться весь зимний день, чтобы запастись энергией на 16-18 часов. В самые холодные зимы, когда мороз проникает даже в хорошо утеплённые воробьиные убежища, на согревание используется повышенное количество энергии, до утра её может не хватить (Данилов Н.Н., Рыжановский В.Н., Рябицев В.К., 2004.).
В IX, X, XI микрорайонах во время кормления птиц выяснили, что в городе обитает не только воробей городской (домовый), но встречается и воробей деревенский (полевой). Эти виды воробьев имеют небольшие внешние различия: у полевого воробья яркая коричневая шапочка. У домового – шапочка серая и светлые щёки. Полевой воробей не селится в городе, так как ему там не хватает насекомых (Бугаев А.Г., 2002.). Чаще всего он держится на окраинах города, в парках, посёлках. В наши городские дворы полевые воробьи прилетают, когда им недостаточно корма на окраинах города. Домовые воробьи гнездятся под крышами домов, в щелях и других укрытиях; они круглый год обитают в городе. Полевой воробей гнездится в дуплах, в пустотах стен, в скворечниках. Воробьи появились на Севере с первыми поселенцами, когда были построены деревянные дома.
Значительно позднее, уже в хорошо обжитых местах, появились сизые голуби. Голубь сизый, к которому горожане привыкли уже давно именно как к городской птице, является родственником скалистого голубя. Поэтому, многоэтажные и высотные дома ассоциируются у голубей со скалами и горами. В связи с этим они считают города своими родными местами. Голуби настолько привыкли к жизни в городе, что не боятся есть с рук. Голуби употребляют в пищу абсолютно все продукты, без разбора. Такая универсальность пищеварительной системы позволяет голубям выживать в городских условиях без каких-либо особых навыков (http://www.kar-kar.com/goroda/8-pticy-sinantropy.html). Кроме сизого голубя, имеющего голубовато-серую окраску, мы обнаружили в городе другие цветовые вариации этого вида: тёмно-серые, пепельно-красные, белые, чёрные, пёстрые. Орнитологами замечено, что голуби с разными оттенками цвета отличаются поведением. Например, для голубей с чёрной окраской характерно более агрессивное поведение.
В X, XI микрорайонах во время кормления птиц к стае воробьёв и голубей присоединился ворон. Ворон – очень осторожная птица. Даже во время наших наблюдений ворон долго сидел на крыше дома, издавая характерный звук «кру», только потом спустился к кормушке. Ворон – всеядная птица, он не брезгует ничем съедобным. Кроме плодов и других растительных веществ, он истребляет насекомых, улиток, червей, мелких позвоночных, смело нападает на млекопитающих и птиц, питается любыми пищевыми отходами. А на окраине города, недалеко от посёлка Лесной находится городская свалка, куда любит залетать ворон. Поэтому на окраине города ворон встречается чаще, чем в центральных районах.
Все три вида птиц облюбовали городскую черту в основном по одной самой существенной причине: это изобилие корма для них. Действительно, в условиях города птицам корм добыть намного проще, чем в естественной среде обитания. Освещённость городских улиц в ночное время суток продлевает пернатым время поиска пищи. Пернатых привлекает не только объём корма в городе, но и его стабильность (http://www.kar-kar.com/goroda/8-pticy-sinantropy.html).
В городском парке мы наблюдали за поползнями. Этих птиц мы определили быстро, так как они бегают по стволам деревьев вниз головой. Поползни проводят зиму в парке. Их можно определить по свисту «фить-фить-фить», по перелётам с одного места на другое. Изучив дополнительный материал о поползнях, мы выяснили, почему эти птицы селятся летом и зимой в нашем парке. В парке растут ель, лиственница, сибирская сосна. Гнездо поползни строят в углублениях, в дуплах этих деревьев. Наличие деревьев в парке – первая причина обитания поползней здесь. Вторая причина – это наличие пищи для поползней. Они питаются насекомыми, кедровыми орешками. Только весной они перелетают в окрестные леса для выведения потомства.
В городском парке зимой также обитает большая синица. Большие синицы появляются в парке и вблизи жилых домов поздней осенью и обитают здесь всю зиму. Они питаются насекомыми, кедровыми орешками. А гнезда птицы устраивают в дуплах, которые сделал дятел, или сами делают дупло в старом пне. Зимой синицы кочуют в поисках корма небольшими стайками, часто посещают кормушки, которых традиционно вывешивают в нашем парке. Синицы часто прилетают на балконы и подоконники домов, расположенных рядом с магазином «Надым». Эти птицы предпочитают замороженное мясо, несолёное сало, семечки подсолнуха. Весной синицы покидают парк вслед за поползнями. Они перебираются в лесные районы, чтобы вывести потомство.
В городе обитают кедровки. Питаются птицы кедровыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, насекомыми. Излюбленным деревом является кедр. Поэтому, местопребывание кедровок – хвойные леса. Отсюда - зависимость численности этих птиц от наличия хвойных деревьев, от урожайности кедровых орешков. Чем больше урожайность, тем больше численность кедровок. Поедая много семян кедровой сосны (кедровых орехов), эти птицы способствует её расселению, закапывая осенью про запас в землю или под мох семена, кедровка не всё потом выкапывает. Забытые или брошенные запасы (взрослые особи отыскивают 78-86% кладовых) семян прорастают, таким образом, кедровки способствуют распространению хвойных растений, не имеющих возможности расселяться на столь значительные расстояния (Биология. Большой энциклопедический словарь, 1999.). В нашем городе кедровки встречаются на окраинах, в городском парке, кедровой роще, в районе пожарного депо,2, где растут кедры. За кедровкой мы наблюдали в XI микрорайоне, возле Центра печати «Копир», и в городском парке.
В посёлке Лесной, в кедровой роще мы видели сороку. Сорока – птица оседлая, на зиму не улетает. Кормится смешанным кормом, завсегдатай свалок, помоек, при случае разоряет птичьи гнезда и ловит птенцов, охотно ест падаль (Рябицев В.К., 1986.).
В районе МОУ СОШ №1, во дворе Инженерно-технического центра ООО «Газпром добыча Надым» растёт рябина. На эти деревья часто прилетают щуры, снегири. Щур -обычная кочующая птица. Питается семенами хвойных деревьев и ягодами. Держится весной парами, в остальное время - стаями на деревьях. Основной зимний корм – рябина. Чем выше урожайность рябины, тем дольше держатся щуры в городе. Снегири также не улетают до тех пор, пока запас ягод не иссякнет. Когда её мало, они откочёвывают к югу. Много птиц зимует в посёлках и городах, кормясь плодами культурных деревьев и кустарников (Н. С. Алексеева, В. К. Рябицев, 2001.). Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках (http://allforchildren.ru/birds/bird22.php).
На улицах Набережная им. Оруджева, Заводская нам довелось увидеть белых куропаток, сидящих на ветках берёз. Белые куропатки – птицы оседлые, кочующие. Зимой белые куропатки питаются почками и тонкими побегами ив. Когда снега засыпают заросли ивняков в северных тундрах, куропатки собираются в стаи, откочёвывают к югу. Если и там высокие снега, птицы переходят на питание почками, серёжками и побегами берёз. На улицах нашего города повсеместно растут берёзы, ивы. Зимние откочёвки куропатки совершают ещё и потому, что уплотнённый ветрами снежный покров в тундре не позволяет птицам спасаться в снегу от холода (Рябицев В.К., 1986.). Зима 2013-2014 года в ЯНАО, в том числе, в нашем городе выдалась суровой, многоснежной. Поэтому, куропатки перебрались с северных тундровых территорий в окрестности Надыма. Данные полевых наблюдений занесли в таблицу1:
Таблица1. Птицы города Надыма.
№ | Виды птиц | Семейство | Оседлые, кочующие | Районы города, где были замечены птицы |
1. | Воробей полевой (деревенский) – воробей красноголовый Passer montanus | Ткачиковые | Оседлые, кочующие | IX, X, XI микрорайоны, пос. Лесной, городской парк, кедровая роща, район пождепо |
2. | Воробей домовый (городской) Passer domesticus | Ткачиковые | Оседлые | Повсеместно |
3. | Голубь сизый Columba livia | Голубиные | Оседлые | Повсеместно |
4. | Ворон Corvus corax | Врановые | Оседлые | X, XI микрорайоны, пос. Лесной, кедровая роща |
5. | Сорока Pica pica | Врановые | Оседлые | пос. Лесной, кедровая роща |
6. | Кедровка Nucifraga caryocatactes | Врановые | Оседлые, кочующие | XI микрорайон, район пождепо, городской парк, кедровая роща |
7. | Щур Pinicola enucleator | Вьюрковые | Кочующие | Район МОУ СОШ №1, двор ИТЦ ООО «Газпром добыча Надым» |
8. | Снегирь обыкновенный Pyrrhula pyrrhula | Вьюрковые | Оседлые, кочующие | Район МОУ СОШ №1, двор ИТЦ ООО «Газпром добыча Надым» |
9. | Поползень Sitta europaea | Поползневые | Оседлые, кочующие | Городской парк |
10. | Синица большая Parus major | Синицевые | Оседлые, кочующие | Городской парк, проспект Ленинградский |
11. | Белая куропатка Lagopus lagopus | Тетеревиные | Оседлые, кочующие | Улицы: Набережная, Заводская, окрестности города |
По результатам полевых наблюдений, исследований мы сделали выводы:
- На численность и видовой состав птиц в различных районах города влияют биологические особенности птиц, антропогенный фактор.
- Среди биологических особенностей птиц выделили: главный внешний фактор - тип и характер питания, наличие кормовой базы, осторожность, приспособляемость к городским условиям, оседлость, продолжительность светового дня.
- К антропогенным факторам мы отнесли наличие кормушек, подкормку птиц населением, наличие лесонасаждений, зелёной зоны, парковых территорий.
- В городе Надыме постоянно обитают следующие виды птиц: воробей домовый, голубь сизый, ворон.
- Следующие виды птиц: воробей полевой, сорока, кедровка, щур, снегирь, поползень, большая синица, белая куропатка относятся к группе оседлых, кочевых.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Задачи этапа:
- сбор и обработка информации;
- анализ полученной информации;
- подготовка, оформление продуктов проектной деятельности: сообщений, стенгазеты.
На этом этапе мы подвели итоги экологической акции «Покормите птиц!», проведённой по месту жительства учащихся, подсчитали количество птиц до кормления и во время кормления, собранные данные занесли в таблицу 2:
Таблица 2. Итоги экологической акции.
Виды птиц | Количество птиц до кормления | Количество птиц во время кормления |
Воробей домовый | 242 | 427 |
Голубь сизый | 414 | 640 |
Ворон | 7 | 12 |
Итого: | 663 | 1079 |
В экологической акции приняли участие 20 учащихся, 6 родителей. Для проведения акции охватили улицы: Заводская, Зверева, Набережная им. Оруджева, проспект Ленинградский в следующих микрорайонах города: IX, X, XI; посёлок Лесной. Общее количество птиц до кормления составило: 663, во время кормления: 1079. Мы покормили 1079 птиц (в основном, воробьи, голуби), постоянно обитающих в нашем городе, тем самым спасли их от голода.
Мы с ребятами подготовили фотографии (Приложение 6.), оформили выставку рисунков (Приложение 7.). Наши одноклассники подготовили сообщения о птицах (Приложение 8.). Родители помогли оформить стенгазету «Птицы города Надыма» (Приложение 9.). Им помогали Павлюк Таня, Синячкина Таня, Низамиева Эвелина.
4. ОТЧЁТНО-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Задачи этапа:
- оформить проект для участия на ХV школьной конференции исследовательских работ обучающихся «Ведай неведомое»;
- подготовить электронную презентацию проекта;
- участникам конференции подготовиться для представления проекта на конференции.
На этом этапе мы с одноклассниками готовились к участию на ХV школьной конференции исследовательских работ обучающихся «Ведай неведомое»: оформили проект, репетировали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Птицы как объект наблюдений имеют преимущества перед большинством объектов природы: даже зимой птицы дают интересный материал для исследователя. Наблюдая за птицами, мы подмечали мельчайшие детали: расцветку, размеры, формы птиц, их характерные позы, привычки, пищу. Учёт таких деталей учит замечать особенности формы, цвета, движения, полёта, звука, окружающей обстановки.
В данной работе нами использованы материалы из книжных источников тех авторов, которые преданы северному краю. Также нами использованы личные наблюдения, наблюдения наших родных. В процессе работы мы старались руководствоваться принципами, которым следуют все натуралисты–исследователи: терпением, внимательностью, любознательностью, точностью, сотрудничеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Н.С., Рябицев. В.К./Ямал: Энц. Ямало-Ненецкого автономного округа. В 3т.Т.3, 2001.- С.140.
- Анашкина Е.А. 300 вопросов и ответов о птицах. - Яросл.: Академия развития, 2006.- С.240.
- Бугаев А.Г. Птицы.- СПб.: А.В.К. – Тимошка, 2002.- С.96.- (Узнай мир).
- Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров.-3-е изд.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- С.864: ил., 30л.цв.ил.
- Данилов Н.Н., Рыжановский В.Н., Рябицев В.К. /Птицы Ямала. М.: Наука, 2004. - С.134.
- Ласуков Р.Ю. Птицы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 3-е, 2011. – С.160, с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).
- Рябицев В.К. Птицы тундры. – Сверд.: Средне-Уральское кн.изд-во, 1986.- С.192.
Интернет-ресурсы:
- http://www.kar-kar.com/goroda/8-pticy-sinantropy.html
- 1ir.ru/topic/pticy/vorobejj/
- http://allforchildren.ru/birds/bird22.php
- http://www.ebirds.ru/bird/258.htm
- Материал из Википедии - свободной энциклопедии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".
Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....
Исследовательская работа по экологическому воспитанию
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительско...
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
Учебно- исследовательский проект членов экологического кружка.
Береза - любимое дерево русского народа. О ней народ слагал песни, пословицы, поговорки. Поэты воспевали березу в своих стихах, художники изображали на своих полотнах. Для русского человека нет ...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...
Экологический исследовательско –творческий проект на тему «Деревья- наши друзья»
Участники проекта: Алексеев Михаил Сергеевич, ученик надомного обучения (индивидуальная адаптированная программа II вариант) 3 «Б» класса ГБОУ школа №613 Московского района Санкт-Петербург...