Организация групповой работы в начальной школе.
проект (1 класс) на тему

Метельникова Ольга Николаевна

Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми.
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация групповой работы в начальной школе.

Учитель начальных классов  

Метельникова  Ольга Николаевна

                                                                         ГБОУ ООШ № 9 г. Жигулевска

Жигулевск 2015

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая  деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. Мне, как учителю и одновременно как матери первоклассницы  кажется актуальным ответ на вопрос: Что же происходит в школе? 

Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми.
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия.

Цель моей работы: показать эффективность использования методов групповой работы в начальной школе.

Задачи:

  1. Показать преимущества групповых форм работы;
  2. На примере собственного опыта показать типичные ошибки и заблуждения в работе с группами;
  3. Рассказать о приемах, позволяющих учителю добиться результата в работе.

Преимущества групповой формы работы:

• Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания; 
• На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; 
• Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; 
• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением; 
• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. 
• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; 
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности; 
Уже по опыту могу сказать, что в начальной школе, пока дети привыкают к новым формам работы лучше не создавать постоянных групп. Они должны быть постоянными только в рамках работы над одним заданием, проектом, темой.  Наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из З. участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из четного количества детей  может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения.

Однако, как показывает практика, первый опыт организации  групповой работы может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения!

Просто надо учитывать, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования. Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Тогда взаимодействие в группе будет более интенсивным и результативным.

Еще я всегда делаю  акцент  на  то, что групповая работа - это игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет – тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, проигрывает. Этот проигрыш, как правило, оформляет учитель, оценивая работу групп и отдельных ее участников. Результат групповой работы оформляется в отчет, в своей практике я использую следующее:

  • Вся группа отчитывается назначенному мною  ученику или каждый член группы — своему контролеру, которого я назначу; 
  •  Вся группа отчитывается учителю. Эта форма используется для групп выравнивания, когда задачи, решаемые группой, существенно отличаются от решаемых основным составом класса.
  •   Ингода я использую метод «публичной защиты», но все же стараюсь это применять уже в последующих классах.
  • Оценка, полученная отчитывающимся во втором и третьем случаях, ставится всем членам группы. ( А так как в группе заранее не знают, кого назначат отвечающим,  то все ее члены заинтересованы в хорошей подготовке каждого, что создает  дополнительные стимулы для эффективной работы
    в процессе приобретения опыта организации групповой работы я поняла, что нельзя:
  • • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами); 
    • оказывать давление на участников или мешать им высказываться. 
    • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики ;
    • нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще; 
    • и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
    • не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, я включаюсь в работу.
    наиболее сложным для меня в организации групповой работы всегда является  не только оценка деятельности учеников  в группах, но и возможность донести  негативные моменты до школьников.

Поэтому я разыгрываю типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска спора!

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с

классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответы. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3) ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

 Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Список использованной литературы

 

1. Вахрушев, А.А., Кузнецова, И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова// Начальная школа плюс До и После.-2003.- № 6.

2. Витковская, И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников/И.М. Витковская// Начальная школа. – 1997.-№12.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Немов Р.С. Психология образования. –М.:Владос, 1998.

5. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах.- М.: Просвещение, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....

Статья "Организация групповой работы в начальной школе"

Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...

Технология организации групповой работы в начальной школе

Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Данный материал рассказывает о способах организации групповой работы в начальной школе и видах работы в группах....

Организация групповой работы в начальной школе.

Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми.Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы р...