Из опыта работы
материал на тему

Алёшина Ольга Александровна

      В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Наибольшую актуальность получила, за последние десятилетия, проблема детского церебрального паралича (ДЦП). Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

(Алёшина О.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области)

      В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Наибольшую актуальность получила, за последние десятилетия, проблема детского церебрального паралича (ДЦП). Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы.

                    Дети–инвалиды  – особые дети, имеющие в рамках одного диагноза совершенно разные качества, которые делают ребенка неповторимым и сложным. К каждому из таких детей требуется персональный подход, который найти непросто.    Я, Алёшина Ольга Александровна, вот уже 4 года  работаю с ребёнком–инвалидом с заболеванием ДЦП. На отдельном примере из своей практики могу поделиться опытом работы с ребёнком-инвалидом с заболеванием ДЦП.

    Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные  усилия со стороны  родителей, мальчик не может обслуживать себя, не овладеет ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, три раза в неделю, соответственно учебному плану школы.
     Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт  уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и  адаптироваться в социуме.
               Свои  учебные занятия я начинаю с урока чтения, на котором проще установить контакт с ребёнком.   Когда мальчик  поступил  в первый  класс, у него отсутствовал навык сидения, поэтому весь учебный процесс сводился к диалоговому общению.
      После урока чтения мы переходим  к уроку русского языка. Ученик, обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила, орфографически и орфоэпически  грамотно произносит слова. Этот урок  не вызывал бы особых затруднений, если бы не трудности  письма. Из-за расстройств мышечного  тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку.    Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают современные технологии.  Родители смогли приобрести специальную клавиатуру для детей с ДЦП, которая позволяет  заменить письмо печатанием  упражнений. У моего обучающегося есть дома  интернет и компьютер.
        Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Вместе с администрацией школы для обучающегося организуем «выездные уроки» в школу.

Постоянно приглашаем его на все школьные мероприятия, в наши поездки и экскурсии. Он постоянно участвует во всех внеклассных мероприятиях, у него есть грамоты и дипломы за достижения в урочной и внеурочной деятельности.

Думаю, что за три года нашего с ним сотрудничества смогла научить его главному: не бояться трудностей, всегда справляться с поставленной задачей.

        При всем многообразии методов и приемов обучения и воспитания важным остается человеческий фактор – взаимоотношения ребенка и педагога. В данном случае ЛЮБОВЬ к ребенку и ВЕРА в его возможности может помочь там, где бессильны самые современные методики.

   

Аннотация к уроку.

Урок         окружающего мира в 3 классе по теме  «Грибы»  УМК «Школа 21 века», один из уроков раздела «Бактерии и грибы».

 Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  НОО  для обучения на дому ребёнка-инвалида.

         На данном уроке  преобладают поисковая и творческая деятельность: обучающийся поставлен в условия, когда может самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, но и метапредметные результаты : универсальные учебные действия в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель, которую я ставлю для себя - это вовлечение обучающегося в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а в процесс активного познания.

В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала ,  объектов исследования (модели грибов).

         Большая роль отведена  работе в паре с учителем. Благодаря чему обучающийся не только приобретает знания, но и учится общаться, доказывать своё мнение,  оценивать свою работу .

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность обучающегося не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет  более полно познавать окружающий мир.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» «Начальная школа XXI века»

  3 класс

( обучение на дому)

Разработала учитель начальных классов  МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области

Тема урока: В царстве грибов

Тип урока комбинированный

Цель урока: показать  многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать первичное представление о многообразии грибов, их строении и видах.

Развивающая – развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к живой природе;  желание адекватно оценивать свои достижения.

Методы работы:

объяснительно-иллюстративные,

частично-поисковые (эвристические),

словесные,

наглядные,

практические,

стимулирования интереса к учению (познавательные игры)

Формируемые УУД:

регулятивные УД (целеполагание, планирование)

познавательные УД (  общеучебные : структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритма деятельности, поиск и выделение необходимой информации;

логические : подведение под понятие, выведение следствий)

коммуникативные  УД  (планирование учебного сотрудничества с учителем)

Оборудование: презентация к уроку, карточка для проверки знаний,  карточки с дополнительной информацией о грибах, модель шляпочного гриба,  шаблоны грибов из бумаги для составления синквейна.

                      Ход урока:

   Организационный момент:

Давайте познакомимся: я - Ольга Александровна, а это –Лабутин Павел.

День пришёл! Добрый день!

И пусть в нашей жизни будет множество добрых дней.

Проверка домашнего задания.

а) тестовый опрос

б) пересказ  статьи «Жил – был  человек»

Работа с учителем.

А теперь, Паша, мы  поиграем.

 Игра называется «Добавь словечко»

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. 
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки. 
Эти дружные ребята называются ... (опята)

Сообщение темы и цели урока

Наверное,  ты уже догадался, что мы будем  изучать на уроке.

 Сегодня мы  познакомимся с необычным царством - царством грибов, узнаем о строении,  приведём в систему все наши знания о грибах и пополним их новыми.

  Какое сейчас время года? (осень)

Бывают ли в это время грибы?

Я знаю, что ты на уроках немецкого языка изучал стихотворение про осень.

Давай его повторим.

Чтение наизусть стихотворения.

Изучение нового материала.

      Грибы – это живая природа и выделены они в отдельное царство, царство  грибов.

     Долгое время ученые не могли решить: что же такое грибы – растения или животные и не знали к какому царству их отнести.  В 19 веке ученые по грибам предложили выделить их в особое царство. А вот почему  было сделано разделение мы прочитаем в тексте  «Грибы»

Работа с учебником (стр.50)

- Итак, в настоящее время грибы относят в отдельное царство. Почему?

 Наука, которая занимается изучением грибов, называется МИКОЛОГИЯ.

Физминутка

 Ну, а сейчас мы отправимся в лес по грибы  ( сбор грибов)

Ты набрал грибы в корзину ну, а теперь внимательно рассмотрим их

Работа по рисунку – схеме.

Строение гриба

      Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы.  Когда же грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

-  Деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.

  Работа в тетради ( подпиши название частей  гриба)

  Грибы нужно очень осторожно собирать – выкручивая или срезая гриб, не повредив грибницы.

Работа с демонстрационным материалом .

Нам известно, что грибы имеют ножку и шляпку. Они так и называются – шляпочные грибы.

 По строению шляпки грибы можно разделить на 2 вида (пластинчатые и трубчатые) 

Под    шляпкой находятся крошечные споры. В  трубочках или между пластинками находятся  споры, с помощью которых грибы размножаются .  

Правила сбора грибов.

  Грибы нужно очень осторожно собирать – выкручивая или срезая гриб, не повредив грибницы

Физминутка

Работа с пословицей.

Вспомни пословицы о грибах. Как ты понимааешь:

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут.

В этой корзине грибы. Распредели их на 2 группы.

- Ядовитый гриб ядовит только для человека, а животных они лечат, дают питание деревьям, служат насекомым домом .

На уроке чтения ты изучал рассказ М.Пришвина «Недосмотренные грибы». Я знаю, что он тебе очень понравился и ты выучил этот текст. Давай сегодня его вспомним.

- Как ты считаешь, любит ли автор природу?

Синквейн

Что такое синквейн?

Это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

Синквейн  – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Гриб

2.Съедобный, старый

3.Стоит, растёт, прячется

4. Люблю жареные грибы

5.Полянка

III Итог урока. Рефлиския.

- Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)

Закончи предложение:

Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)

Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)

Мне было интересно…( было интересно узнать, что существует еще одно царство, царство Грибов)

     Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:

Грибы-хлебопёки

Грибы-сыровары

Грибы-маслоделы

-  А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!

 Много ещё интересного о грибах ты узнаешь на следующем уроке окружающего мира

- Ну, а теперь давай заселим нашу полянку грибами:

Белый – всё понравилось, хочу узнать больше!

Лисички – всё понравилось

Мухомор – не интересна тема урока

Самооценка.  Алгоритм самооценки . 

-работал на уроке активно и выполнил правильно все задании

-выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки

- задания выполнял с помощью учителя

VIII. Домашнее заданиеНа выбор:

а) Узнать, где и какие грибы растут высоко на деревьях в учебнике на стр. 43 – 44.

б)  Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделать к нему рисунок.

- Благодарю  за работу на уроке!

                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...